Иван Сусанин - первая русская историческая опера

Содержание

Слайд 2

Михаил Иванович Глинка 1804-1857 основоположник русской классической музыки и первый отечественный

Михаил Иванович Глинка 1804-1857

основоположник русской
классической музыки
и первый отечественный
композитор-классик,
достигший

мировой славы

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» М.И. Глинка

Слайд 3

"Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде,

"Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в

жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская".
П.И.Чайковский

Музыканты о гении Глинки

К. Маковский.
Портрет Глинки

"Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений. Всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа».                                               Б.Асафьев

Слайд 4

Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском Смоленская губерния

Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском

Смоленская губерния

Слайд 5

Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском

Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском

Слайд 6

М.И. Глинка – выпускник Благородного пансиона в Петербурге

М.И. Глинка – выпускник Благородного пансиона в Петербурге

Слайд 7

Формированию мировоззрения М. И. Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями,

Формированию мировоззрения М. И. Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями,

как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов,
А.А.Дельвиг.

Русские поэты и Глинка

В. Е. Артамонов
«А. С. Пушкин и В. А. Жуковский у М. И. Глинки»

Слайд 8

Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале

Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале

1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Путешествие за границу

Г. Доницетти

В. Беллини

Интересный факт:
Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Слайд 9

Успех пришел к М.И. Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь

Успех пришел к М.И. Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь

за царя") (1836).

Творческое наследие

Работа над второй эпической оперой, "Руслан и Людмила" (1842), велась при трагических событиях - смерти Пушкина.

Я. Ф. Яненко
Портрет М. Глинки. 1840-е гг.

Романсы, симфонические и камерные сочинения («Камаринская», «Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде» и другие). В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Слайд 10

« Иван Сусанин » или «Жизнь за царя» В опере рассказывается

« Иван Сусанин » или «Жизнь за царя»

В опере рассказывается о событиях 1612

года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Премьера оперы – 1836 год

Федор Иванович Шаляпин
в роли Ивана Сусанина

Героико-патриотическая опера в четырех действиях с эпилогом на либретто барона Георгия (Егора) Федоровича Розена.

Слайд 11

ИВАН СУСАНИН Крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым. Прославился тем,

ИВАН СУСАНИН

Крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым. Прославился тем, что

зимой 1613 г., спасая новоизбранного Царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов (намеревавшихся захватить Михаила) в непроходимое лесное болото, за что был изрублен поляками.

Осип Петров –
первый исполнитель
роли Ивана Сусанина

Слайд 12

Вид на село Домнино Часовня на месте избы Ивана Сусанина

Вид на село Домнино

Часовня на месте избы Ивана Сусанина

Слайд 13

Опера «Иван Сусанин» I836 год

Опера «Иван Сусанин» I836 год

Слайд 14

Галина Ковалева – Антонида, Борис Штоколов в роли Ивана Сусанина Опора

Галина Ковалева – Антонида, Борис Штоколов
в роли Ивана Сусанина

Опора на

народную песню, «русская» мелодика – основа вокальных партий представителей русского народа.

Романс Антониды

Слайд 15

Чистое болото

Чистое болото

Слайд 16

Польская шляхта Полонез Мазурка Краковяк

Польская шляхта

Полонез
Мазурка
Краковяк

Слайд 17

Основной драматургический приём – принцип контраста русские поляки Опора на русскую

Основной драматургический приём – принцип контраста

русские

поляки

Опора
на русскую
народную
песню
Вокальные
жанры

Опора на польский
народный

танец
Инструмен-тальные
жанры
Слайд 18

Эпилог Заключительный хор «Славься!»

Эпилог Заключительный хор «Славься!»

Слайд 19

М. И. СКОТТИ «ПОДВИГ ИВАНА СУСАНИНА» (1851)

М. И. СКОТТИ «ПОДВИГ ИВАНА СУСАНИНА» (1851)

Слайд 20

Учитель музыки, МХК Остапцова Т.Н. МАУ ШИЛИ, г. Калининград Литография В.В. Васильева (1886)

Учитель музыки, МХК Остапцова Т.Н. МАУ ШИЛИ, г. Калининград

Литография В.В. Васильева

(1886)
Слайд 21

Фаюстов М.В. «Иван Сусанин» (2003)

Фаюстов М.В. «Иван Сусанин» (2003)

Слайд 22

Вид на валун, который воздвигнут на месте гибели Ивана Cусанина

Вид на валун, который воздвигнут
на месте гибели Ивана Cусанина

Слайд 23

Памятник Ивану Сусанину Архитектор Лавинский (1967) г. Кострома «Предателя, мнили, во

Памятник Ивану Сусанину
Архитектор Лавинский (1967)
г. Кострома

«Предателя, мнили,
во мне вы нашли:
Их

нет и не будет
на Русской земли!
В ней каждый Отчизну
с младенчества любит
И душу изменой
свою не погубит!»
К. Рылеев
Слайд 24

Об опере Глинки «Иван Сусанин» Музыкальный критик Владимир Одоевский написал: "С

Об опере Глинки «Иван Сусанин»

Музыкальный критик Владимир Одоевский написал: "С оперой

Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!"

Брат знаменитого французского писателя Просперо Мериме Анри: "По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне... Это более, чем опера, это - национальная эпопея".

А теперь внимание... отрицательный отзыв  и какой отзыв!  1861 год, известный критик Василий Стасов: "Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина, верного, как собака, ограниченного, как сова или глухой тетерев".