Художественная культура XVIII - первой половины XIX в

Содержание

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся со стилем рококо, выявить его отличительные особенности,

Цель урока:
познакомить учащихся со стилем рококо, выявить его отличительные особенности,

проследить проявление стиля рококо в разных видах искусства
Слайд 3

План урока: Общая характеристика стиля рококо. Истоки рококо в живописи: 2.1.

План урока:
Общая характеристика стиля рококо.
Истоки рококо в живописи:
2.1. Характерные черты рококо

в живописи, отличие от живописи классицизма
2.2. Живопись Антуана Ватто и Франсуа Буше
Музыка рококо (Франсуа Куперен).
Слайд 4

Общая характеристика стиля рококо. История возникновения: Во истории художественной культуры начало

Общая характеристика стиля рококо.

История возникновения:
Во истории художественной культуры начало XVIII в.

отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV.
Слайд 5

Регентом при малолетнем Людовике XV стал герцог Филипп Орлеанский, брат Людовика

Регентом при малолетнем Людовике XV стал герцог Филипп Орлеанский, брат Людовика

XIV. Начало регентства ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши.

Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля тревоги, предчувствия краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий.

Слайд 6

Изменения в искусстве: король перестал быть единственным заказчиком произ-ведений искусства, а

Изменения в искусстве:
король перестал быть единственным заказчиком произ-ведений искусства, а

двор единственным коллекционером
появляются частные коллекции и салоны
на долгие десятилетия Франция - центр художественной жизни Западной Европы, законодательница всех художест-венных нововведений, глава всей духовной жизни Европы.

Людовик XV в тронном зале.
Худ. Чезаре Детти.

Слайд 7

Интерьеры в стиле рококо

Интерьеры в стиле рококо

Слайд 8

Новый стиль получил название рококо. Недолгий век рококо - отражение противоречивой

Новый стиль получил название рококо. Недолгий век рококо - отражение

противоречивой эпохи начала XVIIIв. Лозунг искусства - «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развле-кать, ласкать глаз причудливым узором линий, изыскан-ными сочетаниями светлых нарядных красок.
Слайд 9

Рококо(«причудливый», «капризный», от rocaille - осколки камней, раковины) - стилевое направление,

Рококо(«причудливый», «капризный», от rocaille - осколки камней, раковины) - стилевое

направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в. Некоторые искусствоведы считают, что рококо - не столько самостоятельное художественное явление, сколько фаза, определённый этап общеевропейского стиля барокко.
Слайд 10

Термин «рококо» возник в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для

Термин «рококо» возник в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка

для всего манерного и вычур-ного искусства XVIII в: изогнутая линия, напоминающая очертания раковины, - его главный признак.
Искусство рококо - мир вымысла и интимных пережи-ваний, декоративной театральности, изысканности, изощ-рённой утончённости, героизм
и пафос сменяется игрой
в любовь, фантазией,
прелестными безделушками.
Тяжелой и патетической
торжественности барокко
приходит на смену камерная
хрупкая декоративность.
Слайд 11

Сравнительная характеристика.

Сравнительная характеристика.

Слайд 12

Центр формирования рококо - салон частного дома, где тон задавали женщины.

Центр формирования рококо - салон частного дома, где тон задавали женщины.
Женственность

- главный критерий красоты.
Сюжеты – любовные, с эроти-ческим подтекстом
Слайд 13

2. Истоки рококо в живописи: 2.1. Характерные черты рококо в живописи,

2. Истоки рококо в живописи:
2.1. Характерные черты рококо в живописи, отличие

от живописи классицизма.

Характерные черты рококо:
грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пасту-шеская идиллия), тяга к экзотике.

Слайд 14

Версаль. Большой дворец. орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,

Версаль. Большой дворец.

орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,

цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
Слайд 15

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых

деталей и золота.
Слайд 16

Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.

Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.


Слайд 17

культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь

культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь

к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века"
Слайд 18

эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких

эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью

легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах
Слайд 19

Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Антуан Ватто.

Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Антуан

Ватто.
Он - создатель нового направления в живописи – «галантные празднества» - это бессюжетные лирические сценки, на которых мужчины галантны, а женщины прелестны, но наивно распутны.

2.2. Живопись Антуана Ватто и Франсуа Буше

Слайд 20

Особенности стиля Ватто: эффект намёка рисунок изящен мерцающие краски серого, голубого,

Особенности стиля Ватто:
эффект намёка
рисунок изящен
мерцающие краски серого, голубого, розового, лимонно-жёлтого, жемчужно-перламутровый
новый

стиль орнамента – сюжетная сцена в центре со сплошным кружевом вокруг
Слайд 21

Праздник любви. Худ. А.Ватто.

Праздник любви.
Худ. А.Ватто.

Слайд 22

Прелести жизни. Худ. А.Ватто

Прелести жизни.
Худ. А.Ватто

Слайд 23

Франсуа Буше – придворный художник Людовика XV. изображал пастухов и пастушек

Франсуа Буше – придворный художник Людовика XV.
изображал пастухов

и пастушек (пастораль), мифологических персона-жей (Венера, Марс, Вулкан, Амур), развлека-ющееся общество.
Слайд 24

Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея. Худ. Франсуа Буше.

Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея.
Худ. Франсуа Буше.

Слайд 25

Купание Дианы. Худ. Ф.Буше

Купание Дианы.
Худ. Ф.Буше

Слайд 26

3. Музыка рококо (Франсуа Куперен). Французский композитор Франсуа Куперен (1667 –

3. Музыка рококо (Франсуа Куперен).

Французский композитор Франсуа Куперен (1667 – 1773)

украсил каждую ноту пьесы мелизмами - изысканными мелодическими фигурами, и сухой и отрывистый звук клавесина зазвучал переливчато и роскошно, как бы отливая серебром.
Слайд 27