Ультрамодернизм, неоклассицизм. Послевоенный музыкальный авангард, серьёзная музыка 1970-х - 1990-х гг

Содержание

Слайд 2

Американский музыкальный экспериментализм (Ультрамодернизм).

Американский музыкальный экспериментализм (Ультрамодернизм).

Слайд 3

Генри Коуэлл — американский композитор, пианист, музыкальный теоретик, педагог. Начиная с

Генри Коуэлл

— американский композитор, пианист, музыкальный теоретик, педагог.
Начиная с

1910-х годов ввел в обиход определения tone cluster (звуковой кластер, созвучие, состоящее не менее чем из двух секунд) и "эластичная", "мобильная" музыка (принцип алеаторики, свободного перемещения целых фрагментов композиции – использован в его квартете № 3, 1934, в Мозаичном квартете, 1935).
Слайд 4

Гарри Парч — американский композитор, музыкальный теоретик и конструктор музыкальных инструментов,

Гарри Парч

— американский композитор, музыкальный теоретик и конструктор музыкальных инструментов, один

из пионеров микрохроматической музыки. Большинство своих произведений он написал для новаторских, сконструированных им самим инструментов, для воспроизведения микротоновой музыки с необычным делением октавы (вплоть до 43 ступеней).
Слайд 5

Неоклассицизм

Неоклассицизм

Слайд 6

Артюр Онеггер швейцарско-французский композитор и музыкальный критик. Онеггер — один из

Артюр Онеггер

швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.
Онеггер — один из крупнейших

композиторов XX века. В его музыке нашли отражение все трагедии XX века, все то, с чем пришлось столкнуться миллионам людей.
Слайд 7

Франсис Пуленк — французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской

Франсис Пуленк

— французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской

«Шестёрки».
Как вспоминал музыкант, семья Пуленка по отцовской линии отличалась глубокими религиозными взглядами, но «без малейшего догматизма». Брат прадеда Франсиса, аббат Жозеф Пуленк, был кюре церкви Иври-сюр-Сен, троюродный брат — францисканским монахом.
Слайд 8

Пауль Хиндемит — немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный

Пауль Хиндемит

— немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный

теоретик.
Хиндемит — один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе — от додекафонии.
Слайд 9

Карл Орф — немецкий композитор и музыкальный педагог. Прославился сочинениями для

Карл Орф

— немецкий композитор и музыкальный педагог. Прославился сочинениями для

музыкального театра, наиболее известна его «сценическая кантата» «Carmina Burana».
Орф наиболее известен как автор сценической кантаты «Carmina Burana», что в переводе значит «Песни Бойерна». (1937). Это первая часть трилогии, которая также включает «Песни Катулла» (лат. Catulli Carmina) и «Триумф Афродиты» (итал. Trionfo di Afrodite).
Слайд 10

Послевоенный музыкальный авангард.

Послевоенный музыкальный авангард.

Слайд 11

Вольфган Штейнеке — немецкий музыкальный критик, композитор и организатор. Учился музыке

Вольфган Штейнеке

— немецкий музыкальный критик, композитор и организатор.
Учился музыке в

Киле, написал ряд камерных сочинений, отличающихся тематическим изяществом и тщательно проработанным контрапунктом и следующих за Паулем Хиндемитом во фразировке, однако извлечённых из забвения только к столетнему юбилею автора. В годы нацистской Германии работал как музыкальный критик.
Слайд 12

Теодор Адорно — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической

Теодор Адорно

— немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической

школы.
В публикациях, посвященных творчеству современных немецких композиторов, музыка предстает той сферой искусства, в которой наиболее полно реализуется «неидентичность» в человеческой деятельности.
Слайд 13

Пьер Булез — французский композитор и дирижёр. На протяжении многих лет

Пьер Булез

— французский композитор и дирижёр. На протяжении многих лет

являлся одним из лидеров французского музыкального авангарда.
Лауреат Премии Гравемайера (2001, за пьесу Sur Incises, написанную к 80-летию Пауля Захера).
Слайд 14

Карлхайц Штокхаузен — американский композитор и теоретик музыки. Принципы своего «музыкально-математического»

Карлхайц Штокхаузен

— американский композитор и теоретик музыки.
Принципы своего «музыкально-математического» видения

12-тоновой музыки Бэббитт изложил в ряде публикаций начиная со второй половины 1950-х годов.
Слайд 15

Мильтон Бэббит — американский композитор и теоретик музыки. Принципы своего «музыкально-математического»

Мильтон Бэббит

— американский композитор и теоретик музыки.
Принципы своего «музыкально-математического» видения

12-тоновой музыки Бэббитт изложил в ряде публикаций начиная со второй половины 1950-х годов. Особое значение имеют статьи «12-тоновые инварианты как композиционные детерминанты» (1960) и «Структура множества как композиционная детерминанта» (1961);
Слайд 16

Джон Кейдж — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в

Джон Кейдж

— американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в

области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ века.
Слайд 17

Кшигтов Пендерецкий — польский композитор, дирижёр и педагог. Музыка Пендерецкого (даже

Кшигтов Пендерецкий

— польский композитор, дирижёр и педагог.
Музыка Пендерецкого (даже сложнейшие эксперименты

в области атональной музыки) всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка.
Слайд 18

Анри Пуссер — бельгийский композитор. В 1947—1953 учился в консерваториях Льежа

Анри Пуссер

— бельгийский композитор.
В 1947—1953 учился в консерваториях Льежа и Брюсселя.

В 1951 познакомился с Пьером Булезом, затем — с Карлхайнцем Штокхаузеном и Лучано Берио. Перевёл и откомментировал (впервые на французском языке) музыкально-критические статьи Альбана Берга (1957).
Слайд 19

«Конкретная музыка»

«Конкретная музыка»

Слайд 20

Пьер Шеффер — французский композитор, инженер, музыкальный писатель. Пионер в области

Пьер Шеффер

— французский композитор, инженер, музыкальный писатель. Пионер в области конкретной

музыки.
Пьер Шеффер родился 14 августа 1910 года в Нанси (регион Лотарингия, Франция) в музыкальной семье скрипача и певицы.
Слайд 21

Пьер Анри - французский композитор, один из пионеров и видных представителей

Пьер Анри

- французский композитор, один из пионеров и видных представителей

конкретной музыки.
Все произведения Анри созданы путём преобразования и монтажа звучаний, записанных на плёнку. Среди его наиболее известных работ — балеты для труппы Мориса Бежара, в том числе «Орфей» (1958), «Путешествие» (1962, по тибетской Книге мёртвых), «Вариации для двери и вздоха» (1963), «Нижинский, клоун Божий» (1971).
Слайд 22

Серьёзная музыка 1970-х - 1990-х гг.

Серьёзная музыка 1970-х - 1990-х гг.

Слайд 23

Вольфган Рим — немецкий композитор и педагог. В музыке идёт от

Вольфган Рим

— немецкий композитор и педагог.
В музыке идёт от раннего

экспрессионизма (Малер, Шёнберг), противостоит авангардизму Булеза и Штокхаузена. В 1970-х — начале 1980-х — один из представителей «новой простоты». Испытал в этот период влияние Луиджи Ноно, Мортона Фельдмана, Хельмута Лахенмана.
Слайд 24

Майкл Финниси — британский композитор и пианист, представитель школы «новой сложности».

Майкл Финниси

— британский композитор и пианист, представитель школы «новой сложности».
Автор

более чем 240 сочинений. Многие из них выпущены на дисках в исполнении симфонического оркестра Би-би-си, ансамбля «Сидней Альфа», Кройцер-квартета (все струнные квартеты), а также самого автора (English Country Tunes).
Слайд 25

Терри Райли — американский композитор и музыкант, творчество которого относят к

Терри Райли

— американский композитор и музыкант, творчество которого относят к

минимализму. Значительное влияние на него оказали джаз и индийская классическая музыка.
Его раннее творчество находилось под влиянием Карлхайнца Штокхаузена, но после первого знакомства с работами Ла Монте Янга, в чьем Театре Вечной Музыки (англ. Theatre of Eternal Music) он играл позднее в 1965-1966 годах, его стиль поменялся.
Слайд 26

Стив Райх — американский композитор, один из первых авторов музыки в

Стив Райх

— американский композитор, один из первых авторов музыки в технике

минимализма. В раннем творчестве Райха присутствовало много экспериментов, в частности запись закольцованных, циклически повторяющихся фрагментов, записанных на склеенных кусках магнитной плёнки (англ. time loop) (например в композициях «It’s Gonna Rain» или «Come Out»).
Слайд 27

Филипп Гласс — американский композитор, один из наиболее влиятельных музыкантов второй

Филипп Гласс

— американский композитор, один из наиболее влиятельных музыкантов второй

половины XX века.
Гласс характеризует свой стиль как «музыку с повторяющейся структурой». В целом творчество Гласса принято относить к минимализму наряду с такими композиторами, как Ла Монте Янг, Стив Райх и Терри Райли.