Культура и мировоззрение европейцев в XV-XVII веках

Содержание

Слайд 2

Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда

Особенности эпохи Возрождения:

Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
Распространение

идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека.
Распространение научных знаний.
Опора на достижения культуры Античности.
Слайд 3

Главная цель жизни человека.

Главная цель жизни человека.

Слайд 4

Эпоха Возрождения и её периоды Эпоха Возрождения – время культурного расцвета,

Эпоха Возрождения и её периоды

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета

всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.
Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения. Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Слайд 5

Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в

Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в

XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета. В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко. 
Слайд 6

Эпоху Возрождения делят на 4 периода: 1. Проторенессанс (2-я половина XIII

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV

в.) 2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.) 3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.) 4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)
Слайд 7

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в

Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.
Слайд 8

Проторенессанс Проторенессанс является предтечей возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, византийскими, романскими и готическими традициями.

Проторенессанс
Проторенессанс является предтечей возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, византийскими, романскими и готическими традициями.

Слайд 9

Раннее Возрождение Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего

Раннее Возрождение
Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения

Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были ЛГиберти,Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
Слайд 10

Слайд 11

Высокое Возрождение Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии

Высокое Возрождение
Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно

длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.
     Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»                                       
Слайд 12

Позднее Возрождение В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы.

Позднее Возрождение
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство

и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками».
Слайд 13

Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621) Он одним из первых применил манеру

       Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)
Он одним из первых применил манеру письма

«кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Интересно, что не обнаружено ни одного рисунка или эскиза художника, он свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
 Караваджо «Корзина с фруктами» (1596). Пинакотека Амброзиана (Милан)
Слайд 14

Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он

Гуманизм

Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм;
Человек- подобен Богу, он прекрасен и

гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией;
Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм!
Слайд 15

Новый идеал человека: Энергичный; Самостоятельный; Активный; Образованный, имеющий широкий кругозор и

Новый идеал человека:

Энергичный;
Самостоятельный;
Активный;
Образованный, имеющий широкий кругозор и богатый жизненный опыт;
Знаток и

ценитель искусства.
Слайд 16

Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали

Любимов «Искусство Западной Европы»:
Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали

в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии

Почему родиной Ренессанса стала Италия?

Слайд 17

Данте Алигьери (1265-1321) Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его

Данте Алигьери (1265-1321)

Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного

произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю.
Слайд 18

Петрарка Франческо (1304-1374) Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской

Петрарка Франческо (1304-1374)

Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и

европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости.
Слайд 19

Художники, ученые, меценаты… Поэзия, наука, искусство стали высоко цениться сильными мира

Художники, ученые, меценаты…

Поэзия, наука, искусство стали высоко цениться сильными мира сего.

Многие властители не просто выступали заказчиками произведений искусства, но и сами были тонкими его ценителями.
Слайд 20

Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь

Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека?

Сотворил Господь человека

из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии;
Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир.
Слайд 21

Эпоха Высокого Возрождения:

Эпоха Высокого Возрождения:

Слайд 22

Эразм Роттердамский (1469-1536) Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного

Эразм Роттердамский (1469-1536)

Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения.

Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни.
Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (1519—30). Первое сочинение — сатира философская, второе — по преимуществу бытовая.
Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность — тупой низостью, безграничная власть — худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!»
Слайд 23

Томас Мор (1478-1535). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского

Томас Мор (1478-1535).

Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника.

В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525—1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии.
Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён.
Слайд 24

«Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание

«Утопия».

Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального

строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.
Слайд 25

Литература Франсуа Рабле (1494-1553). Писатель. Наиболее известное произведение – роман

Литература

Франсуа Рабле (1494-1553). Писатель. Наиболее известное произведение – роман

Слайд 26

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Уильям Шекспир

«Ромео и Джульетта»

Слайд 27

Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь,— так теперь, Теперь, когда весь

Уильям Шекспир

Уж если ты разлюбишь,— так теперь, Теперь, когда весь мир со мной

в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя!   И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром — утром без отрады.   Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее.   Что нет невзгод, а есть одна беда — Твоей любви лишиться навсегда.
Слайд 28

Уильям Шекспир «Гамлет»

Уильям Шекспир

«Гамлет»

Слайд 29

Леонардо да Винчи (1452-1519) Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается

Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени.
Слайд 30

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Слайд 31

Портреты

Портреты

Слайд 32

Чертежи

Чертежи

Слайд 33

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Скульптор, художник, поэт, архитектор, обладал неистовым нравом, в своих произведениях «опередил время».

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Скульптор, художник, поэт, архитектор, обладал неистовым нравом, в своих

произведениях «опередил время».
Слайд 34

Скульптура

Скульптура

Слайд 35

Страшный суд. В этой фреске очень многое навеяно духом «Божественной комедии»

Страшный суд.
В этой фреске очень многое навеяно духом «Божественной комедии» Данте,

долгое время эта роспись считалась еретической.

Фрески

Слайд 36

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Слайд 37

Рафаэль Санти (1483-1520). Самым «ренессансным» из художников Возрождения считается Рафаэль Санти.

Рафаэль Санти (1483-1520).

Самым «ренессансным» из художников Возрождения считается Рафаэль Санти.
Его

произведения гармоничны по композиции и совершенны по колориту, сюжеты считаются классическими.
Слайд 38

Живопись

Живопись

Слайд 39

Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна

Слайд 40

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Немецкий художник, автор серии автопортретов, в которых он

Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Немецкий художник, автор серии автопортретов, в которых он смог

показать становление личности, изобретатель станковой масляной живописи.
Слайд 41

Слайд 42

Иеронимус Босх (1460-1516) Сад земных наслаждений.

Иеронимус Босх (1460-1516) Сад земных наслаждений.

Слайд 43

Страшный суд

Страшный суд