Чеканка

Содержание

Слайд 2

Введение: Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в

Введение: Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании

на пластине определённого рельефа . Один из видов декаротивно -прикладного искусства.
Цели: Изучить виды декоративно-прикладного искусства чеканка , технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов.
Задачи: Познакомиться с понятием чеканка и изучить инструменты для её выполнения.
Слайд 3

Художественная чеканка и чеканка монет. Как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, художественная

Художественная чеканка и чеканка монет.

Как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, художественная чеканка,

существует с древних времен. С ее помощью украшали свои изделия мастера чеканки ближнего востока и Кавказа. Особенно высоко ценятся чеканные украшения скифских мастеров. Возрождение чеканного дела началось в 70-х годах прошлого столетия, а до этого несколько веков чеканка находилась в забытьи.
По сравнению с художественной чеканкой – чеканка монет выглядит очень простым процессом. Эта процедура происходит с применением специального оборудования – станков для чеканки. Они представляют собой автоматические прессы, оснащенные штемпелем-пуансоном. Этот штемпель имеет углубленные изображения, а на монету рисунок наносится благодаря осуществлению сильных ударов рабочей частью станка. Первые станки для чеканки монет появились в средние века и отличались довольно низкой производительностью, несколько десятков монет в минуту. Современное оборудование позволяет чеканить в среднем 150 – 200 монет высоко качества за 1 минуту.
Слайд 4

Слайд 5

Верстак. Верстак, на котором разложены слесарные инструменты – это и есть

Верстак.

Верстак, на котором разложены слесарные инструменты – это и есть рабочее

место художника-чеканщика. Верстак обязательно должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время. Главные инструменты чеканщика – это всевозможные чеканы, молотки и киянки, штихели.
Чекан – это стержень различной формы и диаметра, изготовленный из дерева или металла, который служит для нанесения гравюрных линий и штрихов. Он состоит из наконечника для обработки металла и ударной части, по которой бьют молотком. Штихель – это инструмент, предназначенный для нанесения линейного изображения.
Слайд 6

Слайд 7

Выполнения изделия.

Выполнения изделия.

Слайд 8

Первый этап. Подготовка рисунка . Для производства чеканки из листа прежде

Первый этап.

Подготовка рисунка . Для производства чеканки из листа прежде всего

подготовляют рисунок, выполненный на бумаге в натуральную величину (шаблон), в линейной (контурной) манере, без теней и с небольшими полями для приклейки его на металл.
Слайд 9

Второй этап. Подготовка бляшки.Исходя из размера и конфигурации рисунка от листового

Второй этап.

Подготовка бляшки.Исходя из размера и конфигурации рисунка от листового металла

ножницами отрезают прямоугольную бляшку с таким расчетом , чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край шириной 30–40 мм.
Слайд 10

Третий этап. Насмолка . Благодаря насмолке бляшка прочно фиксируется, что необходимо

Третий этап.

Насмолка . Благодаря насмолке бляшка прочно фиксируется, что необходимо при

работе. Кроме того, отпечаток от удара чеканом получается четким и определенным. Для насмолки плоских чеканок применяют специальные доски или ящики, дно которых делают из толстого теса (толщиной 20–30 мм).
Слайд 11

Четвертый этап. Перевод рисунка . На насмоленную бляшку или объем переводят

Четвертый этап.

Перевод рисунка . На насмоленную бляшку или объем переводят заготовленный

рисунок. Для этого металлическую поверхность слегка покрывают акварельными белилами и через копировальную бумагу переводят рисунок (рисунок 6, слева). Готовый рисунок на металле закрывают нитролаком.
Слайд 12

Пятый этап. Расходка и опускание фона . Процесс чеканки обычно начинают

Пятый этап.

Расходка и опускание фона . Процесс чеканки обычно начинают

с обводки или расходки сканфаренного рисунка. Выбрав соответствующий по ширине обводной чекан – расходник , им проходят по всем линиям рисунка, соединяя точки канфарника в одну сплошную линию и углубляя все контуры.
Слайд 13

Шестой этап. Отжиг.Для проведения отжига чеканку снимают со смолы, нагревая ее

Шестой этап.

Отжиг.Для проведения отжига чеканку снимают со смолы, нагревая ее паяльной

лампой, после чего она легко отделяется. Захватив пластину клещами за край, ее нагревают до темно-красного каления. В процессе нагрева металл отжигается и вновь приобретает вязкость и пластичность.
Слайд 14

Седьмой этап. Выколотка рельефа.Эта операция заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если

Седьмой этап.

Выколотка рельефа.Эта операция заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если это

предусмотрено рисунком). Рельеф выколачивают с обратной стороны на резине или мешках с песком. При этом стремятся приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком.
Слайд 15

Восьмой этап. Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа . Вторичная насмолка

Восьмой этап.

Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа . Вторичная насмолка производится

так же, как и первая, стой лишь разницей, что теперь предварительно всю полость рельефа заполняют расплавленной смолой и только после ее остывания и твердения чеканку насмаливают на ящик.