Городецкая роспись

Содержание

Слайд 2

Городецкая роспись. Умирала такая сказка, Угасали жаркие краски. Опускались лебяжьи крылья

Городецкая роспись.
Умирала такая сказка,
Угасали жаркие краски.
Опускались лебяжьи крылья
Грустно явь порастала былью.
И

окрест, по всему Узолью,
Разлилась безысходной болью.
Но явился добрый кудесник,
Из загорья ли, из залесья.
Оживил он добрую сказку
И зажёг угасшие краски.
А расцветшие крылья птичьи
Он вложил в ладони девичьи.
И порхают они лучисты,
В их руках волшебные кисти.

Ярко – звонкие цветы

О.Широких

Слайд 3

Ярко – звонкие цветы О том, как появилась городецкая роспись, есть

Ярко – звонкие цветы

О том, как появилась городецкая роспись, есть сказка

Однажды, давным – давно, шёл странник. Шёл он долго.
Шёл тёмными лесами и широкими полями. Бывало ему и холодно, и жарко. И люди ему всякие в пути попадались.
И вот забрёл он как-то в дремучий лес. Время было позднее, и решил странник уже устраиваться на ночлег, как вдруг мелькнул вдалеке огонёк. Пошёл он на огонёк и вышел на поляну, и увидел небольшую деревеньку. Постучал в крайний дом, попросился на ночлег, пустили его люди добрые. Накормили, напоили, спать уложили.
А утром собрали всей деревней ему с собой в дорогу котомку еды. И так понравились страннику добрые люди, что захотел он их чем-нибудь отблагодарить и сказал, что видел ночью в лесу цветок.
Слайд 4

Ярко – звонкие цветы Цветок не простой, а волшебный – кто

Ярко – звонкие цветы

Цветок не простой, а волшебный – кто его

найдёт, будет счастлив всю жизнь. Сказал и ушёл, а жители дружно отправились в лес волшебный цветок искать, но ничего
не нашли. То ли пошутил странник, то ли цветок уже отцвёл, но, вернувшись обратно в деревню, решили люди сами этот волшебный цветок нарисовать.
И рисовать они его стали везде – и на посуде, и на мебели, потому что им хотелось, чтобы счастье у них было всегда.
И действительно жили они счастливо.
Деревня та называлась Городец,
а роспись стала называться городецкой.
Слайд 5

Ярко – звонкие цветы Технология росписи городецких донец была несложной. Сначала

Ярко – звонкие цветы

Технология росписи городецких донец была несложной. Сначала делали

заготовку – «белье». Затем сторона доски, предназначенная для раскраски, покрывалась тонким слоем мела, смешанного с клеем, т.е. наносился «левкас». Размашистыми узорами кисти, безо всякой предварительной разметки наносились цветные пятна. Затем вырисовывались цветы и фигуры. Когда орнамент и сюжет были готовы, их разживляли белилами. Наконец, живопись покрывали олифой.
Основные цвета городецкой росписи - красный, жёлтый, синий, зелёный, белила и сажа.
Но краски смешанные или разбелённые
давали дополнительные оттенки: розовый,
оливковый, красно-коричневый,
голубой, вишнёвый
Слайд 6

Ярко – звонкие цветы Расписные донца отличаются большим разнообразием сюжетов.

Ярко – звонкие цветы

Расписные донца отличаются большим
разнообразием сюжетов.

Слайд 7

Ярко – звонкие цветы Городецкий промысел просуществовал около 50 лет. Его

Ярко – звонкие цветы

Городецкий промысел просуществовал около 50 лет.
Его расцвет

приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок.
После первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.
Слайд 8

Ярко – звонкие цветы Возрождение городецкой росписи связано с именем художника

Ярко – звонкие цветы

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника

И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска.
Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев.
Слайд 9

Ярко – звонкие цветы При его непосредственном участии началось расширение ассортимента

Ярко – звонкие цветы

При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных

изделий — шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы.
В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.
Слайд 10

Ярко – звонкие цветы Но в 1941 году, когда началась Великая

Ярко – звонкие цветы

Но в 1941 году, когда началась Великая Отечественная

война, всем стало не до Городецкой росписи и о ней на какое-то время забыли.
До 50-х годов.
Слайд 11

Ярко – звонкие цветы В 1951 году в селе Курцево была

Ярко – звонкие цветы

В 1951 году в селе Курцево была открыта

столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов, он сыграл очень большую роль в возрождении городецкой росписи. 

Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся.
В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».
Аристарх Евстафьевич более 30 лет был главным художником фабрики «Городецкая роспись».

Слайд 12

Ярко – звонкие цветы Вот возьму, да и выложу Всё как

Ярко – звонкие цветы

Вот возьму, да и выложу
Всё как есть без

утайки
Про зелёные крылышки
У одной в птичьей стайке.
С грудкой ярко-оранжевой
Из-под рук мастерицы
Разнаряжена радужно
Вылетает та птица.
Вылетает уверенно
К добрым людям навстречу,
Разноцветными перьями
Осыпая Поречье.
В незатейливом вымысле
Чувств распахнутых россыпь,
Их на белый свет вынесла
Городецкая роспись.
О.Широких