Художники русского классицизма

Содержание

Слайд 2

Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это

Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это

время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо.
Слайд 3

Постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями.

Постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями.

Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.
Слайд 4

Русский классицизм, таким образом, по сути является неоклассицизмом. Но, поскольку в

Русский классицизм, таким образом, по сути является неоклассицизмом. Но, поскольку в

России не было первой волны, то и приставка «нео» среди искусствоведов как-то не прижилась. Аналогичная ситуация, кстати, произошла и в Германии.
Слайд 5

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в

национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.
Слайд 6

Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство

Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство

и плодовитость Фёдор Степанович Рокотов: о нём говорили, что он написал всю Москву. Его кисти принадлежат целые фамильные галереи.
Слайд 7

Фёдор Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской.

Фёдор Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской.

Слайд 8

Фёдор Рокотов — автор одной из знаковых картин эпохи. Это «Коронационный

Фёдор Рокотов — автор одной из знаковых картин эпохи. Это «Коронационный

портрет Екатерины II», отразивший благородное величие просвещённой императрицы.
Слайд 9

Григорий Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после победы над немцами.

Григорий Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после победы

над немцами.
Слайд 10

Поздний русский классицизм, академизм. Александр Андреевич Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.

Поздний русский классицизм, академизм. Александр Андреевич Иванов. Явление воскресшего Христа Марии

Магдалине.
Слайд 11

Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём

Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём

развитии стиль прошёл три фазы: Ранний (с 1760-х по начало 1780-х годов). В этот период на мастеров ещё оказывали значительное влияние барокко и рококо; Зрелый, или строгий (1780-1790-е годы). В это время доминировали строго-классицистические тенденции; Высокий, или Поздний (первая треть XIX столетия). Часть художников работает в рамках ампира (который считается ветвью неоклассицизма), другая испытывает смягчающее влияние романтической традиции.
Слайд 12

Одна из эталонных картин раннего русского классицзма. Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой.

Одна из эталонных картин раннего русского классицзма. Антон Лосенко. Прощание Гектора

с Андромахой.
Слайд 13

Особенности творчества русских классицистов В целом для живописи этой эпохи в

Особенности творчества русских классицистов

В целом для живописи этой эпохи в России

были характерны те же черты, что и для европейской школы:
незыблемый авторитет античности;
строгость и чёткость форм;
воспевание высоких идеалов;
тяготение к торжественности (порой даже к пафосу), но без барочной вычурности;
предпочтение исторических и мифологических сюжетов, которые могут научить зрителя различным добродетелям.
Слайд 14

Карл Брюллов. Гений искусства.

Карл Брюллов. Гений искусства.

Слайд 15

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились

в высокой идеологизации: вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.
Слайд 16

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой

талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.
Слайд 17

Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с

Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с

благоволением со стороны властей, от которых зависела и деятельность Академии художеств. Живопись художников-классицистов идеально отражала имперские амбиции благодаря торжественной манере подачи. Не случайно в Российской империи получило широкое развитие такое ответвление неоклассицизма, как пафосно-торжественный ампир.
Слайд 18

Владимир Боровиковский. Портрет Павла I в коронационном облачении.

Владимир Боровиковский. Портрет Павла I в коронационном облачении.

Слайд 19

Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко

Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко

сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность. Это ограждало его от вырождения.
Слайд 20

Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком.

Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини

и арапчонком.
Слайд 21

Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь

Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь

жёстким, как в Европе, где Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) дали настоящий бой традиционной школе. В России это взаимодействие было более мягким.