Город и человек. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого

Содержание

Слайд 2

Отгадайте загадки В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача

Отгадайте загадки

В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
Каменная летопись

мира - …
Слайд 3

Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни

Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни

человечества

Любое архитектурное сооружение несёт на себе печать своего времени. Каждой эпохе присущ свой стиль.
- Что такое стиль в архитектуре, искусстве?

Слайд 4

Что же такое СТИЛЬ ? Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов,

Что же такое СТИЛЬ ?

Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров
Стиль

– это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи
Слайд 5

Задание: 1. Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности,

Задание:
1. Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности,

сделайте зарисовку здания.
2. Рассмотрев сооружения знаменитых городов мира, создайте коллаж или зарисовку узнаваемого силуэта города.
3. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж.
Слайд 6

Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и

Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и

улицами – местом, где мы живем.

Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие.
Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.

Слайд 7

Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.

Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.

Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.
Слайд 8

Город сквозь времена и страны. От примитивных укрытий до небоскребов –

Город сквозь времена и страны.

От примитивных укрытий до небоскребов –

созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.
К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы. Наша задача – проследить, как в материальной культуре разных эпох – сооружениях, вещах, одежде, отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру.
Слайд 9

Образы материальной культуры прошлого Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов

Образы материальной культуры прошлого

Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных

народов.
Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров.
________________________
Слайд 10

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох. В

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.

В

истории культуры особое место занимает античное искусство
(8 век до н.э.- 5 век н.э.)
Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.
______________________
Слайд 11

Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме. Главное достижение греческих

Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.
Главное

достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность.
(Афинский акрополь, римский Колизей)
Слайд 12

Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных

Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных

частей здания. Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются по стилю и пропорциям.

Три типа ордера:
а) дорический;
б) ионический;
в) коринфский.

а)

б)

в)

Слайд 13

Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи

Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи

средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским (11-12 в.в.)

Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.
Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.

Слайд 14

Массивность, тяжеловестность, крепостной характер. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях,

Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.
Толстые стены, узкие окна- бойниц в

монастырях, базиликах и замках.
Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. 
(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)
Слайд 15

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве.

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве.

(13 - 14 в.в.)

Готика – суровый и изящный стиль. Образ города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг.
Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.

Слайд 16

Конструктивной основой храмов становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются

Конструктивной основой храмов становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами.


Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы.
Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.
(собор Парижской Богоматери,
собор в Реймсе, в Кёльне)
Слайд 17

Идеалы каждой эпохи связаны с прошлым, то обращаясь к нему, то

Идеалы каждой эпохи связаны с прошлым, то обращаясь к нему, то

отрицая его.

Для архитектуры Ренессанса
(13 - 17 в.в) характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы.
Взлет искусства в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д.
Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.

Слайд 18

Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной

Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой

архитектурной формы - этажа.
Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.
(храм Санта - Мария дель Фьоре, Купол собора св.Петра. Рим)
Слайд 19

Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко

Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко

(17 век)

В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура.
Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.

Слайд 20

Причудливый, динамичный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены

Причудливый, динамичный,
богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато

украшены лепниной, живописью, скульптурой.
(Ансамбль собора Св. Петра в Риме)
Слайд 21

Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгий

Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгий

классицизм (17 - 19 в.в)

Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.
Спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы.

Слайд 22

Русская архитектура – неотъемлемая часть мирового искусства Древне – русский стиль

Русская архитектура – неотъемлемая часть мирового искусства Древне – русский стиль 9 -

17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.
(храм Св. Софии в Киеве)

Слайд 23

церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире

церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире

Слайд 24

Царскосельский дворец (Екатерининский дворец) Эрмитаж (Зимний дворец) Русский барокко , 18век

Царскосельский дворец
(Екатерининский дворец)
Эрмитаж
(Зимний дворец)

Русский барокко , 18век

Слайд 25

Санкт-Петербург: стрелки Васильевского острова Петергофский дворец Казанский собор Русский классицизм

Санкт-Петербург:
стрелки Васильевского
острова
Петергофский дворец
Казанский собор

Русский классицизм

Слайд 26

Эклектика Соединение разностилевых элементов. Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей

Эклектика

Соединение разностилевых элементов.
Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх

стилей и объединении их за счет фактуры, цвета
(Исторический музей,
Дом Арсения Морозова
в Москве)
Слайд 27

Модерн 19 -20 в.в. Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента,

Модерн 19 -20 в.в.


Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии

орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле
(Дом Бальо(Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди
Ярославльский вокзал в Москве)
Слайд 28

Определите стиль: 1. Классицизм 2. Барокко 1 2

Определите стиль:

1. Классицизм

2. Барокко

1

2

Слайд 29

3. Готический 4. Античный 4. Античный 3 4

3. Готический 4. Античный

4. Античный

3

4

Слайд 30

6. Ренессанс 5.Романский 5 6

6. Ренессанс

5.Романский

5

6

Слайд 31

7. Античный 8. Готика 7 8

7. Античный

8. Готика

7

8

Слайд 32

9.Классицизм 10.Барокко 9 10

9.Классицизм

10.Барокко

9

10

Слайд 33

11. Классицизм 12. Романский 11 12

11. Классицизм

12. Романский

11

12

Слайд 34

Вспомни и определи здание : Собор Нотр дам де Пари Кельнский собор Пизанская башня Колизей Парфенон

Вспомни и определи здание :

Собор Нотр дам де Пари
Кельнский собор
Пизанская башня
Колизей


Парфенон
Слайд 35

Задание: 1. Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности,

Задание:
1. Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности,

сделайте зарисовку здания.
2. Рассмотрев сооружения знаменитых городов мира, создайте коллаж или зарисовку узнаваемого силуэта города.
3. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж.
Слайд 36

Коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других

Коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других

изображений. В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания, прозрачности.
Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46