Диего Родригес де Сильва Веласкес (1592–1660)

Содержание

Слайд 2

До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес»

         До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые

«бодегонес» (от исп. «харчевня») — сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты

«Водонос»

Слайд 3

Слайд 4

В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские

В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские

темы Христос в доме Марфы и Марии
Иисус с учениками пришли в одну деревню. Там женщина, по имени Марфа, пригласила их в свой дом. У нее была сестра Мария. Мария сидела у ног Иисуса и слушала, что Он говорил. Марфа же суетилась и готовила обед. Она подошла к Иисусу и спросила: «Господи, неужели Тебя не возмущает то, что моя сестра оставила всю работу на меня одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!» Иисус ответил: «Марфа, Марфа! Ты переживаешь и заботишься о многом, а нужно ведь только одно. Мария выбрала то, что важнее всего, и это у нее уже никто не отнимет» (по Евангелию от Луки). » Около 1622 ).
Слайд 5

«Христос в Эммаусе» Согласно Евангелию от Луки, в первый раз воскресший

«Христос в Эммаусе» Согласно Евангелию от Луки, в первый раз воскресший

Иисус явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Но глаза их были удержаны, и ученики не узнали Его. Когда они пришли в Эммаус, Иисус хотел уйти, но ученики просили Его остаться и поужинать с ними. Когда Иисус, взяв хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, у них открылись глаза, и они узнали Его. И в тот же момент Иисус стал для них невидимым. Согласно Евангелию от Марка, воскресший Иисус явился этим двоим в измененном облике.
Слайд 6

В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским

В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским

живописцем. Он пишет портреты королевских особ и придворных; знакомится с королевской коллекцией живописи — картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других прославленных мастеров. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г.». В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь.

(«Конный портрет герцога Оливареса»,

Слайд 7

В августе 1628 г. в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Питер

В августе 1628 г. в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Питер

Пауэл Рубенс. На протяжении последующих девяти месяцев живописцы много общались; Веласкес сопровождал Рубенса во всех его поездках и предоставил в распоряжение великого фламандца одну из своих мастерских. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх» («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Картина очень понравилась королю, он наградил Веласкеса золотой медалью и дал ему разрешение на поездку в Италию.
Слайд 8

В 1629—30 гг. Веласкес посетил Италию, где продолжил свое знакомство с

         В 1629—30 гг. Веласкес посетил Италию, где продолжил свое знакомство

с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. В Италии была написана многофигурная композиция
«Принесение Иакову одежды Иосифа».
Слайд 9

В 1634 г. Веласкес написал картину «Сдача Бреды», которая стала одним

В 1634 г. Веласкес написал картину «Сдача Бреды», которая стала одним

из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Слайд 10

Веласкес был блестящим портретистом. Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он

Веласкес был блестящим портретистом.
Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он

создает целую галерею портретов, изображающих различных представителей испанского общества: конные парадные портреты «Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса»,);
Слайд 11

поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников Дама с веером; серия

поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников Дама с веером; серия

портретов королевских инфант (Портрет инфанты Маргариты, ок. 1660, Прадо, Мадрид).
Слайд 12

Слайд 13

«Портрет Филиппа IV»

«Портрет Филиппа IV»

Слайд 14

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов «Эль Примо»

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов

и карликов
«Эль Примо»
Слайд 15

В 1649 г. по поручению короля Веласкес едет в Италию для

В 1649 г. по поручению короля Веласкес едет в Италию для

ознакомления с итальянской Академией живописи и покупки картин для испанских дворов. Он посещает северную Италию, Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость. В Риме художник «Портрет папы Иннокентия X», который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. Луки.
Слайд 16

В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом».

В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет

композицию «Венера перед зеркалом».
Слайд 17

В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы:

В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы:

«Менины» («Фрейлины»),

В центре картины —пятилетняя принцесса, инфанта Маргарита в окружении своих фрейлин. Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний Маргариты. Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. Их присутствие напоминает о могуществе церкви Испании. В глубине, на ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы Хосе Ньето, отвечающий за повседневный распорядок. Придворный шут Николасито, дурачась, наступил ногой на сонного пса. За собакой стоит любимица двора — карлица Мари Барбола. Слева, перед огромных размеров холстом, стоит сам художник. Он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины. Об их местоположении можно судить по отражению в зеркале. Дремлющая собака заставляет предположить, что сеанс позирования продолжается уже давно.

Слайд 18

и картину «Пряхи», живописующую сцену в королевской мастерской ковров. Первоначальное название

и картину «Пряхи», живописующую сцену в королевской мастерской ковров. Первоначальное название

композиции — «Миф об Арахне». На картине изображена сцена в королевской мастерской ковров. На переднем плане находятся фигуры прях, в глубине комнаты придворные дамы любуются ковром, изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину.