Какие качества людей и явления действительности П.А. Федотов подвергает критике в картинах Сватовство майора

Содержание

Слайд 2

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина

- "Сватовство майора" (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно.
Слайд 3

Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый

Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый

юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.
Слайд 4

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял

им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.
Подобную картинку из жизни мы видим у Федотова. 
Слайд 5

Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом

Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом

куше, который может получить после свадьбы.
Слайд 6

На центральном фоне испуганная и жеманная невеста, одетая в богатое платье,

На центральном фоне испуганная и жеманная невеста, одетая в богатое платье, пытается

убежать от матери, которая авторитарно удерживает дочь.
Слайд 7

Рядом стоит отец девушки, торопливо застегивающий кафтан сюртука и также продумывающий свою выгоду от предстоящей свадьбы.

Рядом стоит отец девушки, торопливо застегивающий кафтан сюртука и также продумывающий

свою выгоду от предстоящей свадьбы.
Слайд 8

Сваха обращена лицом к отцу семейства. Её образ является связующим звеном

Сваха обращена лицом к отцу семейства. Её образ является связующим звеном

между майором, в сторону которого направлено движение её руки, и купцом.
Слайд 9

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя.

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече

важного гостя.
Слайд 10

И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом,

И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным

делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке. 
Слайд 11

Типична и сама обстановка купеческого дома. Расписанный потолок со свисающей люстрой,

Типична и сама обстановка купеческого дома. Расписанный потолок со свисающей люстрой,

портреты на стенах, убранство накрытого стола.
Один из друзей художника потом вспоминал: "При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в картину". Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго".
Слайд 12

Долгое время "Сватовство майора" считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой

Долгое время "Сватовство майора" считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой

жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Да, они лицемерят, хитрят, плутуют - но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны.
Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени.
Слайд 13

В следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847), - представляющей собою иллюстрацию

В следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847), - представляющей собою иллюстрацию

к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. 
Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер художник-самоучка, подал в отставку и стать известным, но нищим художником-жанристом.
Слайд 14

Художник тщательно отбирает вещи. Ни одна из них не кажется лишней:

Художник тщательно отбирает вещи. Ни одна из них не кажется лишней:

и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.
Слайд 15

Если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она

Если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она

только начинает отцветать. Поэтому острая сатира Крыловской концовки – и рада уж была, что вышла за калеку – оказывается трансформированной в милый светский юмор.
Слайд 16

Комичность ситуации добавляют родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа.

Комичность ситуации добавляют родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа.
Они уже

совсем отчаялись выдать дочь замуж, и вот пришел потенциальный жених, и родители надеются на положительный ответ.
Слайд 17

В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Годы напряженного

В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Годы напряженного

труда не пропали даром, художник научился виртуозно передавать материальность предметов, блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.
Слайд 18

Работы П.А. Федотова наиболее ярко показывают всю суть критического реализма: Ообъективно

Работы П.А. Федотова наиболее ярко показывают всю суть критического реализма:
Ообъективно отображают существенные

стороны жизни; 
Воспроизводят типичные характеры, конфликты в типичных обстоятельствах; 
Присутствует социальная и историческая обусловленность образов; 
Преобладает интерес к проблеме «личность и общество».