Балет Ярославна. 7 класс

Содержание

Слайд 2

Б.И. Тищенко балет «Ярославна» «Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»
«Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая поэма

Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является «Князь Игорь» - выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.
Слайд 3

Краткое содержание балета «Ярославна» Русь, 1185 год. Тревожна и опасна жизнь

Краткое содержание балета «Ярославна»

Русь, 1185 год.
Тревожна и опасна жизнь русичей

на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.
Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.
В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских.
Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.
Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Высшие силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.
Слайд 4

Ярославна — балет, поставленный в Ленинградском академическом малом оперном театре в

Ярославна  —
балет, поставленный в Ленинградском академическом малом оперном театре в 1974

году.
Спектакль задумывался как новаторский, значительно расширяющий границы классического русского балета и представлял собой смешение самого балета, пантомимы и хорового пения.
По мнению ряда балетных критиков Ярославна явила собой новый шаг в развитии современного балета, представляя "по существу, некую грандиозную эпико-драматическую хореосимфонию".
"Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства.»
(Виноградов, хореограф)
Слайд 5

Для реализации своего замысла Виноградов привлек композитора, ученика Дмитрия ШостаковичаДля реализации

Для реализации своего замысла Виноградов привлек композитора, ученика Дмитрия ШостаковичаДля реализации своего

замысла Виноградов привлек композитора, ученика Дмитрия Шостаковича, Бориса Тищенко, который и стал автором музыки к спектаклю.
Советский и российский композитор. Народный артист РСФСР

1939-2010

Слайд 6

В качестве сценографа был приглашен знаменитый режиссёр, художественный руководитель Театра на

В качестве сценографа был приглашен знаменитый режиссёр, художественный руководитель Театра на

Таганке Юрий Любимов. 

"Юрий Петрович Любимов просто освятил эту постановку...Я помню как он приехал, мизансцены построил и всё зажило!»
Композитор Борис Тищенко

1917-2014

Слайд 7

Также, в качестве консультанта участвовал крупнейший специалист по "Слову о полку

Также, в качестве консультанта участвовал крупнейший специалист по "Слову о полку

Игореве" академик Д.С. Лихачёв ( филолог, культуролог, культуролог, искусство-вед, культуролог, искусство-вед, доктор филологических наук (1947), профессор )

1906-1999

Слайд 8

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это

имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. 
Получившийся спектакль, несмотря на опасения создателей, был встречен положительно как критикой, так зрителями, чему немало поспособствовала сугубо положительная рецензия Дмитрия Шостаковича:
"Балет "Ярославна" мне довелось посмотреть трижды. И всякий раз я был захвачен его музыкой - очень русской по духу... В ключевых моментах действия звучит хор. Поются подлинные тексты "Слова о полку Игореве". Это придаёт всей постановке не просто оригинальность, а историческую достоверность, художническую подлинность.
Слайд 9

Спектакль был разрешен к вывозу на гастроли на Запад. В частности,

Спектакль был разрешен к вывозу на гастроли на Запад. В частности,

он с успехом прошёл на Авиньонском фестивале в 1976 г. (Франция).
Действующие лица балета:
Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская 
Игорь, князь Новгород-Северский 
Кончак, хан Половецкий 
Владимир, сын Игоря -
Святослав Великий, князь Киевский 
Князья
Плакальщицы
Русские воины
Половецкие воины
В балете 3 акта. Продолжительность спектакля –1ч 35мин.
Слайд 10

Сцены из балета «Ярославна»

Сцены из балета «Ярославна»

Слайд 11

Интересные факты Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о

Интересные факты
Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном

походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
Слайд 12

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие

происходящему действию названия.
«Вступление к первому действию». Открывает спектакль одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминает народный напев. Затем звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Эта музыка тосклива и печальна. 
«Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых князей.
«Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
«Убитый» и «Плач по убитому» - музыка этих разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
«Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена тембрами гобоя и кларнета.
«Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
«Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей храбростью.
«Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром произведения.
«Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.
Слайд 13

«Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый

«Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый кларнет исполняет,

передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
«Степь». На фоне таинственного волнообразного звучания скрипок, как блуждающие призраки возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
«Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например, кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким звучанием медных.
«Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо (штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому)возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон русских воинов.
«Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину, которая будоражит воображение.
«Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
«Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в битве с врагом. Музыка состоит из заунывных нисходящих интонаций.
«Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой необузданной силой.
«Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения.
Слайд 14

Инструменты симфонического оркестра Флейта Флейта-пикколо Кларнет Гобой Валторна Скрипка

Инструменты симфонического оркестра

Флейта

Флейта-пикколо

Кларнет

Гобой

Валторна

Скрипка