Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: Додинастический (4 тыс. лет до н. э.)

ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА:
Додинастический (4 тыс. лет до н. э.)
2. Древнее

царство (30-23 вв. до н. э.)
3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)
4. Новое царство
(16-11 вв. до н. э.)
5. Позднее время (11в.-332 г. до н. э.)
Слайд 3

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных

отношений, складывания социально разделенного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств.

Это период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются ок. 3400 г.).
Это период сложения древнеегипетского искусства.
Большая роль отводилась прикладному искусству.

Слайд 4

Сосуд с росписью. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва Ваза с росписью.

Сосуд с росписью.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Ваза с росписью.
Каирский

музей

Одним из древнейших производств Египта с конца 5-го тысячелетия до н. э. было гончарное дело. Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца.

Слайд 5

В додинастический период образы людей в росписях и в примитивных скульптурах

В додинастический период образы людей в росписях и в примитивных скульптурах

охарактеризованы в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данного образа. Так, у статуэток жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом плодородия. Несущественные же для определения подобного образа черты разрабатывались меньше, а иногда и вовсе не обозначались (детали лица, ступни ног).

Женская фигура.
Около 3500-3400 до н.э. Бруклинский музей. Нью-Йорк

Статуэтка из кости с глазами из лазурита. Египет, 4000-3600 до н.э.

Слайд 6

В додинастический период Древнего Египта складываются основные КАНОНЫ изображения человеческой фигуры:

В додинастический период Древнего Египта складываются основные КАНОНЫ изображения человеческой фигуры:

широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова — в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика.

КАНОН – это свод общепринятых правил для изображения. Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий. Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.

Слайд 7

По канону значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение

По канону значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение

других персонажей. На одной стороне палетки фараон изображен в короне царей Верхнего Египта; на обратной стороне он же - в короне, принадлежащей царям Нижнего Египта.

Палетка (плита) фараона Нармера
Шифер. Ок. 3000 г. до н.э.
Египетский музей, Каир

Для искусства додинастического периода характерно ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО ОБРАБОТКИ КАМНЯ

Слайд 8

Нижняя часть палетки с изображением сражения Поздний Додинастический период

Нижняя часть палетки с изображением сражения Поздний Додинастический период

Слайд 9

РЕЗЬБА ПО КОСТИ додинастический период Деталь рукояти церемониального кремниевого ножа Слоновая

РЕЗЬБА ПО КОСТИ додинастический период

Деталь рукояти церемониального кремниевого ножа Слоновая кость. Джебель-эль-Арак.

Хранится в Лувре.
Изображены эпизоды военного столкновения между Верхним и Нижним Египтом
Слайд 10

В эпоху Древнего Царства появляется новый тип гробниц — СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА

В эпоху Древнего Царства появляется новый тип гробниц — СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА

Ступенчатая

пирамида Джосера (зодчий Имхотен) - древнейший некрополь столицы Древнего царства — Мемфиса
Слайд 11

ПИРАМИДЫ ФАРАОНОВ ХЕОПСА (ИЛИ ХУФУ), ХЕФРЕНА (ИЛИХАФРА) И МИКЕРИНА (МЕНКАУРА) В ГИЗЕ. Около 2613-2563 до н.э.

ПИРАМИДЫ ФАРАОНОВ ХЕОПСА (ИЛИ ХУФУ), ХЕФРЕНА (ИЛИХАФРА) И МИКЕРИНА (МЕНКАУРА) В

ГИЗЕ. Около 2613-2563 до н.э.
Слайд 12

Самая грандиозная ПИРАМИДА ХЕОПСА построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота

Самая грандиозная ПИРАМИДА ХЕОПСА построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота

около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Это – одно из семи чудес света
Слайд 13

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были СТАТУИ. Они выполнялись в

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были СТАТУИ. Они выполнялись в

соответствии со строгими канонами. Люди изображались в спокойных, как бы застывших во времени позах: стоящая, либо фронтально сидящая фигура.

Статуя писца Каи
Древнее царство. Париж. Лувр. Известняк. Глазница - медь. Белок - алебастр. Радужка - горный хрусталь. Зрачок - выточенный конус, заполненный сажей

Слайд 14

Фараон Рахотеп и его жена Нофрет Раскрашенный известняк Древнее царство Начало

Фараон Рахотеп
и его жена Нофрет
Раскрашенный известняк Древнее царство
Начало

3 тыс. до н. э.
Каир, Египетский музей
Слайд 15

Первым памятником нового типа в период Среднего царства стал ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА МЕНТУХОТЕПА

Первым памятником нового типа в период Среднего царства стал ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА МЕНТУХОТЕПА

I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.).

Храм-усыпальница Ментухотепа I положил начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Реконструкция

Слайд 16

В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении

В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении

человека

Статуя фараона Аменемхета III Порфир
XIX в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. 19 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Слайд 17

Сфинкс Сенусерта III Среднее царство XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Сфинкс Сенусерта III
Среднее царство
XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

СФИНКСЫ вошли в

архитектуру Египта, как опекуны и хранители священных мест. Начиная с доисторических времён львов из-за силы, свирепости и устрашающего рёва связывали с царями. Этот сфинкс имеет лицо Сенусерта III, правителя 12 династии. На нем символический, плиссированный головной платок, который отождествляет капюшон и голову кобры.
Слайд 18

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины,

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины,

которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА.
Его образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор.

Ювелирные изделия: 1 — ожерелье; 2 — пектораль; 3 — кольцо; 4 — подвеска со скарабеем.

Слайд 19

РОСПИСИ ГРОБНИЦ И ХРАМОВ в период Среднего царства приобретают большую самостоятельность.

РОСПИСИ ГРОБНИЦ И ХРАМОВ в период Среднего царства приобретают большую самостоятельность.

Одни из самых замечательных настенных росписей были созданы в гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане (XX в. до н. э.)

Сбор плодов

Птицы на акации

Слайд 20

Охота в нильских зарослях Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. XV—XIV

Охота в нильских зарослях
Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. XV—XIV

вв. до н. э. Британский музей, Лондон
Клеевая живопись
Слайд 21

В период Нового царства (со столицей в Амарне) получил распространение тип

В период Нового царства (со столицей в Амарне) получил распространение тип

ПРЯМОУГОЛЬНОГО В ПЛАНЕ ХРАМА. Он имел трехчастное деление: открытый двор - перистиль, колонный зал - гипостиль, святилище.

Храм бога Амона в Карнаке

Слайд 22

Рельеф с изображением плакальщиков. Новое царство, XIX династия, середина XIV в.

Рельеф с изображением плакальщиков. Новое царство, XIX династия, середина XIV в.

до н. э. ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва
Слайд 23

Произведения амарнского периода Нового царства отличаются человечностью, лиричны и проникновенны. Лучшее,

Произведения амарнского периода Нового царства отличаются человечностью, лиричны и проникновенны. Лучшее,

что было создано в этот период — СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ЭХНАТОНА И ЕГО ЖЕНЫ НЕФЕРТИТИ

Аменхотеп IV (Эхнатон) Около 1360 до н.э. Известняк. Высота 14 см Египетский музей,
Берлин

Эхнатон и Нефертити с детьми Около 1345 до н.э.
Рельеф алтаря Известняк. 32,5 х 39 см Берлин, Египетский музей

Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Египетский музей. Каир

Слайд 24

ЭХНАТОН И НЕФЕРТИТИ

ЭХНАТОН И НЕФЕРТИТИ

Слайд 25

6 декабря 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт обнаружил во время

6 декабря 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт обнаружил во время

раскопок в Египте СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ЦАРИЦЫ НЕФЕРТИТИ, которая с тех пор стала одним из символов красоты Древнего Египта
Слайд 26

Настенная роспись в ГРОБНИЦЕ НЕФЕРТИТИ

Настенная роспись в ГРОБНИЦЕ НЕФЕРТИТИ

Слайд 27

ГРОБНИЦА С САРКОФАГОМ ФАРАОНА СЕТИ I в «Долине царей» возле Фив

ГРОБНИЦА С САРКОФАГОМ ФАРАОНА СЕТИ I

в «Долине царей» возле Фив

Фараон Сети

I (1314-1304 годы до н.э.) - один из основателей Нового царства
Слайд 28

Золотая маска Тутанхамона Отделка крышки саркофага выполнена с причудливыми переливами цветной

Золотая маска Тутанхамона Отделка крышки саркофага выполнена с причудливыми переливами цветной мозаики

на фоне полированных золотых поверхностей

Саркофаг с мумией фараона ТУТАНХАМОНА найден в его гробнице в «Долине царей» возле Фив английским археологом Картером

Слайд 29

Тутанхамон с женой. Около 1330 до н.э. Деталь спинки трона из

Тутанхамон с женой. Около 1330 до н.э. Деталь спинки трона из гробницы

Тутанхамона Дерево, листовое золото, резьба, роспись
Египетский музей, Каир

Тутанхамон с женой в саду
XIV в. до н. э. Рельеф на крышке ларца из гробницы Тутанхамона.
Дерево, резьба, роспись
Египетский музей, Каир

Слайд 30

Реконструкция внешнего облика Тутанхамона Тутанхамон, умерший в восемнадцать лет, целиком обязан

Реконструкция внешнего облика Тутанхамона

Тутанхамон, умерший в восемнадцать лет, целиком обязан своей

славой тому обстоятельству, что его гробница — единственная из гробниц фараонов, обнаруженная в наше время с почти неповрежденным содержимым.
Слайд 31

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках

Туалетная ложечка
в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках

Новое царство. Около 1288 - 1350 до н.э. Длина 19,4 см Слоновая кость, эбеновое дерево ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Акробатка, делающая „мостик“.
Остракон. Известняк. Роспись Новое Царство, Прим. 1300 - 1200 гг. до н.э. Из Дейр эль-Медина, позже - коллекция Дроветти, 1824. Египетский музей, Турин.
РИСУНКИ НА ОСТРАКОНАХ – это произведения графики, выполнявшиеся на обломках керамики, на сколах камня (обычно известняка), реже дерева.

Слайд 32

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Портрет юноши в золотом венке ГМИИ им. А. С.

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Портрет юноши в золотом венке ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Москва

Портрет молодой женщины Лувр, Париж

надгробный живописный портрет в Древнем Египте (1–3 вв. н. э.)

Слайд 33

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Портрет мужчины ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва Портрет девушки

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Портрет мужчины
ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва

Портрет девушки Государственные музеи. Берлин

Получил

название по месту первой крупной находки в 1887 г. в Фаюмском оазисе
Слайд 34

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ – единственный известный образец древней станковой портретной живописи –

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ – единственный известный образец древней станковой портретной живописи –

написаны в технике энкаустики (восковыми красками) или темперой на тонких деревянных дощечках (реже – на холсте).
ТЕХНИКА ЭНКАУСТИКИ (от греческого слова ehkaio — вжигаю) - это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками.
Особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота.
Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне, на папирусе.
Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой. 
ТЕМПЕРА — техника, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца.
Слайд 35

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Портрет мальчика по имени Евтихий Музей Метрополитен, Нью-Йорк Детские мумии с портретами

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Портрет мальчика по имени Евтихий Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Детские мумии с портретами