История искусств. Восприятие. Структура и уровни художественного восприятия

Содержание

Слайд 2

советский и российский педагог, ученый, член Научного совета по проблемам эстетического

советский и российский педагог, ученый, член Научного совета по проблемам эстетического

воспитания при Академии педагогических наук СССР, создатель школьного предмета «Мировая художественная культура».
Методика «от чувства к разуму»

Лия Михайловна
Предтеченская
( 1922 — 1999)

Слайд 3

(от лат. terminus — предел, граница) — римский бог межей и

(от лат. terminus — предел, граница) — 
римский бог межей и пограничных знаков,особенно почитался крестьянами (Словарь

античности, 1989)
слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так дале.

Термин

Слайд 4

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие,

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях

человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии,экономики, педагогики и др.
Слайд 5

— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего

— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего (по отношению к творцу)

мира в художественном образе; 
творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[4].

Иску́сство  (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание[1][2])

Слайд 6

понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. -

 понятия, обозначающие принципиальную общность
художественных явлений на протяжении определенного времени. 
- как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде

искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.

НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

Слайд 7

– единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или

– единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или

этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации 

СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма)

Слайд 8

Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение, разбор) подразумевает собой мысленное или

Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение, разбор) подразумевает собой мысленное или

реальное разделение предмета на несколько составляющих, а также многообразное изучение каждого компонента в отдельности и связей между всеми частями одного целого.
Cинтез (греч. synthesis — соединение, составление, объединение) – процесс, обратный анализу. Из множества проанализированных элементов учащийся должен составить единое целое и рассмотреть свойства полученного объекта, выделив в нем главные и второстепенные качества, а также выявить наиболее существенные связи между составляющими данного единства.
Слайд 9

Восприятие. Структура и уровни художественного восприятия.


Восприятие.
Структура и уровни художественного восприятия.

Слайд 10

— чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным[1] Восприятие

 — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным[1]
Восприятие / Лекторский В. А. // Новая философская энциклопедия : в

4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010.

Восприя́тие, перце́пция  (от лат. perceptio)

Слайд 11

- это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального

 - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального

мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие

Слайд 12

ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые

ощущения,
двигательные компоненты,
жизненный опыт индивида,
память,
мышление и речь,
волевые усилия

и внимание,
интересы,
цели и установки человека.
Процесс восприятия - перцептивная деятельность субъекта

В формировании восприятия принимают участие

Слайд 13

предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира; целостность,

предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира;


целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств;
структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру;
осмысленность - определяющаяся пониманием сущности предмета;
константность — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета.
избирательность - заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.

Основные свойства восприятия:

Слайд 14

В условиях специфики изобразительной деятельности процесс познания предмета и его свойств

В условиях специфики изобразительной деятельности
процесс познания предмета и его свойств

происходит по средствам зрительных и осязательных восприятий
Слайд 15

Зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух формах: Первая характеризуется движением

Зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух формах:
Первая характеризуется движением глаза

и головы. И.М.Сеченов называл глаз «щупалом», подчеркивая важность данного значения в чувственном познании объектов.
Вторая проявляется в одновременном восприятии объекта изображения как посредством зрения, так и движением руки ( скульптура - ощупывание формы, рассмотрение предмета с разных точек и тд).

Впервые эксперимент был поставлен в лаборатории А.Л. Ярбуса в начале 60-х годов ХХ в.

Слайд 16

Восприятие развивается в процессе жизни (И.М.Сеченов, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев). Восприятие рассматривают

Восприятие развивается в процессе жизни (И.М.Сеченов, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев).
Восприятие рассматривают как

процесс.
В самом начале – это
иррадиация (очень разлитое и смутное восприятие),
потом концентрация (более четкое, но еще не расчлененное восприятие) и затем дифференциация (уточненное восприятие).
Слайд 17

– это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в

 – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и

действительности
(О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева и др.)

Художественное восприятие

Слайд 18

Художественное восприятие процесс эстетического восприятия действительности с цель создания художественного произведения

Художественное восприятие
процесс эстетического восприятия действительности с цель
создания художественного произведения

и
восприятие произведения искусства с целью выявления, освоения и оценки его содержания, выраженного художественной формой (Ю.Н.Протопопов).
Слайд 19

Структура художественного восприятия Уровни художественного восприятия


Структура художественного восприятия
Уровни художественного восприятия

Слайд 20

Структура компонентов художественного восприятия , Автор Б.П.Юсов

Структура компонентов
художественного восприятия ,
Автор Б.П.Юсов

Слайд 21

Структура процесса восприятия произведений изо , Автор Б.П.Юсов


Структура процесса
восприятия произведений изо ,
Автор Б.П.Юсов

Слайд 22

На ИКОНИЧЕСКОМ уровне - распознание видимых форм. На ИКОНОГРАФИЧЕСКОМ – отождествляются


На ИКОНИЧЕСКОМ уровне - распознание видимых форм.
На ИКОНОГРАФИЧЕСКОМ – отождествляются

персонажи, сюжет, изобразительные мотивы через их сопоставление с вербальным текстом (литературные, исторические источники)
На РИТОРИЧЕСКОМ - выразительность художественной формы и ее внутренняя связь с речью.
На ИКОНОЛОГИЧЕСКОМ – рассматриваются символические ценности произведения, соединяющие художественный образ с явлениями и процессами культуры и цивилизации

СХЕМА СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ (Б.А.Столяров)

Слайд 23

Уровни общения с художественным произведением ( авт. О. Л. Некрасова-Каратеева ,


Уровни общения с художественным произведением
( авт. О. Л. Некрасова-Каратеева

, М. В. Осорина)
1 уровень – внешне-событийный.
2 уровень – предметно-содержательный
3 уровень – формально-языковой
4 уровень – духовно-психологический.
Слайд 24

1 уровень – внешне-событийный. Произведение воспринимается как вещь, как предмет, находящийся

1 уровень – внешне-событийный. Произведение воспринимается как вещь, как предмет, находящийся

во внешнем мире.
Данный уровень восприятия, онтогенетически самый ранний, характерен для детей дошкольного возраста, но встречается и у неподготовленного к общению с искусством взрослого, а так же у зрителей , при беглом осмотре экспозиции при подготовки к экзамену и тд.
Слайд 25

2 уровень – предметно-содержательный. «Все как живое!» Произведение воспринимается как аналог

2 уровень – предметно-содержательный. «Все как живое!»
Произведение воспринимается как

аналог предметного мира. Главное значение имеет принцип узнаваемости, похожести на реальность.
Достигается интеллектуальное ( узнал, понял, согласен) и эстетическое удовлетворение (красиво, нравится) при условии понимания и переживания сюжета.
Эту стадию контакта с произведением обычно дети начинают проживать в дошкольном возрасте, но растянуться она может на долгие годы.
На этом уровне восприятия остаются вне обсуждения проблемы художественного языка изображения, оказываются недоступными для понимания абстрактные, сюрреалистические произведения.
Слайд 26

3 уровень – формально-языковой. Произведение воспринимается как пространство творчества художника. На

3 уровень – формально-языковой.
Произведение воспринимается как пространство творчества художника.

На этом уровне восприятия зритель открывает для себя, что художник – это создатель мира, мастер делания картины, режиссер и организатор ее пространства, создатель собственного метода и изобразительного языка.
Происходит понимание использования художественных средств (форма, цвет, тон и др.), материалов и технологии создания произведения. Этот уровень восприятия картины становится доступен в подростковом возрасте и позволяет сделать открытия относительно творческих возможностей человека.
Происходит понимание формально-языкового строя произведения, такое восприятие картины характерно для профессиональных художников.
Слайд 27

4 уровень – духовно-психологический. Картина воспринимается как аналог духовно-психологического мира художника.

4 уровень – духовно-психологический.
Картина воспринимается как аналог духовно-психологического мира художника.


На этом уровне происходит наиболее полное проникновение в содержание художественного произведения, причем зритель и художник находятся в партнерском диалоге. Уровень восприятия картины как отражения пространства смыслов душевного мира художника – самый глубокий и полный. Предыдущие три входят туда как вспомогательные.
Теоретически этот уровень доступен ребенку с того момента, когда в его психике закладываются основы символического мышления. Показателем развитости восприятия здесь будет собственное изобразительное творчество ребенка, так как уже в пять лет в детских рисунках формируется система психологической символики изобразительного языка, которая и является выразителем глубинных смыслов.
Слайд 28

Психологические стадии общения зрителя с произведением (картиной, иконой, иллюстрацией): 1 стадия

Психологические стадии общения зрителя с произведением (картиной, иконой, иллюстрацией):
1 стадия –

контактная.
2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
3 стадия – качественный анализ образов произведения.
4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев произведения.
5 стадия - формулировка обобщенных смыслов.
6 стадия - выход из контакта с произведением.
Слайд 29

1 стадия – контактная. На этой стадии происходит общая ориентировка и

1 стадия – контактная.
На этой стадии происходит общая ориентировка

и эмоциональный настрой ребенка на картину как на партнера в общении, внутреннее «соединение» зрителя с картиной, погружение, вживание в нее.
Главная задача педагога: активизация внимания и интереса у ребенка к картине и налаживание всех видов контакта с ней ( найти удобную позицию, позу)
В завершении подвести итог: можно предложить запомнить свои первые впечатления, а затем сверить их с теми, что появится далее.
Данная стадия обусловливает дальнейшую готовность зрителя вступить в общение с произведением.
Слайд 30

2 стадия – ориентировочно-аналитическая. Суть ее состоит во внимательном считывании зрителем

2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
Суть ее состоит во внимательном считывании

зрителем внешне видимого информационного слоя картины в поиске героев, живущих в пространстве картины.
Опорные вопросы стадии: кто это? что это? кого и что я вижу на этой картине?
Проблема: плохой навык рассматривания.
Педагогу важно тщательно подбирать ключевые слова, целенаправленно адресуясь к зрительным, телесным и слуховым способностям зрителя.
Слайд 31

3 стадия – качественный анализ образов. Происходит «вживание» в каждый образ

3 стадия – качественный анализ образов.
Происходит «вживание» в каждый образ

картины и тщательный сбор информации о нем. Два информационных ряда – предметно-содержательный и формально-языковой – образуют вместе объем видимых признаков, которыми художник характеризует своих героев.
Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Важное условие, умение сопереживать, вчувствоваться в изображение , быть с ним. Задача педагога помочь ребенку собрать полную информацию ( телесная характеристика персонажа).
Исследование формально-языковых характеристик даст возможность обсудить проблемы художественного мастерства автора .
Слайд 32

4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев Параллельно 3 стадии.

4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев
Параллельно 3 стадии.


Взаимоотношения героев картины тоже раскрываются одновременно в двух планах.
На предметно-содержательном уровне событий это внешний сюжет и характер действий каждого персонажа.
На формально-языковом уровне художник имеет большею возможность рассказать о взаимоотношении всех героев через структуру пространственных соотношений персонажей картины.
Вопросы: кто какой величины? где и как они расположены относительно друг друга? что они делают? как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
Слайд 33

5 стадия – формулировка обобщенных смыслов Задача пятой стадии состоит в

5 стадия – формулировка обобщенных смыслов
Задача пятой стадии состоит в

обобщении всей полученной информации и выходе на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником.
Опорные вопросы стадии: что это значит? зачем все это?
6 стадия – выход из контакта
Задача – помочь ребенку завершить общение, внутренне расстаться с картиной. Ребенок должен вернуться обратно из мира, созданного художником, в свой мир, к самому себе. Возможны фразы: «Спасибо художнику, спасибо картине!» или разговор о впечатлениях, о личных открытиях и душевных приобретениях.
Слайд 34

Напомним шаги, которые делает зритель на этом пути: Контактная стадия настройки

Напомним шаги, которые делает зритель на этом пути:
Контактная стадия настройки

на общение с произведением;
Ориентировочно-аналитическая: поиск героев. Живущих в пространстве произведения. Опорные вопросы: кто это? что это? Кого и что я вижу на этой картине?
Стадия качественного анализа героев произведения. Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Стадия анализа отношений и взаимодействий герое произведения. Опорные вопросы: что они делают? Как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
Стадия формулировка обобщенных смыслов. Опорные вопросы стадии: что это значит? зачем все это?
Стадия выход из контакта с произведением.
Слайд 35

https://stampsy.com/stamp/23818 Рене Магритт «Проницательность» http://iskusstvoed.ru/2016/05/17/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD/ Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства

https://stampsy.com/stamp/23818
Рене Магритт «Проницательность»
http://iskusstvoed.ru/2016/05/17/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD/
Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства

Слайд 36

Основная литература: 1. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси


Основная литература:
1. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси

до начала третьего тысячелетия [Текст] : учебник для вузов / Т. В. Ильина. – М.: Юрайт, 2010.
2. Кашекова, И. Э. Изобразительное искусство: учебник / И. Э. Кашекова. – М.: Академический проект, 2009.
3. Кирьянова, Н.В. История мировой литературы и искусства [Электронный ресурс] : учебное пособие. — М. : ФЛИНТА, 2014. http://e.lanbook.com/view/book/51831ЭБСЛань