Содержание

Слайд 2

Петр I основал новую столицу новой России как новый Рим, как

Петр I основал новую столицу новой России как новый Рим, как

столицу новой Империи такой же великой, какой русскому царю виделась древняя Римская Империя. В самом названии «Санкт-Петербург» есть отголосок античного Рима. Город носит имя не его создателя, а святого апостола Петра, небесного покровителя Рима. И в главной скульптурной эмблеме города - «Медном всаднике» - нашли отражение черты античности. Это и легкий плащ Петра, и лавровый венок Героя. Боги и герои античных мифов становятся своего рода покровителями сооружений. Их выбор не случаен.
Слайд 3

Петропавловская крепость – начало Петербурга. Иоанновский мост ведет к Петропавловским воротам

Петропавловская крепость – начало Петербурга.
Иоанновский мост ведет к Петропавловским воротам

крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры – Афина Полиада (Городская)
и Афина Паллада (Воительница).
Слайд 4

Скульптуры, которые мы видим сегодня, были установлены в 1714 году при замене деревянных ворот на каменные.

Скульптуры, которые мы видим сегодня, были установлены
в 1714 году при

замене деревянных ворот на каменные.
Слайд 5

Создавались скульптуры по рисункам самого Доменико Трезини, первого архитектора Санкт-Петербурга. Афина Полиада Афина Паллада

Создавались скульптуры по рисункам самого Доменико Трезини, первого архитектора Санкт-Петербурга.

Афина Полиада

Афина

Паллада
Слайд 6

Афина - одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в

Афина - одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в

число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины.
Слайд 7

Рождение Афины Миф рассказывает, что однажды у Зевса-громовержца страшно разболелась голова,

Рождение Афины

Миф рассказывает, что однажды у Зевса-громовержца страшно разболелась голова,

и это было не случайно. Из его головы давно просилась выйти на божий свет дочь проглоченной им океаниды Метиды.
Гефест по просьбе Зевса расколол своим могучим молотом его голову. Афина вышла из головы отца во всем боевом облачении и стала любимой дочерью верховного бога.
Слайд 8

Роль Афины среди олимпийских богов Ханс Роттенхамер « Афина, окружённая музами»

Роль Афины среди олимпийских богов

Ханс Роттенхамер « Афина, окружённая музами»

Афина

являлась не только богиней войны, как правило, справедливой, не только богиней мудрости, но и защитницей мирной жизни и покровительницей всевозможных ремесел и художеств. Она научила мужчин строить корабли и мельницы, а женщин – прясть и ткать.

Афина помогала многим славным героям – Гераклу, Персею, Одиссею, когда им приходилось сражаться с врагами. Вместе с отцом она победила гиганта Палланта и обтянула свой щит его кожей. Отсюда и пришло к богине одно из ее имен – Афина Паллада.

Слайд 9

Другое имя богини, Афина Полиада, происходит от греческого Поль, что означает

Другое имя богини, Афина Полиада, происходит от греческого
Поль, что означает

«город».
Афина стала покровительницей древнегреческого государства Аттики:
на этой территории находятся современная столица Греции – Афины.
Богиня даровала афинянам масличное дерево, ставшее священным,
защищала закон и порядок.
Слайд 10

Благодарные жители Аттики выстроили в честь богини храм Парфенон(V в. до н.э.)

Благодарные жители Аттики выстроили в честь богини храм Парфенон(V в. до

н.э.)
Слайд 11

Огромная бронзовая скульптура Афины с копьем в руке стояла на холме

Огромная бронзовая скульптура Афины с копьем в руке стояла на холме

неподалеку от Парфенона. Копье горело на солнце, и этот блеск еще издали был виден мореходам.
Слайд 12

В левой нише Петровских ворот Петропавловской крепости Богиня Афина (в образе

В левой нише Петровских ворот Петропавловской крепости Богиня Афина (в образе

покровительницы города) в длинном свободном одеянии. Она повернула голову и всматривается в небольшое круглое зеркало, которое направлено в сторону Невы. В другой руке Полиада держит змею, знак ее мудрости (наравне со сфинксом и совой).
Слайд 13

В правой нише Петровских ворот – Афина Паллада, воительница. На боевом

В правой нише Петровских ворот – Афина Паллада, воительница. На боевом

шлеме богини – ящерица, напоминающая тритона. Это саламандра.
Она обычно обитает у водоемов. По преданию, саламандра ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Паллада предстает во всем своем боевом облачении.
На кольчуге маска горгоны Медузы. Она напоминает о подвиге Персея,
которому Афина помогла одолеть это чудище.
Слайд 14

Главную аллею Летнего сада, протянувшуюся от Невы до Карпиева пруда, открывает

Главную аллею Летнего сада, протянувшуюся от Невы
до Карпиева пруда, открывает

статуя богини мудрости и справедливой войны Афины (римское имя - Минерва).
Молодая женщина одета в доспехи с изображением Медузы, опирается на копье, у ног – сова, как символ мудрости. Скульптура является одной из основных в коллекции
Летнего сада. Петр Великий почитал богиню и поместил ее изображение при входе
в Летний дворец.
Слайд 15

Основным украшением фасадов Летнего дворца Петра I являются 29 барельефов, исполненных

Основным украшением фасадов Летнего дворца Петра I являются
29 барельефов, исполненных

в редкой технике ручной намазки. Тема изображений - прославление морской силы России.
Слайд 16

Центральный горельеф над входом в Летний дворец изображает Афину в окружении трофейных стволов и знамен.

Центральный горельеф над входом в Летний дворец изображает Афину в окружении

трофейных стволов и знамен.
Слайд 17

Скульптурное убранство центральной башни Адмиралтейства – горельеф «Заведение флота в России», выполненный русским скульптором И.И. Теребенёвым

Скульптурное убранство центральной башни Адмиралтейства – горельеф «Заведение флота в России»,

выполненный русским скульптором И.И. Теребенёвым
Слайд 18

Петр I среди мифологических героев особенно выделял Афину за то, что

Петр I среди мифологических героев особенно выделял Афину за то, что

она вела справедливые войны, и бога морей Посейдона.
На горельефе, украшающем арку главной башни Адмиралтейства, Афина стоит рядом с Петром, которому вручает трезубец бог морей.
Слайд 19

Здание Этнографического музея, построенного в стиле русского неоклассицизма, расположено на площади

Здание Этнографического музея, построенного в стиле русского неоклассицизма, расположено на площади

Искусств и органично вписано в ансамбль архитектурных шедевров, фасады которых (как и сама площадь), были разработаны К. И. Росси еще в первой половине XIX века.
Слайд 20

На аттике здания музея Этнографии - Афина с копьем в руке,

На аттике здания музея Этнографии -
Афина с копьем в руке,

а по обе стороны от нее восседают гении Славы.
Слайд 21

На горельефе фронтона восточного портика Адмиралтейства запечатлена сцена награждения Афиной ремесленников и художников.

На горельефе фронтона восточного портика Адмиралтейства запечатлена сцена награждения Афиной ремесленников

и художников.
Слайд 22

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Слайд 23

Поскольку Афина научила людей усмирять диких быков и коней, она заняла

Поскольку Афина научила людей усмирять диких быков и коней, она заняла

центральное место на кровле здания Конногвардейского манежа, построенного в 1807 году для верховой езды и тренировки лошадей.
Слайд 24

Академия художеств. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы (Афины), покровительницы

Академия художеств. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы (Афины), покровительницы

ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств.
Слайд 25

Статуя была выполнена по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева и установлена на

Статуя была выполнена по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева и установлена на

куполе главного корпуса в 1786 году. В 1910 году в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать.
По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.
Слайд 26

На Елагином острове в Петербурге, недалеко от Елагина дворца, расположен Кухонный

На Елагином острове в Петербурге, недалеко от Елагина дворца, расположен Кухонный

корпус. Корпус создан архитектором
Карлом Росси одновременно с дворцом, в 1822 году.

Снаружи здание выглядит как еще один элегантный павильон, в котором были устроены ниши, внутри которых установили статуи античных богов, жриц и весталок, выполненные из пудожского камня скульптором Степаном Пименовым.

Слайд 27

Все античные боги и герои по задумке архитектора связаны с предназначением

Все античные боги и герои по задумке архитектора связаны с предназначением

кухонного корпуса.
Афина, как покровительница ремесел, являлась покровительницей и поварского искусства.
Слайд 28

Богиня Афина Паллада, украшающая Сад Венеры Нижнего парка в Петергофе, расположена

Богиня Афина Паллада, украшающая Сад Венеры Нижнего парка в Петергофе, расположена

между Марлинским прудом и насыпью, отделяющей парк от волн Финского залива.
Эта статуя, как олицетворение мудрости, привлекает к себе внимание, заставляет задуматься
о жизни и красоте.