Кинетическая скульптура

Содержание

Слайд 2

Фернан Леже вспоминал, что незадолго до войны 1914 года они с

Фернан Леже вспоминал, что незадолго до войны 1914 года они с

Марселем Дюшаном и Бранкузи осматривали Авиасалон. Дюшан, взглянув на пропеллер, сказал Бранкузи: «Вот, живопись кончилась. Кто может сделать нечто лучшее, чем этот пропеллер? Скажи, ты можешь сделать это?» А Бранкузи, любуясь, как и Дюшан, пропеллером, произнес: «Вот скульптура! Скульптура отныне не должна этому уступать!»

Первый самостоятельный авиационный салон. Париж Гранд Палас 1909 год

Слайд 3

Владимир Татлин (1885-1953) Конструктивисты в России. Контррельеф. 1916. Палисандр, железо листовое,

Владимир Татлин
(1885-1953)

Конструктивисты в России.

Контррельеф. 1916. Палисандр, железо листовое, дерево и

др. Третьяковская галерея.
БАШНЯ ТАТЛИНА. Проект памятника Третьему Интернационалу 1919-192
Угловой контррельеф. 1915-1925. Железо листовое, медь, дерево, тросы, крепежные детали. Русский музей. С.-Петербург.
Слайд 4

А.Родченкол.Круглая модель. Пространственная скульптура. 1920 ЛЕТАТЛИН. 1929-1932 В результате своих экспериментов

А.Родченкол.Круглая модель. Пространственная скульптура. 1920

ЛЕТАТЛИН. 1929-1932

В результате своих экспериментов в

1920 году Александр Родченко пришел к открытию своего собственного направления – «ЛИНИИЗМ»
Слайд 5

В противовес полезному механизму дадаисты изобрели понятие целибатной, то есть девственной,

В противовес полезному механизму дадаисты изобрели понятие целибатной, то есть девственной,

машины.
Таким образом подготавливались новые формы видения. Машинами Дюшана стали роторельефы — вращающиеся выпуклые диски со спиралевидными полосами на поверхности. В его фильме «Anemic Cinema» 1926 года можно увидеть девять вращающихся спиралей, разделенных шуточными каламбурами. 

Кадры из короткометражного фильма «Anemic Cinema», М.Дюшан, М.Рэй, М.Аллегрэ, 1926 г.

Слайд 6

Константин Бранкузи (1876-1957) К. Бранкузи, Птица в космосе, 1928 г. Бронза,

Константин Бранкузи (1876-1957)

К. Бранкузи, Птица в космосе, 1928 г. Бронза, 137.2

x 21.6 x 16.5 см. MoMA, Нью-Йорк.
Слайд 7

Пит Мондриан (1872-1944), мастерскую которого Александр Колдер посетил в 1930 году.

Пит Мондриан (1872-1944), мастерскую которого Александр Колдер посетил в 1930 году.

Пит

Мондриан "Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" 1921
Слайд 8

Александр Колдер родился в 1898 года в семье художников (и отец

Александр Колдер родился в 1898 года в семье художников (и отец

и дед Колдера были скульпторами). Семья часто переезжала.
В 1919 году Александр Колдер закончил Технологический институт. Позже он пробовал себя в разных профессиях, в том числе был инженером в области гидравлики и автомеханики.
В начале 1920-х решает стать художником

Колдер в своей парижской мастерской, на Рю де ля Колонь, 14 (осень 1931). Фотография: Марк Во

Слайд 9

Колдер с конструкцией Цирк Колдера (1926-1931). Париж, 1929. Фотография6: Андре Кортес

Колдер с конструкцией Цирк Колдера (1926-1931). Париж, 1929. Фотография6: Андре Кортес

В 1923 году Колдер приезжает в Нью-Йорк и начинает обучение в Лиге студентов-художников. Он получает работу иллюстратора в The National Police Gazette, откуда в 1925 году его направили в Цирк братьев Ринглинг, где он должен был на протяжении двух недель делать зарисовки цирковых сцен. С тех пор и на всю жизнь цирк станет увлечением Колдера. После переезда в Париж в 1926 году он создаст Цирк Колдера.
Слайд 10

Арена цирка. 1929. Дерево, проволока. Краска. 127х118,7х46. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Акробаты.

Арена цирка. 1929. Дерево, проволока. Краска. 127х118,7х46. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Акробаты. Около

1927. Дерево, проволока. 87,6х22,9х30,5. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 11

Хелен Уиллс. 1927. Дерево, проволока. 33,5х48х20. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Хелен Уиллс

Хелен Уиллс. 1927. Дерево, проволока. 33,5х48х20. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Хелен Уиллс на

чемпионате National Police Gazette (17 мая 1924)
Слайд 12

Чайка. 1927. Дерево, проволока. 34,2х18,4х14,6. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Обезьяна. Около 1928.

Чайка. 1927. Дерево, проволока. 34,2х18,4х14,6. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Обезьяна. Около 1928. Дерево,

проволока. 43,1х20,3х20,3. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 13

Акробат. 1929. Дерево, проволока. 73х40х10,8. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Владимир Татлин. Рыбак,

Акробат. 1929. Дерево, проволока. 73х40х10,8. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Владимир Татлин.
Рыбак, поймавший рыбу.

1910-1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Частное собрание.
Поднимающий спички. 1910-1912. Бумага, тушь, кисть, процарапывание. Третьяковская галерея.
Слайд 14

. Без названия. Около 1929. Проволока. 26,7х19,7х25,4. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Анри

.

Без названия. Около 1929. Проволока. 26,7х19,7х25,4. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Анри Матисс. Два

этюда женской головы. 1935 г. Бумага, графитный карандаш
Слайд 15

«Собственно, есть одна вещь, которая связывает их с историей. Это один

«Собственно, есть одна вещь, которая связывает их с историей. Это один

из законов художников-футуристов, который выдвинул Модильяни, заключающийся в том, что один объект не должен теряться за другим, а должен быть виден за ним, и это происходит за счет того, что первый объект становится проницаемым. Проволочная скульптура доводит эту идею до конца в наиболее решительной манере»
Колдер. Высказывания о проволочной скульптуре. Рукопись. Архив Фонда Колдера. 1929.

Геракл со львом. 1929. Проволока. 152,4х121,9х61.Фонд Колдера. Нью-Йорк

Слайд 16

В конце 1931 года произошел поворот в творчестве Колдера – он

В конце 1931 года произошел поворот в творчестве Колдера – он

создал первые по-настоящему кинетические скульптуры, положив начало абсолютно новому типу искусства. Название «мобиль» придумал Марсель Дюшан.

Красный, белый, черный и медь. 1934. Листовой металл, стержи, проволока, медь, свинец, краска. 287х172,7х134,6. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Слайд 17

Во время посещения мастерской Пита Мондриана, Колдер обратил внимание на стену,

Во время посещения мастерской Пита Мондриана, Колдер обратил внимание на стену,

заполненную разноцветными прямоугольниками из бумаги, которые Мондриан постоянно перемещал, экспериментируя с различными композиционными построениями. Позже Колдер скажет, что это впечатление подтолкнуло его к абсолютной абстракции. После визита к Мондриану Александр Колдер создаст серию абстрактных живописных и графических произведений, но лишь для того, чтобы утвердиться в том, что он – скульптор.

Стержень и разложение. 1932. Бумага, чернила. 55,9х79,3. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Слайд 18

Пространственный туннель. 1932. Бумага, чернила, акварель. 57,8х77,5. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Без

Пространственный туннель. 1932. Бумага, чернила, акварель. 57,8х77,5. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Без названия.

1932. Бумага, чернила. Гуашь. 57,8х78,4. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 19

Без названия. Около 1938. Листовой металл, стержень, проволока, краска. 62,2х44,4. Частное собрание. Швейцария.

Без названия. Около 1938. Листовой металл, стержень, проволока, краска. 62,2х44,4. Частное

собрание. Швейцария.
Слайд 20

Без названия. 1941. Листовой металл, проволока, краска. 0,5х101,6х55,2. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Без названия. 1941. Листовой металл, проволока, краска. 0,5х101,6х55,2.
Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Слайд 21

Рыба. Около 1945. Проволока, стекло, веревка. 93,5х104,1. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Рыба. Около 1945. Проволока, стекло, веревка. 93,5х104,1.
Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Слайд 22

Без названия (Мобиль с n-ным градусом свободы). 1946. Листовой металл, поволока, краска. 28,6х124,5х94. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Без названия (Мобиль с n-ным градусом свободы). 1946. Листовой металл, поволока,

краска. 28,6х124,5х94. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 23

В 1933 году Александр Колдер с женой Луизой покинули Францию и

В 1933 году Александр Колдер с женой Луизой покинули Францию и

вернулись в США, где приобрели старую ферму в Роксбери, в штате Коннектикут.

Колдер в своей мастерской в Роксбери. 1941. Фотография: Герберт Мэттер

Слайд 24

Со множеством отверстий. 1947. Листовой металл, краска. 87,6х85,1х61. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Со множеством отверстий. 1947. Листовой металл, краска. 87,6х85,1х61. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Саблевидное

растение. 1947. Листовой металл, проволока, краска. 97,8х78,7х72,4. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 25

Прародитель. 1947. Листовой металл, проволока, краска. 121х66,04х83,82. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Красный

Прародитель. 1947. Листовой металл, проволока, краска. 121х66,04х83,82.
Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Красный доминирует.

1947. Листовой металл, проволока, краска. 141х111,8х83,8. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 26

Тройной гонг. Около 1948. Медь, листовой металл, проволока, краска. 99,1х190,5х7. Фонд

Тройной гонг. Около 1948. Медь, листовой металл, проволока, краска. 99,1х190,5х7.
Фонд

Колдера, Нью-Йорк.
Голубое перо. Около 1948. Листовой металл, медь, проволока, краска. 106,7х139,7х45,7.
Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 27

Осина. 1948. Листовой металл, свинец, стержни, проволока, краска. 96,5х63,5х78,7. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Осина. 1948. Листовой металл, свинец, стержни, проволока, краска. 96,5х63,5х78,7. Фонд Колдера,

Нью-Йорк.
Слайд 28

32 диска. 1951. Листовой металл, стержни, проволока, краска. 228,6х89х78,7. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

32 диска. 1951. Листовой металл, стержни, проволока, краска. 228,6х89х78,7.
Фонд Колдера,

Нью-Йорк.
Слайд 29

Белая простота. 1976. Листовой металл, проволока, краска. 161.3х99,1. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Белая простота. 1976. Листовой металл, проволока, краска. 161.3х99,1. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Слайд 30

К.Малевич. Белый квадрат. 1917-1918 гг.

К.Малевич. Белый квадрат. 1917-1918 гг.

Слайд 31

Черный мобиль с отверстием. 1954. Листовой металл, проволока. Краска. 223,5х243,8. Фонд

Черный мобиль с отверстием. 1954. Листовой металл, проволока. Краска. 223,5х243,8.
Фонд

Колдера, Нью-Йорк.
Без названия. 1963. Листовой металл, проволока, краска. 66х137,2. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 32

Птица. Около 1951. Консервные банки, проволока. 44,5х47х38. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Крыса.

Птица. Около 1951. Консервные банки, проволока. 44,5х47х38. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Крыса. 1948.

Листовой металл, свинец, проволока, краска. 30,5х44,5х14. Фонд Колдера, Нью-Йорк.
Слайд 33

Стабиль со множеством листьев (макет). 1944. Листовой металл, краска. 76х61х60. Фонд

Стабиль со множеством листьев (макет). 1944. Листовой металл, краска. 76х61х60.
Фонд

Колдера, Нью-Йорк.
Временный кактус. 1967. Листовой металл, краска. 295х492,5. Студия Колдера, Саше, Франция. Фото: Кловис Превост.
Слайд 34

Муравьед (макет). Около 1963. Листовой металл, краска. 39х60х44. Фонд Колдера, Нью-Йорк.

Муравьед (макет). Около 1963. Листовой металл, краска. 39х60х44. Фонд Колдера, Нью-Йорк. Муравьед.

1963. Листовой металл, болты, краска. 305х592,5х285. Студия Колдера, Саше, Франция. Фото: Уго Мюла Хейрс. (Сейчас – в коллекции города Роттердама, Нидерланды)
Слайд 35

Трехветная собака (макет). Около 1973. Листовой металл, краска. 51,4х63,5х49,5. Фонд Колдера,

Трехветная собака (макет). Около 1973. Листовой металл, краска. 51,4х63,5х49,5. Фонд Колдера,

Нью-Йорк.
Трехветная собака. 1973. Листовой металл, болты, краска. 295х295х415. Студия Колдера, Саше, Франция. Фото: Гийом Бланк.
Слайд 36

Стабиль Иерусалим (макет). Около 1975. Листовой металл, краска. 45,7х92,7х50,8. Фонд Колдера,

Стабиль Иерусалим (макет). Около 1975. Листовой металл, краска. 45,7х92,7х50,8.
Фонд Колдера,

Нью-Йорк.
Стабиль Мерусалим. 1976. Листовой металл, болты, краска. Высота: 1131. Фонд Иерусалима. Израиль.
Слайд 37

В 1959 году две работы Колдера были показаны на Национальной американской

В 1959 году две работы Колдера были показаны на Национальной американской

выставке в Сокольниках.
В 1964 году в Советском Союзе организована группа
«ДВИЖЕНИЕ».

Группа «Движение».
Подписи Льва Нусберга. 1965.

КИНЕТИЗМ

Слайд 38

Слайд 39

Выставка «Движение» 1955 год. Париж. Галерея Дениз Рене

Выставка «Движение» 1955 год. Париж. Галерея Дениз Рене

Слайд 40

Лев Нусберг

Лев Нусберг

Слайд 41

Слайд 42

Виктор Степанов. Работы 1960-х годов.

Виктор Степанов. Работы 1960-х годов.

Слайд 43

Владимир Щербаков. Владимир Акулинин.

Владимир Щербаков.
Владимир Акулинин.

Слайд 44

Франциско Инфанте. «Пространство, движение, бесконечность. 1963 /2005

Франциско Инфанте. «Пространство, движение, бесконечность. 1963 /2005

Слайд 45

Виктор Степанов. 1969.

Виктор Степанов. 1969.

Слайд 46

Вячеслав Колейчук. Атом. 1967. Москва.

Вячеслав Колейчук. Атом. 1967. Москва.

Слайд 47

Уже в 1921 году Александр Родченко показал на выставке свои «структуры».

Уже в 1921 году Александр Родченко показал на выставке свои «структуры».


Выставка ОБМОХУ 1921 и ее реконструкция (В.Колейчук)
Слайд 48

Слайд 49

Журнал «Советский Союз». №12 . 1965 Вячеслав Колейчук. Атом. 1967. Москва. Вячеслав Колейчук. Атом. 1967. Москва.

Журнал «Советский Союз». №12 . 1965

Вячеслав Колейчук. Атом. 1967. Москва.

Вячеслав Колейчук.

Атом. 1967. Москва.
Слайд 50

Хайнц Мак. Светокинетические объекты. 1968

Хайнц Мак. Светокинетические объекты. 1968

Слайд 51

Франциско Инфанте. Экспозиция выставки «Снежный меридиан». Спецпроект. ГТГ

Франциско Инфанте. Экспозиция выставки «Снежный меридиан». Спецпроект. ГТГ

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

. Энтони Гормли.

.

Энтони Гормли.