Берсенева НН ФХО Нт-208ИЗО Живопись Др Рима1

Содержание

Слайд 2

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры

и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями.
Слайд 3

Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В

Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В

художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах.
Слайд 4

Античная живопись дошла до наших дней в очень немногих своих образцах.

Античная живопись дошла до наших дней в очень немногих своих образцах.

Большая часть росписей, украшавших стены домов и общественных зданий древних греков и римлян, погибла вместе с архитектурой. Особенно печальна участь древнегреческой живописи, о которой часто приходится судить лишь по письменным источникам, свидетельствам античных авторов. Несколько больше сохранилось оригиналов древнеримской живописи. Богатый материал дают Помпеи, известны и некоторые образцы римской столичной живописи, найденные в городской черте Рима.
Слайд 5

При Августе деятельность не только скульпторов и архитекторов, но и художников

При Августе деятельность не только скульпторов и архитекторов, но и художников

стала особенно оживленной. Прекращение гражданских войн, как уже упоминалось, способствовало развитию зодчества, а следовательно, и искусства декора. Стены жилых помещений все чаще украшались всевозможными живописными композициями, покрывались рельефами с их тонким кружевом узоров и фигурных сцен.
Слайд 6

Живопись в Древнем Риме появилась около 300 г. до н.э., когда

Живопись в Древнем Риме появилась около 300 г. до н.э., когда Фабий

Пиктор Квинт воссоздал в храме на Квиринале эпизоды второй Самнитской войны.
Древнейший из сохранившихся до наших дней памятников — это фрески на Эсквилине с изображением батальных сцен. «Из древних картин, — сообщает Винкельман, — сохранились до нашего времени в Риме так называемая «Венера и Рома» в палаццо Барберини, «Альдобрандинская свадьба», «Марк Кориолан», семь картин в галерее коллегии святого Игнатия и картина, принадлежащая кардиналу Алессандро Альбани».

Альдобрандинская свадьба

Слайд 7

Альдобрандинская свадьба

Альдобрандинская свадьба

Слайд 8

Альдобрандинская свадьба. Фрагмент Одна из самых замечательных картин — «Альдобрандинская свадьба»,

Альдобрандинская свадьба. Фрагмент

Одна из самых замечательных картин — «Альдобрандинская свадьба», найденная

в 1606 г. в Риме и хранящаяся ныне в Ватикане. Зритель видит брачные покои, где в центре изображена сидящая на ложе, облаченная в тонкие ткани невеста, а ее как бы ободряет Афродита. Множество фигур, изображенных в картине, образуют отдельные группы, создающие настроение умиротворенности и покоя. Существует несколько объяснений этой замечательной картины, с одним из которых мы позднее познакомим читателя.
Слайд 9

Наиболее полное представление о древнеримской живописи дают фрески, обнаруженные в Помпеях,

Наиболее полное представление о древнеримской живописи дают фрески, обнаруженные в Помпеях,

Геркулануме и Стабиях.
Эти некогда цветущие города на берегу Неаполитанского залива перестали существовать в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 году н.э.
Вулканический пепел засыпал дома и улицы и тем самым на многие столетия сохранил не только строения, но и внутренний облик частных домов и общественных зданий. Остались утварь, мраморные и бронзовые статуи, мозаичные полы и росписи на стенах.
Слайд 10

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ В римской настенной живописи II в. до н.э.

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ

В римской настенной живописи II в. до н.э. — I в.

н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.
Стиль I называют инкрустационным
( II в. до н.э.), так как он подражал облицовке стен. Витрувий описывает его следующим образом: «Древние мастера, которые положили начало художественным облицовкам, первоначально стали подражать пестроцветным сортам мрамора и расположениям его плит, а затем различным комбинациям чередований карнизов и клинов, окрашенных охрой». Подобные росписи характерны для дома Саллюстия в Помпеях.

Стиль I Инкрустацион
ный

Слайд 11

Первый, иногда называемый инкрустационным или структурным, который был лишен сюжетных и

Первый, иногда называемый инкрустационным или структурным, который был лишен сюжетных и

декоративных изображений и прежде всего воспроизводил в цвете и невысоком рельефе квадровую кладку стены. Помещение со стенами, украшенными в манере первого помпеянского стиля, казалось строгим, отделенным от окружающего пространства прочными квадрами. Это была обитель римской семьи — ячейки древнего рода.
Слайд 12

Декоративная фреска первого помпеянского стиля из Самнитского дома. Геркуланум. II-I вв.

Декоративная фреска первого помпеянского стиля из Самнитского дома. Геркуланум. II-I вв.

до н.э.

Стена в интерьере римского дома того времени отличалась от внешней стены дома лишь цветом. Первый живописный стиль, заимствованный римлянами из декора жилых помещений эллинистических городов (в частности, домов на острове Делос), был созвучен суровому времени начала завоевательных войн.

Слайд 13

Знаменитый дом Геркуланума (Самнитский дом)

Знаменитый дом Геркуланума
(Самнитский дом)

Слайд 14

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ Стиль II — архитектурно-перспективный (80–30-е гг. до н.э.),

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ

Стиль  II — архитектурно-перспективный (80–30-е гг. до н.э.), он стремится

с помощью перспективных эффектов как бы раздвинуть, расширить помещение, открывая вдруг сады, фантастические пейзажи, большие многофигурные композиции.
В этом стиле, как сообщает Витрувий, «рисуются порты, мысы, берега, реки, источники, проливы, святилища, священные рощи, горы, стада, пастухи; в некоторых местах рисуются большие картины с изображением ликов богов или живописных интерпретаций мифических сказаний: троянских богов или скитаний Улисса на фоне ландшафтов и, наконец, всякие прочие предметы, какие только существуют в природе». Примером стиля II являются росписи дома на Эсквилине в Риме, дома Ливии на Палатине в Риме, виллы Мистерий в Помпеях.

Стиль II Архитектурно-перспективный

Слайд 15

Второй стиль появился в годы военных побед. Римляне, пожиная плоды своих

Второй стиль появился в годы военных побед. Римляне, пожиная плоды своих

успехов, начали пристальнее всматриваться в художественные произведения, привезенные из завоеванных стран, и у них возникало желание украсить свои дома яркими и сложными композициями. Вместе с расширением границ познания мира как бы раздвигались и стены домов. У художников появилась потребность воплотить ощущение безграничных просторов, в то время уже знакомых и обжитых, в живописном жанре так же полно, как в архитектуре и пластике. Появилось желание прорвать плоскость стены, ввести пространство внутрь дома, открыть интерьер широким пейзажам.
Слайд 16

Пространственная архитектурная декорация, составлявшая основу второго живописного стиля, возникала постепенно. Гирлянды

Пространственная архитектурная декорация, составлявшая основу второго живописного стиля, возникала постепенно. Гирлянды

и маски, характерные для росписей первой фазы второго стиля (например, в доме Серебряной свадьбы из Помпеи)

Дом Серебряной свадьбы
из Помпеи

Слайд 17

Вилла Мистерий

Вилла Мистерий

Слайд 18

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ Cтиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э.

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ

Cтиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э. —

50-е гг. н.э.), так как его композиции подчеркнуто плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.
К этому стилю относятся дома Лукрецио Фронто, Луция Цецилия Юкунда и вилла Цицерона в Помпеях.

Стиль III Орнаменталь
ный

Слайд 19

Дом Лукрецио Фронто

Дом Лукрецио Фронто

Слайд 20

Фреска из дома Люция Цецилия Юкунда

Фреска из дома Люция Цецилия Юкунда

Слайд 21

Танцующая манада. III живописный стиль. Помпеи. Вилла Цицерона

Танцующая манада. III живописный стиль. Помпеи. Вилла Цицерона

Слайд 22

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ Cтиль IV — декоративно-архитектурный (50–79 гг. н.э.), примыкающий

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ РОСПИСИ

Cтиль IV — декоративно-архитектурный (50–79 гг. н.э.), примыкающий к

стилю II. Он отличается изысканностью, грациозной причудливостью, богатством убранства, применением перспективно изображенных прихотливых фантастических архитектурных мотивов, что вызвало крайнее раздражение у такого трезвого архитектора, каким был Витрувий, заставший только начало этого стиля: «Вместо колонн, — восклицает он, — ставят тростинки, вместо покатых кровель — маленькие ложчатые завитки со скрюченными листьями и волютами или, например, канделябры, поддерживающие изображения маленьких зданий».
Росписи этого стиля характерны для дома Веттиев и дома Изобилия в Помпеях.

Стиль IV Декоративно-архитектурный

Слайд 23

Дом Веттиев. Помпеи

Дом Веттиев. Помпеи

Слайд 24

Дом Веттиев. Помпеи

Дом Веттиев. Помпеи

Слайд 25

Одна из особенностей стиля IV состоит в том, что в роспись

Одна из особенностей стиля IV состоит в том, что в роспись

включались оригиналы великих греческих живописцев или их копии. Часто копиист писал все картины в одном размере и в одинаковой, ему присущей манере, сохраняя лишь композицию оригинала.
Такова копия со знаменитой картины Зевксиса «Младенец Геракл, душащий змей» из дома Веттиев в Помпеях. Сюда же относится мозаичная картина «Битва при Арбелах» из Дома Фавна, копия с картины греческого художника Филоксена из Эретреи, жившего в IV в. до н.э. Картина «Ио и Аргус» из Помпей является свободной копией картины известного греческого живописца Никия. Копиями с греческих оригиналов являются картины «Зевс и Гера», «Ахилл и Одиссей» из дома Диоскуров, «Персей и Андромеда», «Марс и Венера», «Тесей после убийства Минотавра», «Геракл и Телеф» — все из Геркуланума.
Слайд 26

«Младенец Геракл, душащий змей» из дома Веттиев в Помпеях

«Младенец Геракл,
душащий змей»
из дома Веттиев в Помпеях

Слайд 27

«Битва при Арбелах» из Дома Фавна

«Битва при Арбелах» из Дома Фавна

Слайд 28

«Ио и Аргус» из Помпей

«Ио и Аргус» из Помпей

Слайд 29

Фреска на вилле Мистерий Наиболее яркое представление о мастерстве древнеримских художников

Фреска на вилле Мистерий

Наиболее яркое представление о мастерстве древнеримских художников дают

фрески, находящиеся на вилле Мистерий, построенной в 1-й половине II в. до н.э. и реконструированной ок. 60 г. до н.э.
Главное сокровище виллы — фриз зала Мистерий, изображающий фигуры высотой в человеческий рост, которые будто движутся в ритуальном действе, — здесь реальность соединяется с мифом. Сцена, толкованию которой посвятили немало сил крупнейшие ученые, стремясь постичь ее тайный смысл, пока остается загадкой.
Слайд 30

Перед нами роспись, выполненная мастером, владеющим тончайшими выразительными приемами и демонстрирующим

Перед нами роспись, выполненная мастером, владеющим тончайшими выразительными приемами и демонстрирующим

изысканный вкус. Драгоценная киноварь покрывает фон фриза, обрамленного карнизом из слоистого желтовато-зеленоватого оникса. До сих пор остается неясным не только значение отдельных фигур, но и сама последовательность действия. Порядок рассматривания росписей зависит от того, какую основную идею тот или иной исследователь видит в изображенных сценах. 
Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Древнеримская живопись, переняв у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, внесла

Древнеримская живопись, переняв у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, внесла

много нового в их систему. Это относится к цвету римских фресок — яркому, насыщенному, гармоничному; к свободной, смелой живописной манере, сохраняющей характер эскизного наброска и вызывающей волнение у зрителя. Они добились подлинной виртуозности владения кистью.