Художественная и духовная культура Древней Руси. Мир русской иконы

Содержание

Слайд 2

Ѝконопись Слово «икона» происходит от греч. «икон» εἰκών , что переводится

Ѝконопись

Слово «икона» происходит от греч. «икон» εἰκών , что переводится как

образ, изображение. Предание доносит до нас сведения об апостоле Луке как о первом иконописце. По преданию, он изобразил Божию Матерь с Младенцем. Пресвятая Дева, увидев это изображение, произнесла: «Благодать Моя и Родшегося от Мене да будет со святыми иконами».
Слайд 3

Андрей Рублев. Святая Троица. 1411 или 1425-1427. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская

Андрей Рублев. Святая Троица. 1411 или 1425-1427. Дерево, темпера. Государственная
Третьяковская

галерея. Москва.

Божья Матерь Владимирская. XII в.
Государственная Третьяковская галерея (Храм-музей Святителя Николая в Толмачах).

Слайд 4

Типы икон по посвящению Господские (изображающие Пресвятую Троицу и Спасителя); Богородичные

Типы икон по посвящению

Господские (изображающие Пресвятую Троицу и Спасителя);
Богородичные (изображают

Пресвятую Деву);
Именные или избранных святых (изображают святых людей, Ангелов и Архангелов);
Праздничные (посвящены церковным праздникам);
Житийный тип иконы (вокруг основного изображения расположены клейма, повествующие о житии святого).
Слайд 5

Типы икон по посвящению

Типы икон по посвящению

Слайд 6

Спас Вседержитель (Пантократор) Спас в Силах Типы икон Спасителя Спас Нерукотворный

Спас Вседержитель
(Пантократор)

Спас в Силах

Типы икон Спасителя

Спас
Нерукотворный

Слайд 7

Типы Богородичных икон Елеýса (Умиление) Владимирская Божья Матерь. Оранта (Молящаяся) Фреска

Типы Богородичных икон

Елеýса (Умиление)
Владимирская Божья Матерь.

Оранта (Молящаяся)
Фреска собора Святой Софии. XI

в. Мозаика. Киев.

Нерушимая стена

Слайд 8

Типы Богородичных икон Знамение Одигитрия (Путеводительница) Смоленская Божья Матерь

Типы Богородичных икон

Знамение

Одигитрия (Путеводительница)
Смоленская Божья Матерь

Слайд 9

Иконописные школы Деисус. Константинополь. 1387-1395 Иоанн Предтеча. XIV в. Государственный Эрмитаж

Иконописные школы

Деисус.
Константинополь.
1387-1395

Иоанн Предтеча.
XIV в. Государственный
Эрмитаж

Византийская школа


характеризуется
удлиненными пропорциями фигур,
(1:9 против естественного 1:7).

Псковское письмо –
предельно сдержанное,
монохромное, очень близкое
к византийскому.

Богоматерь Одигитрия.
XIII в.

Никола. XIV в.

Слайд 10

Иконописные школы Новгородское письмо – более живописное. Благовещение. 30-90-е годы XII

Иконописные школы

Новгородское письмо –
более живописное.

Благовещение.
30-90-е годы XII в.

Спас

Нерукотворный.
30-90-е годы
XII в.

Московская школа является
самой молодой, она основана
в XIV в. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниила Черный).

Рождество Христово.
XV - XVI вв .
Государственный Эрмитаж

Одигитрия Смоленская.
Дионисий.
1482 г. Г Т Г

Слайд 11

Иконописные школы Отдельным явлением стоит Рублевская школа письма. Спас Нерукотворный. Андрей

Иконописные школы

Отдельным явлением стоит
Рублевская школа письма.

Спас Нерукотворный.
Андрей Рублев


XIV—XV вв

Палехское письмо –
нарядное, насыщенных цветов

Воскресение Христово.
Александр Кузнецов, 1898

Сергий Радонежский.
Дмитрий Корин, 1889

Слайд 12

Иконописные школы Фряжское письмо родилось в период царствования Петра I как

Иконописные школы

Фряжское письмо родилось в период царствования Петра I как слияние

византийского и западного стилей письма. Оно отличается высокой степенью реализма.

Виленская-Остробрамская
икона Божией Матери

Икона Божией Матери
Умиление
Серафимо-Дивеевская

Слайд 13

Наследие Феофана Грека

Наследие Феофана Грека

Слайд 14

Создание иконы

Создание иконы

Слайд 15

Процесс создания иконы Духовная подготовка, пост и молитва Выбор или изготовление

Процесс создания иконы

Духовная подготовка, пост и молитва
Выбор или изготовление доски (цки)
Вырубка

ковчега (определение пространства иконы)
Покрытие доски левкасом (состав из мела и рыбьего клея)
Создание контура путем накалывания прориси
Золочение (фон, нимбы святых)
Доличное письмо (определение цветовых соотношений, контуров, накладывание теней, выявление объёма, написание фона, природы, строений, фигур и одежды святых)
Личное письмо (написание ликов святых и отрытых частей тела)
Слайд 16

Устройство иконы Икона преп.Серафима Саровского с 12 клеймами жития Икона с

Устройство иконы

Икона преп.Серафима
Саровского
с 12 клеймами жития

Икона с ковчегом

Казанская Икона
Божьей Матери


с окладом

Напольный
киот

Слайд 17

Иконостас Монастырь Стефана Пермского, г. Пермь Иконостас.

Иконостас

Монастырь Стефана Пермского, г. Пермь Иконостас.

Слайд 18

Царские врата

Царские врата

Слайд 19

Иконостас

Иконостас

Слайд 20

Иконостас Иконостас Благовещенского собор Московского Кремля

Иконостас

Иконостас Благовещенского собор Московского Кремля