- Главная
- Культурология
- Леонардо да Винчи История изобразительного искусства
Содержание
- 2. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения. Леонардо
- 3. Андреа дель Верроккио "Крещение Христа» (Галерея Уффици, Флоренция)
- 4. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из
- 5. Художественные произведения
- 6. Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин. Эту картину только
- 7. Мадонна Литта (1490) «Мадонна Литта» — закончена несколькими . . годами позже "Мадонны Бенуа". На этот
- 8. «Портрет Джиневры де Бенчи». ок. 1474—1476 Доска, масло. 38,8 × 36,7 см Национальная галерея искусства, Вашингтон
- 9. Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская
- 10. На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода, изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника
- 11. “Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт
- 12. Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех
- 13. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), . которая, возможно, является
- 14. Тайная Вечеря 1494 -1498 (Масло и темпера на штукатурке.460 x 880 ) Собор Санта-Мария дель Грация,
- 15. Тайная Вечеря 1494 -1498
- 16. "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 г. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из
- 17. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г.
- 18. Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Проникая из глубины, свет
- 19. Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги,
- 20. Иоанн Креститель 1514-1516 дерево, масло, 57Х69 см Лувр, Париж
- 21. «Иоанн Креститель» - один из наиболее известных шедевров да Винчи его позднего периода творчества. Искусствоведы сходятся
- 22. Изобретения Леонардо да Винчи
- 23. Самоходная тележка Среди всех “земных”открытий Леонардо прежде всего следует назвать... автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю
- 24. Танк Леонардо предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. Двигателем этого ”танка”
- 25. Многоствольная пушка Еще одна военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным блоком, позволявшим корректировать угол
- 26. Скафандр Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было не первое приспособление для
- 27. Крылатый летательный аппарат (дельтаплан) Леонардо да Винчи — первый в мире инженер, которому приписывают проекты пилотируемого
- 29. Летательный аппарат Всю свою жизнь да Винчи был одержим идеей полета. Одной из самых первых (и
- 30. Парашют Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: Если у вас есть достаточно льняной
- 31. Робот-рыцарь Облаченный в тяжелые немецко-итальянские средневековые доспехи, механический рыцарь был задуман в 1495 году как человекоподобный
- 32. По некоторым данным, гениальное изобретение Леонардо да Винчи было представлено в Милане во время торжественного мероприятия,
- 34. Скачать презентацию
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант,
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант,
Биография
Андреа дель Верроккио
"Крещение Христа»
(Галерея Уффици,
Флоренция)
Андреа дель Верроккио
"Крещение Христа»
(Галерея Уффици,
Флоренция)
В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо
В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо
Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.
В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.
Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Он не имел семьи - ни жены, ни детей он не хотел.
Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).
Художественные произведения
Художественные произведения
Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних
Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних
Эту картину только что завершивший обучение молодой . художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце . семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с . восторгом, сделали много копий, а в начале . шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".
Мадонна Бенуа (1478 – 1480)
(Мадонна с цветком / Мадонна с ребенком)
Масло, перенесенное с доски на холст (48х31,5 см)
Россия
Эрмитаж,
Санкт-Петербург,
Мадонна Литта (1490)
«Мадонна Литта» — закончена несколькими . .
Мадонна Литта (1490)
«Мадонна Литта» — закончена несколькими . .
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Темпера. Перенесено с
дерева на холст.
42 * 33 см
«Портрет Джиневры де Бенчи». ок. 1474—1476
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Портрет Джиневры де Бенчи». ок. 1474—1476
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена
Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена
Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.
Джиневра Бенчи, известный и одарённый интеллектуал своего времени, родилась в 1456 или 1457 году. Она вышла замуж за вдового Луиджи Никколини 15 января 1474 года в возрасте 16—17 лет; жених был в два раза старше. Состоятельная семья Бенчи была тесно связана с родом Медичи своей финансовой деятельностью и занимала достаточно видное положение во Флоренции того времени. Отец Джиневры, Америго Бенчи был гуманистом, коллекционером греческих и римских авторов, патроном и другом литераторов, философов и художников. Джиневра была образованной женщиной, хорошо известной во Флоренции и Риме благодаря своей красоте и добродетелям, а также интересу к музыке и поэзии.
На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода,
На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода,
“Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает
“Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает
Мадонна в гроте (1483-1486)
Масло на панели (перенесено на полотно) 199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция
Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает
Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает
Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та же мягкая светящаяся живописная материя, что льётся из Беспредельности.
Смысл картины не только в показе сцены материнства. Он глубже - в понимании предрешённой жертвенности божественного младенца. Эта неотвратимость искупительного подвига как бы изначально заложена в выражении жестов и лиц, где через внешнее спокойствие и улыбку проглядывает скрытая печаль, раздумья о будущем. И если настоящий миг сконцентрирован где-то в центре их группы, то будущее, как второй светящийся эпицентр, - где-то там, вдали.
Всё то, что происходит сейчас на Земле в этот счастливый миг прихода на планету Сына Божьего, которого с такой заботой охраняет Мадонна, и всё то, что произойдёт с Ним в будущем, есть как бы, развёртывание плана земного и небесного.
Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в "Мадонне в скалах" решил задачу слияния человеческих фигур с пейзажем. Однако он сделал в своей картине гораздо больше: он соединил человека с космосом, с Беспредельностью.
Мадонна в скалах (1506-1508)
Лондонская Национальная галерея
Масло на панели (189,5 x 120 см)
В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем
В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем
«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.
Дама
с горностаем
1488-1490
Масло на панели.
54.8 x 40.3 см (21 3/8 x 15 3/4 дюймов)
Чарторский музей, Краков, Польша
Тайная Вечеря
1494 -1498
(Масло и темпера
на штукатурке.460 x 880 )
Собор
Тайная Вечеря
1494 -1498
(Масло и темпера
на штукатурке.460 x 880 )
Собор
В последние часы Своей жизни земной, во время Тайной вечери, беседуя с апостолами, Спаситель установил
Таинство Евхаристии, или Причащения,— важнейшее в Церкви. Благословив приготовленный хлеб, Христос преломил его и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне». А по окончании вечери взял чашу «от плода лозного» (с виноградным вином) и подал ее ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так, под видом хлеба и вина, и стала принимать Церковь Тело и Кровь Своего Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества. Таинство Евхаристии ежедневно совершается за богослужением, называемым литургией (обедней).
На Тайной вечере Спаситель открыл Своим ученикам, что один из них предаст Его, что сам Он будет взят и распят, а они разбегутся от страха. На это апостол Петр сказал: «Господи!.. Я душу мою положу за Тебя!». Христос ответил: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Апостолы в испуге стали посматривать друг на друга. Иуда сказал: «Учитель, не я ли?» Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты!» Иоанну, который сидел рядом с Христом, произнес: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» И отдал его Иуде Искариоту, проговорив: «Что делаешь, делай скорее». Никто не понял этих слов Спасителя. И вот Иуда, у которого был ящик с деньгами, взял из рук Христа хлеб и вышел вон из комнаты и побежал предавать своего Учителя.
Иисус с апостолами вышли из горницы и . направились на гору Елеонскую, в Гефсиманский . сад. В глубине сада Иисус, отойдя от учеников, . стал молиться: «Отец Мой, если возможно, да . минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты».
Вернувшись к ученикам, Он застал их спящими. «Встаньте, приблизился предающий Меня», — сказал им Иисус.
В сад входил Иуда с целой толпой вооруженных людей, заранее предупредив воинов, что арестовать надо того, кого он поцелует. Иисуса схватили и повели на судилище.
Римский наместник Понтий Пилат, к которому привели Иисуса, не хотел предавать Его смерти: «Не нахожу Его виновным»,— отвечал он иудеям. Но те все же настояли на казни. Пилат демонстративно умыл перед народом руки в знак того, что он не хочет брать на себя грех осудить невиновного, а иудеи громко кричали: «Распни Его, пусть кровь Его будет на нас и на детях наших!»
Тайная Вечеря
1494 -1498
Тайная Вечеря
1494 -1498
"Тайная Вечеря" была окончена в 1497 г. К сожалению, Леонардо да
"Тайная Вечеря" была окончена в 1497 г. К сожалению, Леонардо да
В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.
Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше,
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше,
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Мона Лиза (Джоконда)
1514 - 1515
(Масло на тополиной панеле.77 x 53 см
Луврский музей. Париж, Франция)
Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает,
Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает,
Таким образом, Леонардо преодолевает вечную дилемму между идеей и её реализацией; размышляя о живописи, он постепенно находит адекватный живописный язык для воплощения своей концепции мира. В Джоконде Леонардо, наконец, воплотил приоритет интеллекта и искусства. В гармонии заключается величие и значение картины.
Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92
Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить,что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Витрувианский человек
(1490-1492)
Коричневые чернила, металлический карандаш,
перо (34.3 x 24.5 см)
Академическая галерея,
Венеция, Италия
Иоанн Креститель
1514-1516
дерево, масло, 57Х69 см
Лувр, Париж
Иоанн Креститель
1514-1516
дерево, масло, 57Х69 см
Лувр, Париж
«Иоанн Креститель» - один из наиболее известных шедевров да Винчи его
«Иоанн Креститель» - один из наиболее известных шедевров да Винчи его
Изобретения Леонардо да Винчи
Изобретения Леонардо да Винчи
Самоходная тележка
Среди всех “земных”открытий
Леонардо прежде всего следует назвать... автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части.
Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних
Самоходная тележка
Среди всех “земных”открытий
Леонардо прежде всего следует назвать... автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части.
Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних
Танк
Леонардо предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. Двигателем этого ”танка” должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее Леонардо отказался от этой идеи —животные могли
Танк
Леонардо предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. Двигателем этого ”танка” должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее Леонардо отказался от этой идеи —животные могли
предлагалось использовать экипаж в 8 человек.
Многоствольная пушка
Еще одна военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным
Многоствольная пушка
Еще одна военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным
Скафандр
Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было
Скафандр
Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было
Крылатый летательный аппарат (дельтаплан)
Леонардо да Винчи — первый в мире инженер,
Крылатый летательный аппарат (дельтаплан)
Леонардо да Винчи — первый в мире инженер,
Согласно расчетам Леонардо для поднятия в воздух его орнитоптера (в различных изданиях его также называют махолетом) с человеком на борту необходимы птицеподобные крылья, длина которых достигает 12 метров. Вес самой конструкции вместе с человеком при этом должен был составлять около 136 килограмм.
Летательный аппарат
Всю свою жизнь да Винчи был одержим идеей полета. Одной
Летательный аппарат
Всю свою жизнь да Винчи был одержим идеей полета. Одной
Парашют
Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: Если
Парашют
Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: Если
Робот-рыцарь
Облаченный в тяжелые немецко-итальянские средневековые доспехи, механический рыцарь был задуман в
Робот-рыцарь
Облаченный в тяжелые немецко-итальянские средневековые доспехи, механический рыцарь был задуман в
По некоторым данным, гениальное изобретение Леонардо да Винчи было представлено в
По некоторым данным, гениальное изобретение Леонардо да Винчи было представлено в
Робот, приводимый в действие внутренними механизмами (равномерно распределенными по туловищу и нижней части тела), предположительно, обладал способностью как садиться, так и вставать, в то же время демонстрируя свою способность двигать головой. Внутренняя система шкивов и рычагов в роботе-рыцаре имитировала анатомические наблюдения Леонардо о мышечной структуре человека.