Изоморфема. Символический характер художественного образа

Содержание

Слайд 2

Художественный образ может выступить в одной из трех ипостасей: 1)изоморфема –

Художественный образ может выступить в одной из трех ипостасей:

1)изоморфема – структурная

копия объекта, основная тема изображения ;
2) метафора - иносказание ;
3) аллегория – символ абстрактного объекта.
Слайд 3

Пабло Пикассо. Обед слепого. 1903. Образы слепоты. Слепота здесь является олицетворением внутреннего прозрения, противопоставляясь слепоте духовной

Пабло Пикассо. Обед слепого. 1903. 

Образы слепоты.
Слепота здесь является олицетворением внутреннего

прозрения, противопоставляясь слепоте духовной
Слайд 4

Василий Перов. Слепой. 1878

Василий Перов. Слепой. 1878

Слайд 5

Эжен Ларманс. Слепой. 1898

Эжен Ларманс. Слепой. 1898

Слайд 6

Метафора Если элементы и структура образа не совпадает со структурой объекта,

Метафора

Если элементы и структура образа не совпадает со структурой объекта, то

образ становится тем, что принято называть метафорой ("иносказанием").
Метафора в живописи – это источник ярких представлений, она создает образность произведения.
Слайд 7

Владимир Куш. Ножницы Метафоричность образа заключается в образе человеческих взаимоотношений.

Владимир Куш. Ножницы
Метафоричность образа заключается в образе человеческих взаимоотношений.

Слайд 8

Владимир Куш. Песочные часы Здесь песочные часы олицетворяют скоротечность времени жизни,

Владимир Куш. Песочные часы
Здесь песочные часы олицетворяют скоротечность времени жизни, но

и в то же время бесконечность Вселенной.
Слайд 9

Аллегория Когда художественный образ оказывается символом абстрактного объекта это аллегория. Прием

Аллегория

Когда художественный образ оказывается символом абстрактного объекта это аллегория. Прием изображения

предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. Условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остается для него внешним.
Слайд 10

Уотс Джордж Фредерик . Надежда Аллегория слепой надежды, которая никогда не умирает.

Уотс Джордж Фредерик . Надежда
Аллегория слепой надежды, которая никогда не умирает.

Слайд 11

Ян Вермеер. Аллегория живописи

Ян Вермеер. Аллегория живописи

Слайд 12

Шарль-Жозеф Натуар — Аллегория архитектуры

Шарль-Жозеф Натуар — Аллегория архитектуры

Слайд 13

П. Веронезе. Аллегория любви (Неверность)

П. Веронезе.  Аллегория любви (Неверность)

Слайд 14

Комбинации изоморфемы с аллегорией, метафор и аллегорий Изображение особых символов, повествующий

Комбинации изоморфемы с аллегорией, метафор и аллегорий

Изображение особых символов, повествующий зрителю

об особом замысле художника, смысл разнообразия форм, которые дают возможность передать незримое в зримом.
Слайд 15

С. Дали. Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря.

С. Дали. Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря.

Слайд 16

Ч. Шрейбер. Девушка с птицей. Символ птицы – это символ чистоты

Ч. Шрейбер. Девушка с птицей.
Символ птицы – это символ

чистоты и непорочности. Художник связал образ девушки с птицей, тем самым показав хрупкость и легкость героини.
Слайд 17

П. Брейгель. Шествие на Голгофу.

П. Брейгель. Шествие на Голгофу.

Слайд 18

В. Кандинский. Полоса в треугольнике. Выражение символики формы через абстрактную геометрическую систему.

В. Кандинский. Полоса в треугольнике.
Выражение символики формы через абстрактную геометрическую систему.

Слайд 19

Символика света Символическое значение света как источника истины. Эта античная символика

Символика света

Символическое значение света как источника истины. Эта античная символика света

получила дальнейшее развитие в христианской традиции, приобретя особенно утонченную форму в творчестве Рембрандта.
Слайд 20

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Поклонение волхвов.

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Поклонение волхвов.

Слайд 21

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Погребение Христа.

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Погребение Христа.

Слайд 22

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Ослепление Самсона.

Рембрандт. Хармес Ван Рейн. Ослепление Самсона.

Слайд 23

К. Маковский. Святочные гадания.

К. Маковский. Святочные гадания.

Слайд 24

Символика цвета Использование локального красного и синего цвета. Красный цвет символизирует

Символика цвета

Использование локального красного и синего цвета. Красный цвет символизирует в

данном случае царскую власть, а синий - божественное начало ("небесная сила"). Сочетание красного и синего становится символом божественного могущества, которое требует благоговейного отношения.
Слайд 25

Ян Ван Эйк. Мадонна Канцлера Ролена.

Ян Ван Эйк. Мадонна Канцлера Ролена.

Слайд 26

Филиппо Липпи. Мадонна

Филиппо Липпи. Мадонна

Слайд 27

Тициан. Мадонна с младенцем

Тициан. Мадонна с младенцем

Слайд 28

П. Пикассо. Мать и дитя В данный период творчества художника голубое

П. Пикассо. Мать и дитя
В данный период творчества художника

голубое становится символом одиночества и грусти, тоски и отчаяния.
Слайд 29

П. Пикассо. Голубая обнаженная.

П. Пикассо. Голубая обнаженная.

Слайд 30

К. Петров – Водкин. Материнство Красный цвет, в который укутан младенец, является символом рождения и жизни.

К. Петров – Водкин. Материнство
Красный цвет, в который укутан младенец,

является символом рождения и жизни.
Слайд 31

Ф. Марк. Вселенская корова. Красный как символ жизни и плодородия.

Ф. Марк. Вселенская корова.
Красный как символ жизни и плодородия.

Слайд 32

Ф. Марк. Пастухи Белый цвет это отсылка к Христу после снятия его тела с креста.

Ф. Марк. Пастухи
Белый цвет это отсылка к Христу после снятия

его тела с креста.
Слайд 33

Перспектива Выразительность человеческого тела выражается движениями, что требует для полного раскрытия

Перспектива

Выразительность человеческого тела выражается движениями, что требует для полного раскрытия их

выразительности трехмерного пространства. Художники демонстрируют выразительность тела, прибегая к линейной перспективе.
Романтики XIX в. придали линейной перспективе новое символическое значение, существенно отличающееся от ренессансного.
Слайд 34

П. Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру.

П. Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру.

Слайд 35

Д. Гирландайо. Призвание апостолов.

Д. Гирландайо. Призвание апостолов.

Слайд 36

Джорджоне. Закат

Джорджоне. Закат

Слайд 37

К. Фридрих. Странник над морем тумана. Фигурка человека является символом его

К. Фридрих. Странник над морем тумана.
Фигурка человека является символом его

тела, а пространство, в которое устремлен взгляд персонажа, - символом его души.
Слайд 38

К. Фридрих. Двое на берегу моря.

К. Фридрих. Двое на берегу моря.

Слайд 39

Обратная перспектива. Иконы Икона Марка евангелиста. Перспектива была неадекватна господствующему настроению эпохи.

Обратная перспектива. Иконы
Икона Марка евангелиста.
Перспектива была неадекватна господствующему настроению

эпохи.
Слайд 40

Икона Георгия Победоносца великомученика (Чудо Св. Георгия о змие).

Икона Георгия Победоносца великомученика (Чудо Св. Георгия о змие).

Слайд 41

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Слайд 42

Д. Хокни. Стул Ван Гога

Д. Хокни. Стул Ван Гога

Слайд 43

О. Горохов. Пасха

О. Горохов. Пасха

Слайд 44

Развитие художественного моделирования Человеческая тень сама по себе не может быть

Развитие художественного моделирования

Человеческая тень сама по себе не может быть художественным

произведением, как бы точно она ни воспроизводила контуры человека. Художественным произведением может стать только такая тень, которая выразительна, т.е. которая кодирует эмоциональное отношение другого человека к тени.
Слайд 45

Ф. Дью Пюгиадо. Китайские тени. Кролик.

Ф. Дью Пюгиадо. Китайские тени. Кролик.

Слайд 46

С. Дали. Чувство вины или поглощение времени.

С. Дали. Чувство вины или поглощение времени.

Слайд 47

Е. Прудникова. Вечерние тени

Е. Прудникова. Вечерние тени

Слайд 48

Индийский театр теней

Индийский театр теней

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Взаимодействие образа и материала Выразительность художественного произведения зависит не только от

Взаимодействие образа и материала

Выразительность художественного произведения зависит не только от образа,

но и от того материала, в котором он воплощается, причем неудачный выбор материала может свести на нет выразительность образа.
Для передачи возвышенных ("монументальных") чувств, связанных с мифологическими и религиозными сюжетами, в эпоху Ренессанса применяется фреска, т.е. живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Слайд 52

Д. Б. Тьеполо. Беллерофонт на Пегасе.

Д. Б. Тьеполо. Беллерофонт на Пегасе.

Слайд 53

Церковь Ильи пророка. Ярославль. Фресковая роспись храма

Церковь Ильи пророка. Ярославль. Фресковая роспись храма

Слайд 54

Церковь Ильи пророка. Ярославль. Фресковая роспись храма

Церковь Ильи пророка. Ярославль. Фресковая роспись храма

Слайд 55

Масляная живопись Мир "камерных" чувств и связанных с ними образов (сюжеты

Масляная живопись

Мир "камерных" чувств и связанных с ними образов (сюжеты из

повседневной жизни или сближение мифологических и религиозных сюжетов с жизнью повседневности, чтобы подчеркнуть божественное происхождение земного) приводит к изобретению живописи масляными красками на дереве или холсте.
Слайд 56

Масляная краска колоссально расширяет выразительные возможности: 1) станковый характер живописи (освобождение

Масляная краска колоссально расширяет выразительные возможности:
1) станковый характер живописи (освобождение

от связи со стеной) и появление возможности варьировать формат и размер картины;
2) появление глянца, мешающего рассматривать картину с большого расстояния и уменьшение размеров картины, что делает картину более доступной для распространения и употребления;
3) возможность смешения красок, что позволяет значительно расширить круг используемых цветовых тонов и ввести в игру их тонкие нюансы (полутона);
4) сочный колорит, создающий "эффект присутствия" и подчеркивающий "земной" характер происходящего. Во всем блеске масляная живопись предстает в эпоху барокко (XVII в.
Слайд 57

П. П. Рубенс. Коронование Роксаны.

П. П. Рубенс. Коронование Роксаны.

Слайд 58

П. П. Рубенс. Персей и Андромеда.

П. П. Рубенс. Персей и Андромеда.

Слайд 59

П. П. Рубенс. Портрет Альберта и Николаса Рубенсов.

П. П. Рубенс. Портрет Альберта и Николаса Рубенсов.

Слайд 60

Ван Дейк. Портрет Жаклин Ван Кёстр.

Ван Дейк. Портрет Жаклин Ван Кёстр.

Слайд 61

Ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта.

Ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта.

Слайд 62

Снейдерс. Натюрморт с фруктами.

Снейдерс. Натюрморт с фруктами.

Слайд 63

Снейдерс. Натюрморт С белкой.

Снейдерс. Натюрморт С белкой.

Слайд 64

Новая техника – пастель Техника пастели ввела новый колорит, с которым

Новая техника – пастель

Техника пастели ввела новый колорит, с которым были

связаны новые возможности. Легкие сочетания воздушных, светлых тонов и оттенков.

М. К. де Латур. Автопортрет

Слайд 65

Э. Л. Виже – Лебрен. Голова девушки.

Э. Л. Виже – Лебрен. Голова девушки.

Слайд 66

Р. Карьерра. Голова девочки.

Р. Карьерра. Голова девочки.

Слайд 67

Переход к импрессионизму и пуантилизму Переход к реализму и импрессионизму потребовал

Переход к импрессионизму и пуантилизму

Переход к реализму и импрессионизму потребовал высветления

красочной гаммы. Поэтому от битума отказались. Поскольку смешанная краска бледнее чистых, то мир мимолётных впечатлений ("импрессионистических" чувств) принудил, в конечном счёте, к разработке новой техники: смешение красок не на палитре художника, а в глазу зрителя, что потребовало накладывать краску на холст не сплошным слоем, а отдельными мазками (создавая своеобразную мозаику из красочных пятнышек - пуантилизм).
Слайд 68

К. Моне. Ирисы в Живерни.

К. Моне. Ирисы в Живерни.

Слайд 69

К. Моне. Тюльпаны Голландии.

К. Моне. Тюльпаны Голландии.

Слайд 70

Ж. Сёра. Сена со стороны Гран Жатт

Ж. Сёра. Сена со стороны Гран Жатт

Слайд 71

П. Синьяк. Большой канал в Венеции

П. Синьяк. Большой канал в Венеции

Слайд 72

П. Синьяк. Завтрак

П. Синьяк. Завтрак

Слайд 73

Фовизм А. Дерен. Порт в Коллиуре.

Фовизм

А. Дерен. Порт в Коллиуре.

Слайд 74

А. Матисс. Красные рыбки.

А. Матисс. Красные рыбки.

Слайд 75

Коллаж М. Ларионов. Портрет Н. С. Гончаровой.

Коллаж

М. Ларионов. Портрет Н. С. Гончаровой.

Слайд 76

Мир сюрреалистических чувств и образов принудил обратиться к ещё более экстравагантной

Мир сюрреалистических чувств и образов принудил обратиться к ещё более экстравагантной

технике фроттажа и граттажа . В результате такой "случайной" деятельности на бумаге или холсте появляются причудливые структуры, напоминающие сновидения или галлюцинации. Дальнейшая обработка этих структур с помощью красок, а нередко и с добавлением элементов коллажа приводит к образованию законченных сюрреалистических произведений.
Слайд 77

М. Эрнст. Фроттаж.

М. Эрнст. Фроттаж.

Слайд 78

М. Эрнст. Гроттаж.

М. Эрнст. Гроттаж.

Слайд 79

Оп – Арт

Оп – Арт

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

«Случайные художественные произведения» Парадоксальность "случайного" произведения состоит в том, что его

«Случайные художественные произведения»

Парадоксальность "случайного" произведения состоит в том, что его одновременно,

вообще говоря, и можно признать художественным произведением и нельзя.
Слайд 83

Слайд 84

Слайд 85

Слайд 86

Слайд 87

Слайд 88