Балет Щелкунчик Петр Ильич Чайковский

Содержание

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский Великий русский композитор в 1892 году написал музыку

Петр Ильич Чайковский

Великий русский композитор в 1892 году написал музыку

к балету «Щелкунчик». Это балет стал третьим в творчестве Чайковского («Спящая красавица» и «Лебединое озеро»)
Чайковский стал реформатором в сфере балетной музыке.
Слайд 3

Эрнст Теодор Амадей Гофман По мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король»

Эрнст Теодор Амадей Гофман

По мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король»

этого великого немецкого писателя было создано либретто к балету «Щелкунчик» Мариусом Петипа
Слайд 4

Мариус Петипа Французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и

Мариус Петипа

Французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и

педагог.  Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.
Слайд 5

Лев Иванов Русский артист балета и выдающийся балетмейстер - Л. Иванов

Лев Иванов

Русский артист балета и выдающийся балетмейстер -
Л.

Иванов стал первым постановщиком балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Слайд 6

120 лет балету «Щелкунчик»

120 лет балету «Щелкунчик»

Слайд 7

Либретто Действие первое Близится Рождество. В доме господина Штальбаума готовятся к

Либретто

Действие первое
Близится Рождество. В доме господина Штальбаума готовятся к

празднику. Малыши получают долгожданные подарки. Они в восхищении от зеленого чуда, украшенного свечами, игрушками и сластями. Вдруг в гостиной появляется человек в странном наряде, пугающем детей и взрослых. Это - чудак Дроссельмейер, кукольных дел мастер - крестный Мари и Фрица, детей Штальбаумов. Как всегда, он приготовил сюрпризы. На сей раз это были причудливые марионетки - Паяц, Балерина и Арап. Но Мари не хочется играть. Добрая девочка обиделась на крестного за то, что он всех напугал. Огорченный Дроссельмейер достает еще одну игрушку - неуклюжего, некрасивого, но добродушного Щелкунчика. Детям не нравится уродец. Только Мари бережно прижимает игрушку к себе. Озорник Фриц отнимает у сестры потешного человечка и...ломает его. Дроссельмейер успокаивает безутешную девочку, чинит Щелкунчика и возвращает его Мари.
Слайд 8

В полночь гости расходятся. Мари засыпает, прижимая к себе Щелкунчика... Во

В полночь гости расходятся. Мари засыпает, прижимая к себе Щелкунчика... Во

сне ли, наяву вдруг девочка оказывается окружена полчищем серых мышей. И что самое удивительное, всю эту армию, кажется, возглавляет крестный Дроссельмейер. Но свершилось чудо: деревянный Щелкунчик вдруг ожил. На глазах у изумленной Мари он стал собирать войско из оловянных солдатиков и пряничных лошадок для ее защиты. Разгорелся бой, но силы были не равны. Разъяренные монстры все теснее окружали Щелкунчика. Преодолев свой страх, Мари сбросила башмачок и изо всей силы запустила им в самую гущу вражеского полчища. В тот же миг все исчезло, а Мари упала без чувств. Придя в себя, увидела она Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а прекрасного волшебника (ведь в каждом настоящем мастере-художнике скрывается волшебник). Крестный звал в мир вечной радости и красоты. Правда, чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь снежную вьюгу и другие испытания. Взявшись за руки, Мари и Щелкунчик отправляются в путь.
Слайд 9

Либретто Действие второе В городе Конфитюрнбурге все готово к приему гостей.

Либретто

Действие второе
В городе Конфитюрнбурге все готово к приему гостей. Фея

Драже и Принц Оршад, окруженные нарядными сластями и приветливыми куколками, встречают Мари и Щелкунчика. Торжественно посвятив Мари в Принцессы, (а Принцессой здесь может стать только очень добрая и очень храбрая девочка), они открывают бал. Придворные исполняют для Мари "вкусные" танцы: испанский - "Шоколад", арабский - "Кофе", китайский - "Чай", русский - "Пряники", французский - "Пастила". И, наконец, танцуют сами повелители царства сластей - Фея Драже и Принц Оршад. Крестный Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия. Но девочка никогда не забудет прекрасную сказку, в которой царят добро и красота.
Либретто - из итал. libretto «книжечка» - литературная основа какого-нибудь сочинения , например балета.
Слайд 10

Действующие лица Штальбаум. Его жена. их дети: Клара (Мари), принцесса Фриц

Действующие лица


Штальбаум.
Его жена.
их дети:
Клара (Мари), принцесса
Фриц (Миша)
Марианна, племянница
Няня.
Дроссельмейер.
Щелкунчик, принц
Фея Драже
Принц

Коклюш
Кукла.
Паяц (шут).
Король мышей.
Кордебалет: гости, родственники, слуги, маски, пажи, цветы, игрушки, солдатики и т. д.
Слайд 11

Строение балета Увертюра Действие первое. Картина 1. Украшение Рождественской Елки Марш

Строение балета

Увертюра
Действие первое.
Картина 1.
Украшение Рождественской Елки
Марш
Детский галоп и выход гостей
Сцена с танцами

(выход Дроссельмаера)
Танец заводных кукол (мазурка)
Демонический танец
Сцена и танец родителей (Гроссфатер)
Сцена (Уход гостей. Ночь)
Первый вальс Маши с Щелкунчиком
Полька
Колыбельная
Сцена (Сражение)
Картина 2.
Сцена (Еловый лес зимой) (рост ёлки)
Вальс снежных хлопьев (танец снежинок)
Слайд 12

Действие второе Сцена (Дворец сластей Конфитюренбург) Сцена (Прибытие Клары и Щелкунчика)

Действие второе
Сцена (Дворец сластей Конфитюренбург)
Сцена (Прибытие Клары и Щелкунчика)
Дивертисмент
Шоколад (Испанский

танец)
Кофе (Арабский танец)
Чай (Китайский танец)
Трепак (Русский танец) (карамельная трость)
Танец пастушков (Датский марципан)
Мамаша Гигонь (Жигонь) и паяцы
Вальс цветов
Па-де-де (Фея Драже и принц Оршад)
Вариация I (Тарантелла)
Вариация II (Танец Феи Драже)
Кода
Финальный вальс
Апофеоз
Слайд 13

Первая постановка балета

Первая постановка балета

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Современные постановки

Современные постановки

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25