Абстракционист Василий Кандинский - презентация по творчеству русского художника В.В. Кандинского (1866-1944)

Содержание

Слайд 2

Василий Васильевич Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря

Василий Васильевич Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря

1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».
Слайд 3

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой,

а отец — представителем старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Троюродный брат Виктор Кандинский — известный психиатр.
Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Его племянником будет философ Александр Кожев.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе. Здесь будущий художник окончил 3-ю гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885—1893 гг. (с перерывом в 1889—1891 гг.) он учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учёбу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

Биография

В.В. Кандинский с родителями

Слайд 4

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во

многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году (и в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена»). В ноябре 1895 года он написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идёт время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадёжная любовь к живописи». В 1896 году Кандинский отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи.
Кандинский вошёл в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Верёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Верёвкиной.

Начало карьеры

Императорский Дерптский университет
(1802-1893)
Императорский Юрьевский университет
(1893-1917)

Грабарь

Веревкина

Явленский

Слайд 5

Абстракционизм Абстракционизм (лат. abstracito – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства,

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstracito – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося

от приближённого к действительности изображения форм живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Василий Кандинский

Казимир Малевич

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов

Пит Мондриан

Слайд 6

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 году. В

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 году. В

настоящее время она находится в Национальном музее Грузии.


Начало творчества

Слайд 7

Василий Васильевич Кандинский – одна из самых противоречивых фигур мировой живописи,

Василий Васильевич Кандинский – одна из самых противоречивых фигур мировой живописи,

представитель, и ярый последователь абстракционизма. Этому художнику удалось объехать половину Европы, побывать в Париже, Мюнхене, съездить в Голландию, Швейцарию, Тунис. Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», создал несколько музыкальных композиций, организовал не одну театральную постановку!

Кандинский – представитель абстракционизма

Слайд 8

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних

курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись. Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.

Лучшие годы

Слайд 9

Среди наиболее известных, заслуживших бессмертную популярность картин – «Москва», «Колебание», «Композиция»

Среди наиболее известных, заслуживших бессмертную популярность картин – «Москва», «Колебание», «Композиция»

и «Восток»! Все эти работы очень яркие и насыщенные красками! На них присутствует множество деталей, которые являются необходимой частью переполненных объектами композиций!
Часто в работах Кандинского невозможно различить образы или фигуры, и только читая название картины, удивляешься необычному взгляду на выбранную тему! Как ярый приверженец абстракционизма он использует свободные линии, размытые контуры, смешивает границы объектов, экспериментирует с цветом, часто рисует различные геометрические фигуры, крупные точки, волнистые линии и прочие свободные элементы!

«Москва» 1916 г.

«Колебание» 1925 г.

«Композиция» 1913 г.

Слайд 10

«Восток» «Гора» 1909 год «Осенний пейзаж» 1908 г.


«Восток»

«Гора» 1909 год

«Осенний пейзаж» 1908 г.

Слайд 11

«Изар» 1901 г. «Белая линия» 1920 г. «Этажи» 1929 г. «Несколько кругов» 1926 г.

«Изар» 1901 г.


«Белая линия» 1920 г.

«Этажи» 1929 г.


«Несколько кругов» 1926 г.

Слайд 12

После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в

После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны

памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918—1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство». Кандинский также был избран вице-президентом РАХН.
В декабре 1921 года Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Слайд 13

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но, когда в 1933

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но, когда в 1933

году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер он 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, под Парижем.

Дом Кандинского и Клее в Дессау

Последние годы жизни

Мемориальная доска В. Кандинскому на Дерибасовской, 17

Слайд 14

С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже

С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась премия

Кандинского (В РФ возрождена в 2007 году, как ежегодная национальная премия в области современного искусства). В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду. В 1980 году Нина Кандинская была задушена на своём шале «Эсмеральда» в Гштаде; убийца не установлен. Картины Кандинского, находившиеся в её доме, не были похищены, пропали только драгоценности.
В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.

«Мурнау. Радуга»

Памятная монета Банка РФ в честь В. В. Кандинского, 1994

Слайд 15

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - один из самых ярких и оригинальных

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - один из самых ярких и оригинальных мастеров искусств

XX века. Его главным достижением считается абстрактная живопись, относимая к золотому фонду авангардного искусства. Кроме того, он был незаурядным литератором, драматургом и театральным режиссером, теоретиком искусства и педагогом, разработавшим свою методику преподавания искусств. В книге предлагается психологический портрет художника, погруженного в сомнения и поиски, внутренние коллизии, трудные отношения и споры с временем и современниками. Драматические повороты судьбы мастера были таковы, будто он прожил несколько жизней. На страницах книги читатель обнаружит многочисленную плеяду людей искусства и исторических личностей, с которыми Кандинский имел те или иные отношения, - от живописцев России и Германии до крупнейших музыкантов и поэтов разных стран, а также мыслителей и ученых начала и первой половины XX века.

Якимович А. Кандинский. – М.: Молодая гвардия, 2019. – 272 с.

Библиография

Слайд 16

Книга Б. М. Соколова, подготовленная на основе архивных материалов и многолетних

Книга Б. М. Соколова, подготовленная на основе архивных материалов и многолетних

экспедиций, посвящена творческим поискам В. В. Кандинского 1890-1920-х годов, времени созревания, расцвета и кризиса его концепции "абсолютного искусства". Художник утверждал, что искусство должно приближать и выражать "Эпоху Великой Духовности", используя язык ассоциаций и частично растворенных форм. В главе I мотивы и образы Кандинского (гибель "материалистического" мира, всемирный потоп, Москва - духовная крепость, художник-мессия, грядущее соединение народов) рассмотрены на примерах из его живописи и графики, в главе II - на материале его поэтических циклов "Звуки" и "Цветы без запаха", в главе III - на примере его театральных пьес и статей ("Желтый звук", "Фиолетовая занавесь", "Через стену"). Глава IV посвящена личности Кандинского, его месту в художественной жизни европейского и русского авангарда. В Приложениях дается комментированная публикация важнейших текстов Кандинского об искусстве ("Кельнская лекция", "Ступени") и каталог народной гравюры из его собрания. Книга богато иллюстрирована картинами и эскизами Кандинского, а также документальными фотографиями.

Соколов Б.М. Василий Кандинский. Эпоха великой духовности. – М.: БуксМАрт, 2016. – 536 с.

Слайд 17

Книга известного ученого, профессора В.С. Турчина посвящена творчеству яркого художника и

Книга известного ученого, профессора В.С. Турчина посвящена творчеству яркого художника и

теоретика искусства В.В. Кандинского. "Кандинский в России" – первое полное исследование российского периода жизни художника и произведений, созданных им на родине. Автор использовал многочисленные архивные документы, анализировал работы Кандинского, хранящиеся в музеях и частных собраниях, что позволило ему детально описать портрет незаурядного художника и эпоху, в которую Кандинский создавал свои произведения. Книга, изданная на русском и английском языках, сопровождается множеством иллюстраций.

Турчин В. Кандинский в России. – М.: Художник и книга, 2005. – 448 с.