- Главная
- Культурология
- Этнопедагогика - 3
Содержание
- 2. Методическая подборка включает конспекты практических занятий и мастер-классы по освоению народных ремесел, опубликованные в журнале «Народное
- 3. «КУКЛЫ РОССИИ В “ОРЛЁНКЕ”» По своему предназначению куклы в русской народной культуре делятся на три группы:
- 4. «РИДИКЮЛЬ-ЛАКОМНИК С ИГРУШКОЙ» Лакомник – небольшая сумочка или карманчик, который прикрепляется к поясу шнуром или подвешивался
- 5. «РАЗНОЛИКАЯ КУКЛА АКАНЬ» АКАНЬ – это тряпичная кукла у коми, хантов, манси. Кукол с головой из
- 6. Банакина, Л. В. Лоскутки жизни / Л. В. Банакина // Народное творчество. – 2005. – №
- 7. «ГОБЕЛЕН» Изготовление гобеленов является одним из видов ткачества. Деревянную рамку обтягивают основой из гладких прочных льняных
- 8. «ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ» Славяне верили в магическое значение пояса. Девушки старались освоить искусство плетения, потому что по
- 9. «ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСА» Пояса на русском Севере плели из красных, белых, серых и черных ниток. Пояс «на
- 10. Жулина, Л. П. Соломенные картины / Л. П. Жулина // Народное творчество. – 2004. – №
- 11. «АЖУРНАЯ ВЫШИВКА» Появление в России ажурной вышивки относится к периоду петровских реформ. Русские вышивальщицы, осваивая новую
- 12. «МОЗАИКА» Мозаику называют вечной живописью. Самая ранняя из уцелевших мозаик была создана в III тысячелетии до
- 13. Киселева, Т. И. Народные промыслы России / Т. И. Киселева // Народное творчество. – 2005. –
- 14. «МАСТЕРСКАЯ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ» В детском лагере «Орлёнок» постоянно работают мастерские декоративно-прикладного искусства, в которых проходят занятия,
- 15. Глущенко, Н. Машкаринские миниатюры / Н. Глущенко // Народное творчество. – 2004. – № 3. –
- 16. «НОВОКУЗНЕЦКАЯ МАТРЕШКА» В статье описана техника росписи матрешки, которая называется «Хозяюшка». Отличительная особенность этой деревянной куклы
- 17. «ПАСХАЛЬНЫЕ СУВЕНИРЫ» На Пасху принято дарить яйца: крашеные вареные, расписные деревянные, фарфоровые и др. Представленное занятие
- 18. «РЕЛЬЕФЫ ИЗ ГЛИНЫ» Мастер-класс описывает технику лепки декоративных глиняных рельефов. Предлагается начинать обучение с несложного базового
- 19. «СОЛЕНОЕ ТЕСТО» Фигурки из соленого теста упоминаются в русских летописях XII в. Центром этого старинного промысла
- 20. Некрасов, В. М. Пикалёвская игрушка / В. М. Некрасов, Л. В. Некрасова // Народное творчество. –
- 21. Печникова, Л. Гимн половичку / Л. Печникова // Народное творчество. – 2005. – № 2. –
- 22. «МАКРАМЕ» Макраме – узелковое плетение, которое выполняло множество функций в культуре разных народов: у инков была
- 23. Скворцов, К. А. Из банки от сока / К. А. Скворцов // Народное творчество. – 2004.
- 24. «ЦВЕТОК ИЗ СОЛОМКИ» Соломка сохраняет природный блеск и колорит. Ячменная соломка бывает белого и кремового цвета,
- 25. «КУКЛЫ “ВРЕМЕНА ГОДА”» Прообразами этой коллекции послужили языческие куклы, которых на Руси изготавливали для праздников и
- 27. Скачать презентацию
Методическая подборка включает конспекты практических занятий и мастер-классы по освоению народных
Методическая подборка включает конспекты практических занятий и мастер-классы по освоению народных
Составитель: Васильева Е.В.
(зав. инф.-библиогр. отделом библиотеки)
Рецензент: Маринченко И.А.
(к. филол. наук, доцент кафедры РЯЛиМП)
«КУКЛЫ РОССИИ В “ОРЛЁНКЕ”»
По своему предназначению куклы в русской народной культуре
«КУКЛЫ РОССИИ В “ОРЛЁНКЕ”»
По своему предназначению куклы в русской народной культуре
Авторская программа Ирины Агаевой «Куклы Кубани» знакомит с историей и технологией изготовления традиционных кукол. Образцами служат тряпичные куклы из коллекции Российского этнографического музея. В данной статье представлено описание изготовления обрядовой куклы-закрутки, которую в Тульской губернии называли Мокредина-шестиручница. Она изображает крестьянку, работающую во время дождя. В соответствии с древним обычаем эту куклу носили по деревне, а потом хоронили в лесу и украшали могилу цветами, чтобы избавиться от затяжных дождей.
Агаева, И. В. Куклы России в «Орлёнке» / И. В. Агаева // Народное творчество. – 2005. – № 3. – С. 30-32.
«РИДИКЮЛЬ-ЛАКОМНИК С ИГРУШКОЙ»
Лакомник – небольшая сумочка или карманчик, который прикрепляется к
«РИДИКЮЛЬ-ЛАКОМНИК С ИГРУШКОЙ»
Лакомник – небольшая сумочка или карманчик, который прикрепляется к
Мастер-класс предлагает изготовить ридикюль-лакомник по выкройке С. А. Толстой. Он шьется из плотной ткани с растительным орнаментом, украшается тесьмой, бусами, игрушкой-зайцем. Внутри – тряпичные конфеты из ярких лоскутков.
Агаева, И. В. Ридикюль-лакомник Софьи Андреевны Толстой / И. В. Агаева // Народное творчество. – 2005. – № 5. – С. 38-39.
«РАЗНОЛИКАЯ КУКЛА АКАНЬ»
АКАНЬ – это тряпичная кукла у коми, хантов, манси.
«РАЗНОЛИКАЯ КУКЛА АКАНЬ»
АКАНЬ – это тряпичная кукла у коми, хантов, манси.
Представленный материал рассказывает о мифологии и сказочном фольклоре северных народов России; обычаях, связанных с изготовлением, декорированием и использованием кукол. Мастер-класс обучает изготовлению трех видов тряпичной куклы: универсальной обско-угорской тряпичной куклы, куклы казымских хантов и традиционной куклы с головой и туловищем из утиного клюва.
Банников, В. Разноликая кукла акань / В. Банников, А. Варакова, Т. Стексова // Народное творчество. – 2007. – № 4. – С. 22-25.
Банакина, Л. В. Лоскутки жизни / Л. В. Банакина //
Банакина, Л. В. Лоскутки жизни / Л. В. Банакина //
«БУМАГОПЛАСТИКА»
Урок конструирования из бумаги по авторской программе «Изобразительное искусство в школе» Александра Баукина знакомит с приемами работы с плотной рисовальной и чертежной бумагой: сгибанием, скручиванием, гофрированием, выполнением разрезов.
Описано изготовление фигурок рыбки, бабочки, крокодила и др. в технике бумагопластики.
Баукин, А. А. Конструирование из бумаги, или бумагопластика / А. А. Баукин // Народное творчество. – 2005. – № 2. – С. 41-42.
«УРОКИ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ»
(начало е «НТ» №5-2003, №№1,2,4-2004)
Лоскутная техника изготовления вещей была широко распространена в быту русского народа. В крестьянской семье лоскутные одеяла шили к свадьбе и рождению детей, лоскутным шитьем украшали народный костюм.
Представленные уроки дают навыки традиционного русского шитья ручной сборки без использования основы из разных по размеру деталей.
«ГОБЕЛЕН»
Изготовление гобеленов является одним из видов ткачества. Деревянную рамку обтягивают основой
«ГОБЕЛЕН»
Изготовление гобеленов является одним из видов ткачества. Деревянную рамку обтягивают основой
Гончар, О. Р. Гобелены из Лепеля / О. Р. Гончар // Народное творчество. – 2008. – № 4. – С. 34-37.
«ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ»
Славяне верили в магическое значение пояса. Девушки старались освоить искусство
«ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ»
Славяне верили в магическое значение пояса. Девушки старались освоить искусство
В разделе «Школьные мастерские» занятие по плетению поясов ведет педагог мастерской народного костюма и этнической куклы «Марья-искусница» г. Клина Лариса Печникова. Представлена техника плетения пояса на рогульку и в кружок, изготовления кистей.
Печникова, Л. В. Хочу одеваться красиво / Л. В. Печникова // Народное творчество. – 2004. – № 2. – С. 39-42.
«ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСА»
Пояса на русском Севере плели из красных, белых, серых и
«ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСА»
Пояса на русском Севере плели из красных, белых, серых и
Григорьева, Г. Пояс «на ключах» / Г. Григорьева // Народное творчество. – 2006. – № 6. – С. 44.
Жулина, Л. П. Соломенные картины / Л. П. Жулина //
Жулина, Л. П. Соломенные картины / Л. П. Жулина //
«РОЗА ИЗ СОЛОМКИ»
Урок посвящен изготовлению из соломки одного цветка. Автор рассказывает об особенностях формы и строения различных цветов (ромашки, розы, яблоневого цвета и др.) и правилах подбора фактуры и толщины соломки для их создания. Описана техника изготовления и сборки цветка розы из отдельных лепестков.
.
Жулина, Л. П. Соломенные картины / Л. П. Жулина // Народное творчество. – 2004. – № 5. – С. 44-45.
«СОЛОМЕННЫЕ КАРТИНЫ»
В статье представлена оригинальная техника создания объемных картин из соломки. Программа обучения рассчитана на четыре года для всех желающих освоить это народное ремесло. Описано изготовление деталей картины из неокрашенной соломки (цветок, трава, дерево) и их сборка, а также приемы тонирования материала.
«АЖУРНАЯ ВЫШИВКА»
Появление в России ажурной вышивки относится к периоду петровских реформ.
«АЖУРНАЯ ВЫШИВКА»
Появление в России ажурной вышивки относится к периоду петровских реформ.
Уроки по ажурной вышивке знакомят с выполнением различных видов мережек (кисточка, столбик, снопик и др.) и приемами вышивки в белой мелкой строчке ( паучок, настил и др.), которые были развиты в Кадоме (Рязанская обл.). Представлена техника изготовления старинного и россыпного гипюра, «мыльного пузыря», тарлаты, «вологодского стекла».
Кадомский вениз // Народное творчество. – 2007. – № 6. – С.29-34.
Дяченко, Е. Урок по крестецкой строчке / Е. Дяченко // Народное творчество. – 2008. – № 1. – С. 34-35.
«МОЗАИКА»
Мозаику называют вечной живописью. Самая ранняя из уцелевших мозаик была создана
«МОЗАИКА»
Мозаику называют вечной живописью. Самая ранняя из уцелевших мозаик была создана
Представленный мастер-класс описывает изготовление мозаики «Собака» из керамической плитки в технике «прямого набора» на отлитой бетонной основе.
Кузнецова, О. Мозаика: классический «прямой набор» / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 5. – С. 28-31.
Киселева, Т. И. Народные промыслы России / Т. И. Киселева
Киселева, Т. И. Народные промыслы России / Т. И. Киселева
«ТУЕСОК»
Мастер-педагог Николай Коломин-Щербачов рассказывает о своем любимом материале – бересте; объясняет начинающим берестянщикам, как находить, заготавливать и хранить березовую кору, с помощью каких инструментов и приемов можно сделать традиционный прочный берестяной туесок с крышкой и тиснением.
.
Коломин-Щербачов, Н. Березовое чудо / Н. Коломин-Щербачов // Народное творчество. – 2004. – № 2. – С. 20-23.
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
(урок труда)
Урок труда для учащихся 2-го класса. Цель – познакомить с русскими народными промыслами и научить делать куклу из мочала. Урок состоит из рассказа учителя о том, какими художественными промыслами занимались русские крестьяне и мастерской, в которой дети осваивают навыки работы с природным материалом – мочалом (вымоченным внутренним слоем липовой коры).
«МАСТЕРСКАЯ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ»
В детском лагере «Орлёнок» постоянно работают мастерские декоративно-прикладного искусства,
«МАСТЕРСКАЯ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ»
В детском лагере «Орлёнок» постоянно работают мастерские декоративно-прикладного искусства,
Куц, И. В. Мастерские прикладного искусства «Орлёнка» / И.В. Куц // Народное творчество. – 2005. – № 3. – С. 22-24.
Глущенко, Н. Машкаринские миниатюры / Н. Глущенко // Народное творчество.
Глущенко, Н. Машкаринские миниатюры / Н. Глущенко // Народное творчество.
«АНГЕЛ» (игрушка из теста)
В статье описана технология изготовления куклы. Сборная игрушка высотой около 10 см изготавливается из соленого теста. Каркас платья и крылья делают из картона и оклеивают атласной тканью. Украшают куклу венком из бусинок или бисера и тесьмой.
.
Лизункова, Л. В. Подарок к Пасхе / Л. В. Лизункова // Народное творчество. – 2005. – № 1. – С. 39.
«ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Представлена методическая разработка занятия по изготовлению терракотовой миниатюры. Автор разработки развивает в своем творчестве казачью тему, используя бытовые сюжеты из истории кубанской станицы и современной жизни хутора Бараниковский.
«НОВОКУЗНЕЦКАЯ МАТРЕШКА»
В статье описана техника росписи матрешки, которая называется «Хозяюшка». Отличительная
«НОВОКУЗНЕЦКАЯ МАТРЕШКА»
В статье описана техника росписи матрешки, которая называется «Хозяюшка». Отличительная
Представлена поэтапная работа с болванкой: ошкуривание, грунтовка, нанесение контура, роспись и лакирование. Данный мастер-класс может также служить основой для занятия аппликацией или рисования на бумаге.
Мазалева, Л. Роспись новокузнецкой матрешки / Л. Мазалева, Т. Шипилова // Народное творчество. – 2004. – № 2. – С. 32-33.
«ПАСХАЛЬНЫЕ СУВЕНИРЫ»
На Пасху принято дарить яйца: крашеные вареные, расписные деревянные,
«ПАСХАЛЬНЫЕ СУВЕНИРЫ»
На Пасху принято дарить яйца: крашеные вареные, расписные деревянные,
Занятие предназначено для учащихся младших и средних классов.
.
Пасхальные сувениры / О. И. Бакирова и др. // Народное творчество. – 2005. – № 1. – С. 40-44.
Махмутова, Х. Текстильные аппликации / Х. Махмутова // Народное творчество. – 2005. – № 1. – С. 45-47.
«АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛОСКУТКОВ»
Занятие по изготовлению панно-аппликации из лоскутков для учащихся младших классов. Описана последовательность работы по изготовлению аппликации из ткани. Представлен оригинальный способ создания аппликации в виде ломтиков лимона для панно «Чай вдвоем» и оформления коробочки под сухофрукты.
«РЕЛЬЕФЫ ИЗ ГЛИНЫ»
Мастер-класс описывает технику лепки декоративных глиняных рельефов. Предлагается начинать
«РЕЛЬЕФЫ ИЗ ГЛИНЫ»
Мастер-класс описывает технику лепки декоративных глиняных рельефов. Предлагается начинать
Более сложные рельефы «Замок», «На окне», Клоун», «Птицы» начинаются с создания эскиза, состоят из мелких налепных деталей и нуждаются в тщательной прорисовке узоров.
Михайлова, Е. Е. Рельефы из глины / Е. Е. Михайлова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 32-34.
«СОЛЕНОЕ ТЕСТО»
Фигурки из соленого теста упоминаются в русских летописях XII в.
«СОЛЕНОЕ ТЕСТО»
Фигурки из соленого теста упоминаются в русских летописях XII в.
Авторская программа работы с соленым тестом, разработанная Людмилой Морозовой, учит создавать отдельные фигурки, сюжетные композиции и настенные панно. Предложенный мастер-класс знакомит с техникой изготовления солнышка из соленого теста.
Морозова, Л. Ю. Русский сувенир из теста / Л. Ю. Морозова // Народное творчество. – 2006. – № 5. – С. 26-27.
Некрасов, В. М. Пикалёвская игрушка / В. М. Некрасов, Л.
Некрасов, В. М. Пикалёвская игрушка / В. М. Некрасов, Л.
«ПИКАЛЁВСКАЯ ИГРУШКА»
В г. Пикалёво (Ленинградская область) есть студия «Изопласт», участники которой развивают гончарное производство и стараются возродить известную пикалёвскую глиняную игрушку. В результате археологических раскопок на территории района и этнографических экспедиций были реконструированы отдельные образцы игрушек. В студии разработана методика лепки пикалёвской игрушки, которая представлена в данном мастер-классе.
Печникова, Л. Гимн половичку / Л. Печникова // Народное творчество.
Печникова, Л. Гимн половичку / Л. Печникова // Народное творчество.
Поддубный, В. Кап и берёза: урок для начинающих / В. Поддубный // Народное творчество. – 2007. – № 3. – С. 26-29.
«ЛЕСНАЯ СКУЛЬПТУРА»
Лесная скульптура – вид творчества, возникший под влиянием образных форм природного материала (веток, пней, каповых наростов, бересты и др.). Мастер-класс представляет пошаговую технологию изготовления вазы и игрушки-ежика из капа березы. Рассказывается о секретах создания пейзажа на чистом листе бересты.
«ВЯЗАНИЕ ИЗ ТРЯПИЧНЫХ ЛЕНТ»
В крестьянской семье бережно относились к вещам. За старшими детьми одежду донашивали младшие. Когда одежда становилась ветхой, то ее разрезали на полоски и вязали круглые половики и половики-дорожки. Они создавали уют в доме.
Мастер-класс обучает вязанию крючком вещей из полосок ткани: круглого половичка, куклы-коврика и тапочек-чуней.
.
«МАКРАМЕ»
Макраме – узелковое плетение, которое выполняло множество функций в культуре разных
«МАКРАМЕ»
Макраме – узелковое плетение, которое выполняло множество функций в культуре разных
Мастер-класс предлагает описание простых изделий в технике макраме: подставки под горячее и салфетки.
Рябинина, Г. Макраме / Г. Рябинина // Народное творчество. – 2008. – № 3. – С. 27-29.
Скворцов, К. А. Из банки от сока / К. А.
Скворцов, К. А. Из банки от сока / К. А.
«РУКАВИЧКИ, ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ»
Зимой традиционными народными забавами для детей были постройка снежных крепостей и игра в снежки. Для таких развлечений необходимо запастись перчатками, варежками или рукавицами. Представленный мастер-класс знакомит с изготовлением вязаных перчаток и варежек, украшенных северным орнаментальным узором, а также рукавичек из кожи или замши.
Рукавички, варежки, перчатки // Народное творчество. – 2007. – № 6. – С.26-28.
«МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»
В разделе «Школьные мастерские» занятие по металлопластике проводит специалист художественной обработки металла, преподаватель художественно-графического факультета МГПИ Константин Скворцов. Подробно изложена последовательность работы с фольгой и техника тиснения фольги по модели.
«ЦВЕТОК ИЗ СОЛОМКИ»
Соломка сохраняет природный блеск и колорит. Ячменная соломка бывает
«ЦВЕТОК ИЗ СОЛОМКИ»
Соломка сохраняет природный блеск и колорит. Ячменная соломка бывает
Чекалова, Л. Г. Как из простой соломки сделать благоухающий цветок / Л. Г. Чекалова // Народное творчество. – 2006. – № 2. – С. 26-27.
«КУКЛЫ “ВРЕМЕНА ГОДА”»
Прообразами этой коллекции послужили языческие куклы, которых на Руси
«КУКЛЫ “ВРЕМЕНА ГОДА”»
Прообразами этой коллекции послужили языческие куклы, которых на Руси
Представлена технология изготовления четырех кукол, символизирующих времена года.
Чернецова, Е. Е. Коллекция «Времена года» / Е. Е. Чернецова // Народное творчество. – 2005. – № 3. – С. 34-35.