Костюм Костромской губернии

Содержание

Слайд 2

История края В нач. второй половины IX в. г. Кострома отстраивалась

История края В нач. второй половины IX в. г. Кострома отстраивалась на правом берегу

р. Волги. 1152 г. официальное основание Костромы*. Укрепления города создаются на левом берегу Волги. 1246 г. Костромское княжество выделяется из состава Владимиро-Суздальской Руси. 1303 г. Костромские земли переходят в состав Московского княжества. 1719 г. по указу Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей» в Московской губернии создана Костромская провинция. 1778 г. по указу Екатерины II из провинций Костромской и Галичской (Архангелогородской губернии), Московской и Нижегородской губерний образуется Костромское наместничество

797 г. Костромское наместничество преобразовано в губернию с центром в городе Костроме
1929 г. Костромская губерния упразднена.
1929 г. образован Костромской округ, центром которого назначен г. Кострома.
1930 г. Костромской округ упразднён и его районы отошли в прямое подчинение Ивановской Промышленной области.

Слайд 3

Список наиболее крупных ярмарок, проводимых в конце XIX века г. Кострома и Костромской уезд

Список наиболее крупных ярмарок, проводимых в конце XIX века
г. Кострома и Костромской уезд

Слайд 4

Одежда: сарафан О первых на Руси сарафанах упоминается в Никоновской летописи

Одежда: сарафан

О первых на Руси сарафанах упоминается в Никоновской летописи

1376 года. Изначально этот предмет, казалось бы исключительно женского наряда, был частью мужского костюма. Сарафаны полагалось носить князьям и воеводам. Они представляли собой глухую наплечную одежду с длинными рукавами.
Шили сарафаны из дорогих, расшитых шелком и золотом тканей. Название «сарафан» пришло к нам из персидского языка, где слово «сарапай» означало «парадная одежда». В женском гардеробе сарафан появился только в ХVI веке, а распространенной одеждой стал лишь в середине XVII века. 
Косоклинный сарафан из узорных шелковых тканей по подолу всегда украшался тесьмой и золотым кружевом. Сарафан шили из трех полотнищ, спереди он застегивался на пуговицы из меди, олова или серебра. Пуговицы могли носить и чисто декоративный характер, если разрез сарафана был сшивным
Слайд 5

Косоклинный сарафан. В Костромском уезде был распространен сарафан, являющийся одним из

Косоклинный сарафан. В Костромском уезде был распространен сарафан, являющийся одним из

старинных видов косоклинных сарафанов бытующих на территории Севера и Центральной части нашей страны. Из дорогих тканей шили себе такие сарафаны городские мещанки, купчихи г. Костромы. В среде зажиточных крестьян близлежащих селений использовалась штофная ткань. Это очень плотная ткань ярких расцветок с крупным цветочным рисунком. Такой сарафан дополнительно украшался золотой или серебряной позументной лентой или бахромой, которая нашивалась на подол сарафана.
Слайд 6

Женский костюм для улицы- сарафан и шугай Душегрейка (шугай). На праздничный

Женский костюм для улицы- сарафан и шугай

Душегрейка (шугай). На праздничный

сарафан с белоснежной рубахой в праздничные дни надевалась красивая короткая распашная одежда – шугай. В конце 18 века шугай входил в комплект праздничной одежды провинциальных городов, был известен в Костроме среди купчих и богатых мещанок. обычно украшался по воротнику, подолу, краю рукавов и пол бахромой или мехом. В 19 веке шугаи бытовали на территории Вологодской, Новгородской, Костромской, Владимирской, Нижегородской и в других губерний. Одетый на сарафан шугай дополнял костюм.
Кичка и шерстяной платок с тканым цветным рисунком. Костромская губерния. Первая половина XIX века. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник.
Слайд 7

Праздничный костюм Праздничный сарафан богато украшался. Для этого использовались всевозможные нашивки:

Праздничный костюм Праздничный сарафан богато украшался. Для этого использовались всевозможные нашивки: ленты,

полосы ткани, тесьма, кружево, шнуры, пуговицы. Количество, богатство украс зависело от назначения сарафана, от состоятельности владелицы. Расположение украс на косоклинном сарафане было традиционно. Обязательно украшался подол - несколько горизонтальных рядов нашивок завершались обшивкой подола плетеным шерстяным шнурком. Украшался и верх сарафана - проймы, лямки. Распах сарафанов украшался несколькими рядами нашивок по вертикали (ленты, тесьма, позумент, шнур), красивыми пуговицами для застежки. Праздничный костюм молодой жительницы города Галича Костромской губернии(малиновый штофный сарафан с выкройной спинкой из нескольких частей и шугай, обшитый понизу золотым позументом. Головной убор высокий кокошник ибелый платок из прозрачной ткани, шитый золотом).
Слайд 8

В праздничные дни незамужние девушки на голову надевали почелок - разновидность

В праздничные дни незамужние девушки на голову надевали почелок - разновидность

повязки с очельем (лобовая часть головного убора) спереди и хлобыстнем - широкой бархатной лентой, украшенной золотыми галунами, кружевом и бахромой, - сзади. Почелок расшивали золотыми нитями, украшали бусами, перламутром и стеклярусом. Очелье плелось в виде сетки, на которую нанизывался жемчуг. 
Слайд 9

В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом сценического костюма Снегурочки

В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом сценического костюма Снегурочки

Слайд 10

Кокошник - забытая корона русских красавиц. Когда именно в русском женском

Кокошник - забытая корона русских красавиц. Когда именно в русском женском костюме

появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова. В нашем обзоре рассказ об истории русского кокошника.
Слайд 11

Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, заплетенные в косы.

Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, заплетенные в косы.

По сути, кокошник был этаким веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В будни же ограничивались ношением повойника.
Слайд 12

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное


Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это

бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов находят своё продолжение в различных видах художественного творчества.