Анализ фильма “Хористы”

Содержание

Слайд 2

Франция, 1949 год. В приют для трудных подростков поступает на работу

Франция, 1949 год. В приют для трудных подростков поступает на работу

новый педагог - Клеман Матье. Он сам себя считает неудачником, выглядит неуверенно и даже жалко - немолодой, помятый лысеющий дядечка, который сразу съеживается, мямлит и робеет перед властным директором. Клеману дают в управление большой класс агрессивных, озлобленных подростков. Они в свои годы уже понимают только язык силы, и, естественно лысого мямлю его ни во что ни ставят. Однако Клеман Матье уверен: из ребят получится сделать отличный хор! Просто надо найти подход!
Слайд 3

Теперь разберём, что конкретно делает дирижёр, чтобы достучаться до ребят и

Теперь разберём, что конкретно делает дирижёр, чтобы достучаться до ребят и

перевести противостояние между ними в сотрудничество.

Педагог с первых минут даёт понять ученикам, что он на их стороне, что он их уважает и они имеют для него ценность. И это в новинку для учеников: до этого всю жизнь с ними обходились только унизительно. По сути, их агрессия - результат постоянного страха наказания. Матье же взращивает в учениках чувство собственного достоинства.

Слайд 4

Матье, в отличие от остальных педагогов школы не выдаёт своих учеников

Матье, в отличие от остальных педагогов школы не выдаёт своих учеников

директору, конфликтные ситуации решает сам, и делает это справедливо. Он не жалуется на их выходки директору, не ябедничает, как другие педагоги, и с первой минуты решительно выступает против публичных наказаний. Педагог укрепляет их чувство безопасности: он не предатель, можно расслабиться.
Слайд 5

Его стиль и подход постепенно помогают сформировать взаимное доверие. До прихода

Его стиль и подход постепенно помогают сформировать взаимное доверие. До прихода

Матье ребята находились в постоянной конфронтации с учителями (и вообще с миром взрослых), и учились только из-под палки.
Постепенно доверие перерастает во взаимное сотрудничество.
Слайд 6

И когда фундамент правильных человеческих взаимоотношений установлен, Матье начинает прививать любовь

И когда фундамент правильных человеческих взаимоотношений установлен, Матье начинает прививать любовь

к своему предмету. И на волне увлечённости, общего дела и значимости каждого участников их таланты раскрываются максимально. В самом начале фильма нам показывают состоявшегося величайшего дирижёра современности, который был одним из тех самых озлобленных и запуганных ребят.

Главный педагогический инструмент Клемана Матье - это большое, любящее и сострадающее сердце. А ещё искренность с учениками и честность с собой. Он знает, что он не особо талантлив как музыкант, и он не может рассчитывать на собственный успех. Он несёт скромную службу учителя музыки. Но его таланта хватает, чтобы разглядеть и раскрыть одарённость других людей. И служба превращается в большую миссию.

Слайд 7

Что я смогла понять по фильму Безусловное и безоценночное принятие и

Что я смогла понять по фильму

Безусловное и безоценночное принятие и любовь

к детям. Он не смотрел на них сквозь ярлыки, он смотрел на них как на людей, личностей, с особенностями в поведении, согласно их возрасту и условиям жизни.
Его любовь к музыке и той деятельности которой он занимается. Это очень заразительно на самом деле. Кроме того, он с легкостью разбирается в тембрах голоса, у него прекрасный слух, он сам пишет музыку.(31:35 мин.,25:25 мин)
Слайд 8

Индивидуальное отношение к детям. Он, как мне кажется, видел личность каждого

Индивидуальное отношение к детям. Он, как мне кажется, видел личность

каждого из них, давал возможность выразиться через хор каждому. Тем самым каждый получал свое внимание, и мог реализовать себя в деятельности. Т.е. почувствовать свою значимость и важность. И даже если у кого не получалось петь, Клеман и им находил дело (быть ассистентом хормейстера или пюпитром).(32:55 мин, 34:33 мин) В первый день он попросил написать детей свое имя и тем, кем они хотят стать, и потом прочитал все работы. Для него это было важно.(18:55 мин)
Слайд 9

Защита интересов детей. Он не поощрял вседозволенность, за проступки следовали наказания,

Защита интересов детей. Он не поощрял вседозволенность, за проступки следовали наказания,

но согласно их уровню. Он пытался сделать наказание не травмирующим, а поучительным. Показывающим границы человека, пониманием, что их нельзя нарушать. Например, наказание мальчика за проказу с папашей Марсансом. Он не отвел его к директору, понимая, что за этим последует бестолковое и жестокое наказание, он отправил его ухаживать за папашей. Он увидел по реакции мальчика, что тот не злой в душе, что он не хотел, чтобы Марсансу было так больно, мальчик просто не понимал, какие могут быть последствия за его действия. И уход на Марсансом, значило для него гораздо больше, чем просто наказание карцером или побоями. Ухаживая, он увидел какую боль причинил Марсансу, он увидел отношение Марсанса к ребятам, несмотря на их проделки.(13:49 мин)
Слайд 10

Его реакция на рисунок Моранжа на доске, он не стал орать

Его реакция на рисунок Моранжа на доске, он не стал орать

на него, не стал тащить к директору, он просто нарисовал аналогичную карикатуру на Моранжа перед всеми. Превратив все это в шутку, но при этом поставив Моранжа в такую же комичную ситуацию перед ребятами.(16:22 мин)
Кроме отношений с детьми, Клеман не вставал в бунтующую позицию перед директором-официальным руководством школы. Он умело организовывал необходимую деятельность и согласовывал ее с директором, таким образом, хоть как то ставя защиту для детей и их интересов.
Слайд 11

Клеман четко защищал слабых, он как то видел когда надо защитить,

Клеман четко защищал слабых, он как то видел когда надо защитить,

а когда надо оставить ребенка со своим проступком для того, что бы тот мог сам понять. Нпример – защита Пипино перед новым жестоким подростком(45:11 мин) или когда он наказал Моранжа тем, что запретил петь как солисту, потому что тот хулиган(1:08:50 мин) и снял запрет именно в нужный момент, дав Моранжу проявить себя в полной мере(1:16:08 мин). Защита того, кто украл деньги, потому что намерения его были добрыми, искренними. И, несмотря на проступки детей, Клеман старался обращаться к их доброй части и искал справедливости для них. Даже для жестокого подростка Модена, когда он узнал, что не Моден украл деньги, он хотел через директора довести эти сведения в полицию. Если бы не жестокость директора, возможно и Моден смог встать на другую дорогу, возможно, он не стал бы жечь школу(1:24:15 мин).
Мне очень нравятся способности Клеймана, как он умело выстраивать отношения с детьми и руководством в школе. Его внутреннему спокойствию, и понимаю, как и в какие моменты себя вести. Как он смог заразить своим поведением и манерой общения и других учителей. Привлечь второго учителя к музыке, привлечь учителя физкультуры даже к акции против директора (греть воду для мальчиков дровами из личных запасов директора), а в итоге вдохновить всех учителей выступить против дииректора в совете, тем самым дав мальчикам не встать на путь Модена. Я уверена, что если бы в школе сохранились порядки Рошена, то большинство детей также озлобились бы против всего света и стали бы просто преступниками.
В итоге дети признали его, несмотря на запрет директора прощаться с ним, они попрощались.(1:27:36 мин) Я думаю, что для каждого из них, он сыграл большую роль в их жизни. Клеман искренне делал то, во что верил. Руководствовался принципами доброты, умения, знаний, дружбы и любви. Для него было важнее не признание его в обществе как педагога, а развитие детей, польза от его деятельности для них.