Фигура П. Клее, его индивидуальный путь в открытии абстрактных форм

Слайд 2

Автопортрет

Автопортрет

Слайд 3

Klee, Jungfrau im Baum (Virgin in the Tree) from Inventions. 1903

Klee, Jungfrau im Baum (Virgin in the Tree) from Inventions.

1903
Слайд 4

«Грозная голова», 1905

«Грозная голова», 1905

Слайд 5

In the Style of Kairouan. 1914

In the Style of Kairouan. 1914

Слайд 6

«Полная луна» (1919 г.)

«Полная луна» (1919 г.)

Слайд 7

П.Клее «Хаммамет» 1914 г. Red and White Domes. 1914

П.Клее «Хаммамет» 1914 г.

Red and White Domes. 1914

Слайд 8

17 Astray by Paul Klee , 1923 Watercolor Kunstmuseum , Basel.

17 Astray by Paul Klee , 1923
Watercolor Kunstmuseum , Basel.

Слайд 9

«Старинное звучание. Абстракция на черном фоне». 1925. Художественный музей. Базель.

«Старинное звучание. Абстракция на черном фоне». 1925. Художественный музей. Базель.

Слайд 10

«Фуга в красном»1921.

«Фуга в красном»1921.

Слайд 11

«Полифоническое постижение белого»1930.

«Полифоническое постижение белого»1930.

Слайд 12

Язык абстрактного искусства отвлечен от мира и является иносказанием беспредметной реальности

Язык абстрактного искусства отвлечен от мира и является иносказанием беспредметной реальности

- трансцендентальным тропом.
Как выразил это Пауль Клее: “В своих работах мне хотелось бы придать форму бессознательному”. Пустота, бездонность духа мнится как таинственная бесконечность, непроясненность, которая представляется, осмысливается в исполнении - композициях, экспрессиях и импровизациях речи, ибо “во всяком языке есть непосредственная связь с бесконечностью сущего”.
Эта иррациональная реальность, будет она понята теософски, органически или психологически, выступает как хаос, из которого извлекается ритм и музыка. Ее осмысление предполагают поиск метафизических оснований предсуществования знаков, элементов языка, которые получают поэтический смысл - точка, линия, круги и фигуры, пятна и цвета. Язык искусства становится бесконечным процессом формообразования и интерпретации бездны.
Слайд 13

П. Клее «Эта звезда учит нагибаться» (1940). Центр Пауля Клее (Берн,

П. Клее «Эта звезда учит нагибаться» (1940). Центр Пауля Клее (Берн,

Швейцария)

Трагический характер полотна создаёт цветовая гамма: сочетание синего и чёрного. Экспрессию этой картины создаёт чёрная активная линия. Если «эта звезда» и учит кого-то нагибаться, то только не Пауля Клее.
Современному режиму Германии он никогда не подчинялся. Не заботился он и о том, поймут ли его творчество будущие поколения.
Свое творческое кредо он сформулировал в начатом в 1918 г. сочинении «Творческое вероисповедание»: на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. «Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношению к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а, скорее, закон природы», – писал Клее в своем дневнике в июне 1905 г. Его картины можно толковать свободно и совершенно различно.

Одна из последних работ художника – «Эта звезда учит нагибаться».
Ему было уже тяжело писать из-за болезни, которая прогрессировала – мускульная подвижность рук была ограничена.