Иконы и фрески Древней Руси XI-XIV вв

Содержание

Слайд 2

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Внешне выглядит сдержанно Церковные интерьеры украшаются

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Внешне выглядит сдержанно
Церковные интерьеры украшаются

фресками
Закладываются основы многовековой системы храмового декора, сюжетно символическими библейской евангельскими сценами на стенах, изображениями пророков и святых
Формы ранних мозаик и фресок незыблемо статичны ,вычерченные мощными линиями
Слайд 3

ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР Мозаика центрального купола Собора Святой Софии-Киев(1043-1046) Понятие Вседержитель по-гречески Пантократор

ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР Мозаика центрального купола Собора Святой Софии-Киев(1043-1046)

Понятие Вседержитель по-гречески Пантократор
Выражает основное представление

христианского вероучения о Иисусе Христе
По древней традиции изображался в куполах храмов
Средняя часть храма,над которой поднимался купол воспринималось как небо
Слайд 4

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА Мозаика в центральной апсиде Собора Святой Софии-Киев(1043-1046) Богоматерь в

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА Мозаика в центральной апсиде Собора Святой Софии-Киев(1043-1046)

Богоматерь в молитве с

воздетыми руками, называемые по-гречески и по-латыни Оранта
Олицетворяет собой всю новозаветную церковь
Восходит крайне христианским изображениям душ умерших , которые молятся за оставшихся на земле живых
Начиная с 9 века Богоматерь Оранта изображается верхнем регистре росписи алтарной апсиды- наиболее величественный образ
Слайд 5

СЦЕНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ Мозаики на алтарном столбе Собора Святой Софии-Киев(1043-1046) На столбах

СЦЕНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ Мозаики на алтарном столбе Собора Святой Софии-Киев(1043-1046)

На столбах восточной

арке храма на холостом фоне изображено Благовещение
На левом столбе- Архангел Гавриил,изображён в стремительном движении
На правом –Дева Мария,изображена с веретеном за пряжей(по легенде она должна выткать багряный плат для Иерусалимского храма)
Слайд 6

ЕВХАРИСТАЯ Мозаика в апсиде Собора Святой Софии-Киев(1043-1046) 2 повторяющиеся сцены с

ЕВХАРИСТАЯ Мозаика в апсиде Собора Святой Софии-Киев(1043-1046)

2 повторяющиеся сцены с изображением Христа,

стоящего около престола и подающего вино апостолом и хлеб в другой сцене – наиболее распространённая композиция Евхаристии
С греческого – благодать
Хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа
Верующие,вкушая хлеб и вино получают некоторую часть его святости
Слайд 7

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Начало XII в. Государственная Третьяковская Галерея-Москва Написана евангелистом

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Начало XII в. Государственная Третьяковская Галерея-Москва

Написана евангелистом Лукой
12 век-привезена

на Русь,поместили в Успенский Собор
1164-считали икону заступницей за русскою землю
Спасение от нашествия Тамерлана и победа над полчищами ЗолотоОрдынского Хана в 1480
Приносили клятву Отечеству перед этой иконой,молились перед выступлением на врага
Слайд 8

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ Новгородская икона Начало XII в-Успенский собор Московского Кремля Самый

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ Новгородская икона Начало XII в-Успенский собор Московского Кремля

Самый чтимый из Христианских

Святых, служивший воинам во времена гонителя христиан –императора Диоклетиана
Покровитель русского воинства
Изображение входило в состав русского государственного герба
Изображается с копьем
Относится к древнейшим произведений Новгородской школы Иконописи
Слайд 9

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ Фреска в куполе Собора Святой Софии-Новгород 1108 Представлен на

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ Фреска в куполе Собора Святой Софии-Новгород 1108

Представлен на юго-восточном про

стенке барабана
Изображён со свитком в левом руке
В правой он преподаёт так называемое благословение
Слайд 10

ПРОРОК СОЛОМОН Фреска в куполе Собора Святой Софии-Новгород 1108 Написано на

ПРОРОК СОЛОМОН Фреска в куполе Собора Святой Софии-Новгород 1108

Написано на восточном простенке

барабана
Изображён в строгой фронтальной позе и со свитком в правой руке, а левая рука поднесена к груди
На свитке известные изречения книги притчей Соломоновых
Слайд 11

ФРЕСКИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА Мирожского монастыря-Псков(до 1156) Особенность интерьера – отсутствие столбов Купол украшает композиция Вознесение Христово

ФРЕСКИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА Мирожского монастыря-Псков(до 1156)

Особенность интерьера – отсутствие столбов
Купол украшает

композиция Вознесение Христово
Слайд 12

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ Мозаика Михайловского монастыря-Киев XII в.ГТГ Широко почитаемый на Руси

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ Мозаика Михайловского монастыря-Киев XII в.ГТГ

Широко почитаемый на Руси
Небесный защитник от

врагов и покровитель воинов
Украла один из столбов
Была снята при уничтожении Собора в 1935
Слайд 13

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Новгородская икона из Успенского собора Московского Кремля Образ связан

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Новгородская икона из Успенского собора Московского Кремля

Образ связан с легендой

Алики Христа,отпечатавшийся на ткани у бруса и излечившись от царя от горя
Почитался помощник и защитники страждущих на Руси
Помещали при въезде в древнерусские города
Слайд 14

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Икона из Собора Святой Софии-Новгород XIIв Появились на Руси

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Икона из Собора Святой Софии-Новгород XIIв

Появились на Руси рано
В 12

веке по преданию икона помогла новгородцем победить , осадивших город суздальцев
1352- по молитве получали исцеления
1354- храм Знамения Пресвятой Богородицы
1566-избавила от страшного пожара
Слайд 15

СПАС ЭММАНУИЛ С АРХАНГЕЛАМИ (оглавный Деисус)Владимиро-суздальская икона Из Успенского Собора Московского

СПАС ЭММАНУИЛ С АРХАНГЕЛАМИ (оглавный Деисус)Владимиро-суздальская икона Из Успенского Собора Московского Кремля

XII в

Спас Эммануил –Иисус представлен в виде младенца
Справа и слева – Архангелы Гавриил и Михаил

Слайд 16

БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ Ярославская икона XIII в ГТГ Икона представляет собой тронное

БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ Ярославская икона XIII в ГТГ

Икона представляет собой тронное умиление
Иисус прижимается

к матери щекой и обнимает ее обеими руками,особенность иконографического извода поза младенца, стоящего на коленях богоматери
Икона отражает изменения в иконоискусстве в начале 14в.
Слайд 17

НИКОЛА С ЖИТИЕМ Икона северных писем XIV Николай чудотворец самый почитаемый

НИКОЛА С ЖИТИЕМ Икона северных писем XIV

Николай чудотворец самый почитаемый на Руси

христианский святой
Всеобщий заступник, помощник в бедах и страданиях, мудрый советчик, покровитель путешественников и моряков
Выступает защитник невинносужденных, спасителем воинов, пленников и мореплавателей.
Слайд 18

УСПЕЕМЕ БОГОМАТЕРИ Новгородская икона XIII в ГТГ Ложу успевшей богоматери окружали

УСПЕЕМЕ БОГОМАТЕРИ Новгородская икона XIII в ГТГ

Ложу успевшей богоматери окружали апостолы, а

христос принял ее душу
В группе апостолов святители в епископских одеяниях
Слайд 19

БОГОМАТЕРЬ ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ Икона XIII в ГТГ На иконе

БОГОМАТЕРЬ ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ Икона XIII в ГТГ

На иконе представлена

богоматерь без младенца
На груди богоматери золотой медальон
В углах иконы изображены два ангела
Слайд 20

БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ Новгородская Икона XII-XII вв ГТГ Главная особенность иконы благовещения

БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ Новгородская Икона XII-XII вв ГТГ

Главная особенность иконы благовещения из великого

устюга
Изображение на груди богоматери уже воплощенного младенца Иисуса
Архангел Гавриил изображён в состоянии левитации, правая рука его приподнята в благословляющем приветствии
Слайд 21

БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ(Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими) Икона из

БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ(Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими) Икона из Свенского

монастыря близ Брянска около 1288 ГТГ

Относится к монументальной живописи
Икона написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом

Слайд 22

ИЛЬЯ ПРОРОК В ПУСТЫНЕ С ЖИТИЕМ И ДЕИСУСОМ-Псковская Икона(XIII-XIV вв ГТГ)

ИЛЬЯ ПРОРОК В ПУСТЫНЕ С ЖИТИЕМ И ДЕИСУСОМ-Псковская Икона(XIII-XIV вв ГТГ)

Представлен,

сидящим в естественной позе в глубоких песках пустыни
Здесь же изображены архангелы Михаил и Гавриил, и святые апостолы Пётр и Павел
В верхнем регистре иконы изображена композиция деисус, в центре которой господ иисус христос, а по сторонам богоматерь и святой пророк
Простотой проникнуты изображения эпизоды его жития
Слайд 23

БОРИС И ГЛЕБ С ЖИТИЕМ Московская икона XIV в ГТГ Борис

БОРИС И ГЛЕБ С ЖИТИЕМ Московская икона XIV в ГТГ

Борис и Глеб-

сыновья киевского царя Владимира были предательски убиты в 1015 году старшим братом Святополком
В 1071 году они были причислены церквою к лику святых
Их изображение было очень популярно в русской иконографии
Их изображение во весь рост в княжеских одеяниях были популярны в русский иконографии
Слайд 24

СПАС ЯРОЕ ОКО Московская икона XIV в ГТГ Это изображение Иисуса

СПАС ЯРОЕ ОКО Московская икона XIV в ГТГ

Это изображение Иисуса Христа

до плеч
Выполнена русским мастером
Была перенесена в Успенский собор в конце 15 века из храма ,стоящего на месте Успенского собора
Слайд 25

ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ Новгородская икона 1 половина XIV ГРМ середине

ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ Новгородская икона 1 половина XIV ГРМ
середине иконы изображён Святой Георгий

на белом коне, в руках у него копье, справа мы видим высокую башню с 3 фигурами наверху, под копытами коня изображён змей-дракон
Вокруг средника 14 различных сюжетов
Слайд 26

ПАРАСКЕВА,ВАРВАРА И УЛЬЯНА(Псковская икона-конец XIV-начало XV вв ГТГ) Все три святые

ПАРАСКЕВА,ВАРВАРА И УЛЬЯНА(Псковская икона-конец XIV-начало XV вв ГТГ)

Все три святые изображены

в полный рост
В центре Святая Варвара, справа изображена Святая Ульяна, слева Святая Параскева
Также изображены архангелы Михаил и Гавриил
Слайд 27

ФЕОФАН ГРЕК Богоматерь Донская (около 1392)ГТГ После куликовской битвы икона была

ФЕОФАН ГРЕК Богоматерь Донская (около 1392)ГТГ

После куликовской битвы икона была помещена

в Успенский собор
При Иване Грозном была перемещена в благовещенский собор московского кремля
Чтилась, как чудотворная, помогавшая русскому воинству
Слайд 28

ФЕОФАН ГРЕК Фрески Церкви Спаса Преображения на Ильине улице(Новгород-1378) В росписи

ФЕОФАН ГРЕК Фрески Церкви Спаса Преображения на Ильине улице(Новгород-1378)

В росписи барабана и

купола фигура окружена четырьмя архангелами и четырьмя серафимами
В фресках Феофана каждая фигура живет индивидуальной жизнью
Особое впечатление производят образы столпников, в которых воплотил свой высокий идеал духосносного православного подвижника
Слайд 29

ФЕОФАН ГРЕК Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля – XIV

ФЕОФАН ГРЕК Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля – XIV

в ГТГ

Образы иконостаса показывают результат сближения с Богом и прибывание в единении с ним
Небо от земли, алтарь от храма может быть отделён только живыми символами соединения одного и другого
Иконостас есть граница между миром видимым и невидимым, явлением святых и ангелов