Усть – Цилемская горка

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: История праздника Усть – Цилемский праздничный костюм Построения «горочного» действа: хороводы Праздник в современное время

СОДЕРЖАНИЕ:

История праздника
Усть – Цилемский праздничный костюм
Построения «горочного» действа: хороводы
Праздник в современное

время
Слайд 3

Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой

Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой

памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника.
Слайд 4

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения

людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
Слайд 5

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года,

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору

вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья.
В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
В системе весенне-летнего цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников".
Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
"Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Выходу "горочников" в хоровод предшествовал важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда.
Слайд 6

УСТЬ – ЦИЛЕМСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое

УСТЬ – ЦИЛЕМСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние

культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
Усть-Цилемский женский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Слайд 7

УСТЬ – ЦИЛЕМСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ Мужской костюм более простой. Он состоит

УСТЬ – ЦИЛЕМСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Мужской костюм более простой. Он состоит из

рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.
Слайд 8

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ На различных исторических этапах своего существования и

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

На различных исторических этапах своего существования и в

разные по статусу праздничные даты «горка» могла различаться по временной протяженности. Можно выделить три типа построения «горочного» действа:
трёхчастная «горка» (утренняя, дневная, вечерняя) с переменой девушками трех нарядов, при этом лучший наряд надевался на дневную «горку»;
2) двухчастная «горка» (до и после полудня) с переменой двух нарядов, лучший из которых демонстрировался также на дневной «горке»;
3) «горка» без разделения на части, которая представляла собой единое действо, менее длительное по времени, и собиралась обычно после полудня или к вечеру.
Разделение на части было относительно условным в том смысле, что хороводы не прерывались на протяжении всего «горочного» дня.
Слайд 9

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ Как хороводно-игровое действо «горочная» композиция объединяет семь

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

Как хороводно-игровое действо «горочная» композиция объединяет семь разновидностей

хороводов, имеющих точные местные наименования; в каждом из них исполнялись строго определенные традицией песни, обозначаемые самими исполнителями как «горочные».
1) «Столбы» / «из-за стенки» (усть-цилемское и пижемское названия): хоровод-процессия, медленное шествие («перехаживание») участников «горки», разбившихся на пары или по трое («стенки») из конца в начало колонны. При хождении «столбами» пелись не приуроченные к «горке» протяжные песни (например, «Я спойду, спойду, да младенька…», «Из-за лесу, лесу темного…, «Отлетает душочка да соколик…»). Этот хоровод выполнял организующую роль, собирая участников на «горочную» площадку. По большим праздникам такой «смотр горочников» мог быть достаточно длительным, и утренняя «горка» могла даже ограничиваться «столбами».
Слайд 10

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 2) «Круг»: движение взявшихся за руки по

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

2) «Круг»: движение взявшихся за руки по кругу

(«по солнцу» и против «солнца»). В кругу разыгрывались песни «Береза белая шумела-громела…», «Царёв сын…», «У нас N ходит по городу…», «Я капустоньку полола, приговаривала…», «Винный наш колодец…», «Хожу я гуляю вдоль по каравану…», «Вдоль было по речке, вдоль по Казанке…».
Слайд 11

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 3) «Сторона на сторону» / «ряд на

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

3) «Сторона на сторону» / «ряд на ряд»

/ «на две стороны»: «линейный» или «шеренговый» хоровод, поочередное приближение мужской и женской шеренг друг к другу (возвратно-наступательные движения). К данному хороводу приурочены песни «Не в саду девки гуляли…», «Вдоль было по травоньке, вдоль по муравке…», «По сеням хожу…», «Пошла в тонец тонцевать…», «А мы просо сеяли…».
Слайд 12

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 4) «На четыре стороны» / «Иванов монастырь»:

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

4) «На четыре стороны» / «Иванов монастырь»: хоровод

типа квадрата с открытыми углами, образованного шеренгами мужчин и женщин, девушек и юношей, перестраивающийся в женский полукруг, который огибала мужская хороводная цепь. Хоровод получил свое второе название по первым словам исполнявшейся в нем песни («Иванов монастырь становился, молодой черенец провострился…»). В Этот период появляется ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ГОРКИ.
Слайд 13

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 5) «Бояра»: наборный хоровод с разыгрыванием песни

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

5) «Бояра»: наборный хоровод с разыгрыванием песни «Вы,

бояра, вы зачем пришли...», после которого, как правило, водили «дóлгу» / «вожжу». Эта фигура могла выполнять организующую («наборную») функцию, открывая дневную часть «горки».
Слайд 14

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 6) «Дóлга» / «вожжá» (усть-цилемское и пижемское

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

6) «Дóлга» / «вожжá» (усть-цилемское и пижемское названия):

орнаментальный хоровод, фигурное шествие по изогнутой линии («змейкой») цепи взявшихся за руки или за концы платков участников гуляния. «Долгу» водили под песню «Я по реченьке потеку…». В двух локальных вариантах названия этого хоровода отразился, с одной стороны, способ организации движения в хороводе (от слова «водить»), а с другой, — его зрительный образ: хоровод имел вид длинной (долгой) цепи, которая, по воспоминаниям местных жителей, достигала порой нескольких сот метров.
Слайд 15

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ 7) «Плетéнь»: фигурное (спиралевидное) движение колонны взявшихся

ПОСТРОЕНИЕ «ГОРОЧНОГО» ДЕЙСТВА: ХОРОВОДЫ

7) «Плетéнь»: фигурное (спиралевидное) движение колонны взявшихся за

руки или за платки «горочников» с «заплетанием», выстраивание в общей цепи (в «плетне») каждого участника таким образом, что кисть правой руки лежит на левом плече и держит левую руку стоящего сзади; вся цепь «горочников» проходит через «воротца», образуемые руками «заплетающихся»; затем происходит движение в обратном направлении — «расплетание». «Плетень» исполняется после «дóлги» / «вожжи» под песню «Тут и хóдила, гýляла да за собой она вóдила…».
Слайд 16

Дальше на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется -

Дальше на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется -

на смену протяжным хороводным песням приходят зажигательные ритмы, мистерия сменяется гулянкой
Слайд 17

ВОТ ОНА – ГОРКА!

ВОТ ОНА – ГОРКА!

Слайд 18

ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения.

ПРАЗДНИК В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят

"горку" нынче 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.
"Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.
"Горочная традиция дает представление о целом комплексе этических и эстетических ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев".