Групповые различия по этнокультурному фактору

Содержание

Слайд 2

1. Основные понятия: раса, этнос, культура Раса — природная группа людей

1. Основные понятия: раса, этнос, культура

Раса — природная группа людей с

совокупностью определенных наследственных физических свойств.
К внешним признакам градации рас относятся цвет кожи и строение тела. На сегодняшний день наиболее популярна трехкомпонентная классификация, включающая в себя негроидную, европеоидную, монголоидную расы. В то же время ряд исследователей по различным причинам являются сторонниками выделения еще одной расы — австралоидной.
Слайд 3

Различия, связанные с расовой принадлежностью, касаются, в основном, характеристик раннего физического

Различия, связанные с расовой принадлежностью, касаются, в основном, характеристик раннего физического

развития.
Так, младенцы негроидной расы развиваются быстрее как в пренатальный период, так и после рождения, независимо от того, где они родились. Они опережают сверстников-европеоидов по скорости развития моторных навыков, раньше начинают ходить, имеют более длинные конечности и более развитую мускулатуру.

1. Основные понятия: раса, этнос, культура

Слайд 4

Младенцы монголоидной расы оказываются более медлительными по ряду основных моторных показателей,

Младенцы монголоидной расы оказываются более медлительными по ряду основных моторных показателей,

менее возбудимы и голосисты.
Изучение психических особенностей представителей разных рас показало, что различия между сравниваемыми группами меньше, чем различия между индивидами в одной объединенной по расовому признаку группе.

1. Основные понятия: раса, этнос, культура

Слайд 5

Этнос (народ, народность, нация) — это устойчивая исторически сложившаяся группа людей,

Этнос (народ, народность, нация) — это устойчивая исторически сложившаяся группа людей,

которая осознает свою общность.
Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В понятии «культура» фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических общностей (например, античная культура, русская культура, культура майя и т.д.).

1. Основные понятия: раса, этнос, культура

Слайд 6

Культура характеризует также особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах

Культура характеризует также особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах

общественной жизни (профессиональная культура, психологическая культура).
В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (культура личности) или всего общества в целом.

1. Основные понятия: раса, этнос, культура

Слайд 7

Типологии культур Так, американский исследователь Дж. Брунер в зависимости от ценностных

Типологии культур

Так, американский исследователь Дж. Брунер в зависимости от ценностных ориентаций,

превалирующих в культуре, выделяет индивидуалистические и коллективистские культуры.
Для индивидуалистических культур характерно преобладание центрации на индивиде.
Для культур данного типа наиболее ценным является свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими, независимость от группы, самореализация, самопрезентация.
Слайд 8

Основными ценностями и чертами коллективистских культур являются приоритет интересов группы над

Основными ценностями и чертами коллективистских культур являются приоритет интересов группы над

личными интересами, следование традиции послушания, чувство группы, зависимость от группы. Коллективисты чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладает потребность помочь в трудную минуту, проявить привязанность,в сложной ситуации посоветоваться и т.д.

Типологии культур

Слайд 9

Известная этнограф М. Мид выделяет следующие культуры: — постфигуративные — культуры,

Известная этнограф М. Мид выделяет следующие культуры:

— постфигуративные — культуры, ориентированные

на предков и традиции;
— кофигуративные — культуры, в которых преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников;
— префигуративные — в которых не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия; старшие не видят повторяющимся в жизни молодых их собственный опыт, жизнь родителей не является моделью для детей, происходит разрыв поколений.
Слайд 10

Известная культуроантрополог Р. Бенедикт на основании идей Ф. Ницше выделяет аполлонический

Известная культуроантрополог Р. Бенедикт на основании идей Ф. Ницше выделяет аполлонический

и дионисийский тип культур.
Для представителей аполлонического типа характерны созерцательность, логичность, избегание крайностей, умеренность и сбалансированность, ответственность перед обществом, стремление к кооперации.
Дионисические культуры демонстрируют путь крайностей, подчеркивают значимость буйства и экстаза, значимость разрушения рутины повседневности. Высоким статусом в этой культуре обладают те, кто показал себя бесстрашным, презирающим опасность, безудержным в горе и в радости.

Типологии культур

Слайд 11

Некоторые особенности российской ментальности В. О. Ключевский выделял такие исторически выработавшиеся

Некоторые особенности российской ментальности

В. О. Ключевский выделял такие исторически выработавшиеся характеристики

российской ментальности как:
— надежду на успех, удачу, а не на расчет, наклонность «дразнить счастье», «играть в рулетку» — знаменитый авось. Автор считает, что крайне непредсказуемые погодные и климатические условия и связанный с этим обман самых скромных ожиданий крестьянина приводят к решению противопоставить капризу природы собственную отвагу и выбрать самое безнадежное и нерасчетливое решение.
Слайд 12

— неспособность к размеренному «плановому» труду и, напротив, готовность к мобилизационным

— неспособность к размеренному «плановому» труду и, напротив, готовность к мобилизационным

моделям жизни с краткосрочным напряжением всех сил и эмоциональным надрывом.
В. О. Ключевский отмечает: «Короткое русское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и вовремя убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному труду, как в той же Великороссии».

Некоторые особенности российской ментальности

Слайд 13

— склонность к ретроспективной рефлексии с самообвинениями — крепость «задним умом»

— склонность к ретроспективной рефлексии с самообвинениями — крепость «задним умом»

в ущерб навыкам рационального планирования и прогнозирования жизни. Житейские неровности и случайности приучали к большей потребности обсуждать пройденный путь, чем пытаться заглянуть вперед, быть осмотрительным, замечать следствия и развили способность к остро критичному анализу и самоанализу прошлого при одновременной неспособности планировать будущее, подчас до отрицания самой возможности его предвидения и прогнозирования.

Некоторые особенности российской ментальности

Слайд 14

Приведем также результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Приведем также результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

1.

Морально-правовые суждения (1996 г.).
У представителей различных этно-культурных групп имеются межкультурные вариации в отношении к закону и морали.
С точки зрения российской ученой С. В. Лурье существует центральная зона ментальности, которая состоит из локализации источника добра, локализации источника зла и представлений о способе действия, при котором добро побеждает зло.
В традиционной русской ментальности источником добра рассматривалась община, а источником зла, находящемся в постоянном конфликте с народом, являлось государство.
Слайд 15

Как следствие, в российской ментальности законы, устанавливаемые государством, не всегда воспринимаются

Как следствие, в российской ментальности законы, устанавливаемые государством, не всегда воспринимаются

как нравственные и рационально оправданные. Поэтому в качестве компенсации начинают выступать ориентации на моральные нормы, милосердие.
Данный факт можно обнаружить зафиксировавшимся даже в пословицах и поговорках («Судить не по закону, а по совести»), отраженным в литературных произведениях. О частом противопоставлении нынешней молодежью закона и совести говорят и современные исследования.

Результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Слайд 16

2. Отношение ко лжи (1995). Результаты исследования В.В.Знаковым причин лжи у

2. Отношение ко лжи (1995).
Результаты исследования В.В.Знаковым причин лжи у американцев

и русских показали наличие многих общих мотивов поведения: лжи из корыстных побуждений, страха унижения, желания избежать наказания или повысить свой авторитет.
Однако были выявлены и некоторые различия, основное из них заключалось в отношении американцев и русских к вмешательству в личную жизнь — первые во многих случаях старались сохранить в неприкосновенности внутренний мир, тогда как для вторых было намного естественнее отвечать на вопросы, касающиеся личной жизни.
Эти психологические особенности были проинтерпретированы автором как проявление двух типов понимания лжи: морально-правового и субъективно-нравственного (характерного для россиян).

Результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Слайд 17

3. Отношение к труду (1996 г.). В рамках Всемирного исследования трудовых

3. Отношение к труду (1996 г.).
В рамках Всемирного исследования трудовых ценностей

были выделены основные детерминанты трудовой активности человека: общественная польза, духовные ценности, материальные ценности, личные интересы.
Основными, наиболее характерными источниками трудовой деятельности у представителей различных этнокультурных групп являются материальные ценности и личный интерес. Но у представителей российского этноса данное превалирование выражено сильнее.

Результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Слайд 18

Указанные результаты, скорее всего, являются ситуативными, характерными для нынешней эпохи перемен,

Указанные результаты, скорее всего, являются ситуативными, характерными для нынешней эпохи перемен,

и могут быть объяснены, прежде всего, сложной экономической ситуацией в стране (время проведения исследования — 1996 г.), когда на первое место для многих россиян вышли проблемы, связанные с резким ухудшением уровня жизни, снижением покупательской способности, инфляцией, безработицей.
Кроме того, декларативный упор на ценности — «общественная польза», «духовные ценности», провозглашение лозунгов приоритета духовных ценностей над материальными (что имело место на протяжении семидесяти лет существования советского государства) вызвало, в конечном счете, негативную окраску этих ценностей и привело к их дискредитации.

Результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Слайд 19

4. Изучение локуса контроля (1995 г). Локус контроля — качество, характеризующее

4. Изучение локуса контроля (1995 г).
Локус контроля — качество, характеризующее склонность

человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним факторам (экстернальный локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).
В исследованиях было выявлено, что тип локуса контроля связан с уровнем экономического развития общества: в развитых странах люди более интернальны, чем в развивающихся.
Помимо уровня экономического развития, локус контроля детерминируется также типом культуры — индивидуалистической или коллективистской. Так, в странах Запада люди в среднем более интернальны, чем в не менее экономически развитых странах Востока.

Результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:

Слайд 20

Понимание нормы и патологии в этнокультурном контексте Культурные стандарты влияют на

Понимание нормы и патологии в этнокультурном контексте

Культурные стандарты влияют на определение

нормы. Положение нормы и граница между нормальностью и ненормальностью в разных группах может варьироваться.
Так, в определенных группах насилие — нормальная форма проявления возбуждения и душевного волнения, а флегматичность и бесстрастность считаются ненормальными, в других культурах — наоборот.
Две культуры, имеющие схожую норму, могут варьироваться в степени отклонения поведения от этой нормы при отсутствии низкой адаптации. Культурные стандарты могут определять, какое поведение располагается «выше нормы», а какое — «ниже».
Например, поведенческие отклонения, которые рассматриваются в качестве признаков неадаптивности, патологии, сумасшествия в одной культуре могут вызывать восхищение или почтение в другой. Таким образом, норму можно рассматривать и понимать только в контексте культуры.
Слайд 21

Существует ли специфика протекания универсальных, свойственных всем культурам, психических расстройств у

Существует ли специфика протекания универсальных, свойственных всем культурам, психических расстройств у

представителей разных этнокультурных групп?
Так, Всемирной Организацией Здравоохранения изучалась распространенность и симптоматика шизофрении в девяти странах (Великобритании, Дании, Индии, Колумбии, Нигерии, Советском Союзе, США, Чехословакии и на Тайване).

Понимание нормы и патологии в этнокультурном контексте

Слайд 22

Был сделан вывод о том, что шизофрения — универсальное психическое расстройство,

Был сделан вывод о том, что шизофрения — универсальное психическое расстройство,

которое во всех культурах проявляется одинаковыми симптомами. Однако были выявлены и некоторые межкультурные различия. В частности, было обнаружено, что в развивающихся странах болезнь протекает в более легких формах и с большими периодами ремиссии (возможно, из-за необходимости включаться в трудовую деятельность после периода обострения).
Доказана универсальность основных симптомов еще одного психического расстройства — депрессии. В то же время обнаружены и межкультурные различия: представители индивидуалистических культур жалуются в основном на чувства одиночества и изоляции, а коллективистских — на соматические расстройства.

Понимание нормы и патологии в этнокультурном контексте

Слайд 23

Этнические психозы: 1. Амок (малайцы) — приступ бессмысленной кровожадной мании, побуждающей

Этнические психозы:

1. Амок (малайцы) — приступ бессмысленной кровожадной мании, побуждающей человека

нападать на жертву; вид крови только еще больше распаляет одержимого и побуждает к дальнейшей агрессии.
2. Публоктот (арктическая истерия — Аляска, Гренландия) — неконтролируемое желание покинуть жилище во время полярной зимы, скинуть одежду, имитировать крик птиц, животных.
3. Витико (канадские индейцы) — возникновение ощущения физического превращения в мифологического монстра Витико, который пожирает людей. Сопровождается каннибализмом.
Слайд 24

4. Сусто. Описывается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от

4. Сусто. Описывается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от

пищи, нарастающим страхом. В дальнейшем возникает ощущение погружения в глубины Земли, далее следует опустошенность. Встречается в детском и подростковом возрасте, внешне напоминает депрессивный и кататонический ступор.
5. Малоджо. Состояние «сглаза», описанное в средиземноморском регионе, а также у испаноязычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушением сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей, связывается с одержимостью злым глазом.

Этнические психозы:

Слайд 25

6. Гост сикнес. Распространен у индейцев киова-апачей и навахо. Проявляется во

6. Гост сикнес. Распространен у индейцев киова-апачей и навахо. Проявляется во

время траура по умершему. Жертва становится гиперчувствительна к звукам и прикосновениям, которые связывает с контактом с умершим или призраками умерших предков. Жертва опасается, что если она обернется и посмотрит через плечо, призрак лишит ее способности двигаться. Иногда сопровождается эпилептическими припадками, каннибалическими фантазиями и многочисленными ипохондрическими жалобами.
7. Нервная анорексия (характерно для женщин из развитых стран). Многие ученые считают, что данное состояние также можно отнести к этническим психозам, так как ему подвержены только женщины благополучных в экономическом положении стран. Заключается нервная анорексия в искажении образа собственного тела, отказе от еды, что приводит иногда к серьезной или необратимой потере веса.

Этнические психозы:

Слайд 26

Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса Наиболее распространенной

Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса

Наиболее распространенной является

теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания. Географическое положение через особенности климата (влажность воздуха, температурный фон, наличие или отсутствие теплых и холодных ветров и т.д.) влияет на проявление психической активности, приводит к преобладанию направленности психической энергии вовне или внутрь, и, следовательно, экстраверсии или интроверсии.
Так, психическая энергия этнических групп северных районов направлена внутрь, что делает их представителей замкнутыми и задумчивыми, не проявляющими сильных эмоций, спокойными и хорошо владеющими собой, обладающими размеренным темпом речи и относительно слабой жестикуляцией.
Слайд 27

Считается, что у них понижена активность ретикулярной формации, которая испускает значительно

Считается, что у них понижена активность ретикулярной формации, которая испускает значительно

больше тормозящих импульсов, чем возбуждающих. Противоположная картина наблюдается у этнических групп южных районов, здесь наиболее ярким примером являются горячие итальянцы. Климат воздействует также и на обеспечение продуктами питания проживающих в разных климатических зонах этносов, на особенности жизнедеятельности, что оказывает влияние на этнический характер.

Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса

Слайд 28

Так, В. О. Ключевский говорил о влиянии резко-континентального климата (изнурительные летние

Так, В. О. Ключевский говорил о влиянии резко-континентального климата (изнурительные летние

засухи летом и лютые морозы зимой), короткого светового дня на формирование коллективизма как особенности характера российского этноса, так как выживание в одиночку, индивидуально в таких условиях было крайне затруднено или попросту невозможно.
Кроме того, географическое положение через действие геомагнитных полей влияет на организм человека на клеточном уровне и тем самым детерминирует характер этноса. Географическое положение оказывает влияния и через естественные оборонительные условия (горы, моря, недоступные пусты ни), которые окружают место проживания определенной этнической общности. Наличие значимых оборонительных факторов отражается на ментальности этнической группы и способствует возникновению демократического режима правления.

Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса

Слайд 29

Помимо теорий, объясняющих характер этноса влиянием географических факторов, интересной является и

Помимо теорий, объясняющих характер этноса влиянием географических факторов, интересной является и

концепция, согласно которой национальный характер можно проанализировать и объяснить, исходя из доминирующего архетипа определенного этноса (К. Юнг).
В то же время следует отметить, что ментальность, характер какого-либо этноса — не статичные образования. Будучи историчными по своей сути, этнический характер и ментальность трансформируются на протяжении истории этноса.

Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса