Математические основы законов красоты в искусстве

Содержание

Слайд 2

Математика соблюдает пристрастие к точности, к строгому дисциплинарному мышлению. Но ещѐ

Математика соблюдает пристрастие к точности, к строгому дисциплинарному мышлению. Но ещѐ

в начале XIXвека считали самой гуманитарной наукой, и до сих пор еѐ называют искусством.
Слайд 3

Гипотеза: Красота математики – не миф, не выдумка, а безусловная и несомненная реальность

Гипотеза:

Красота математики – не миф, не выдумка, а безусловная и несомненная

реальность
Слайд 4

Искусство, наука, красота… Искусство и наука - эти две великие сферы

Искусство, наука, красота…
Искусство и наука - эти две великие

сферы человеческой деятельности, внешне столь разные и далекие друг от друга, тесно переплетены между собой незримыми узами! И разорвать эти узы нельзя не повредив и тому и другому. Красота является самым крепким связующим звеном между наукой и искусством!

Васильев. Мокрый луг

Шишкин. Рожь

Слайд 5

Все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику,

Все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику,

мы открываем всё новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Большой Сфинкс

Рим. Колизей

Слайд 6

Очень важно найти математические закономерности в прекрасном - «законы красоты». Попытки

Очень важно найти математические закономерности в прекрасном - «законы красоты». Попытки

хотя бы приблизиться к ним предпринимались с древнейших времён: это и математические законы Пифагора в музыке, и геометрическая модель Вселенной Кеплера, это и система пропорций в скульптуре и архитектуре, и геометрические законы живописи. И сегодня энтузиазм исследователей не убывает.

«Математика есть прообраз красоты мира».
В.Гейзенберг

Венера Милосская

Слайд 7

Математика и поэзия Гипс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури

Математика и поэзия

Гипс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури

Математик, астроном, философ, поэт
«Математические науки более всего заслуживают предпочтения»
Когда Хайяма станешь изучать
Ты там найдешь иных времен печать
Сквозь сито разума ту мудрость ты просей –
Добро и зло ты будешь различать

18 мая 1048 г. –
4 декабря 1131 г.

Слайд 8

Математика и музыка Многие вопросы, связанные с природой музыки и ее

Математика и музыка

Многие вопросы, связанные с природой музыки и ее

воздействием на человека, могут быть описаны языком математики. В то же время образование звука в музыкальных инструментах описывается математическими задачами. Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.

Пифагоров строй гаммы До мажор и её математические характеристики

Гамма До мажор на фортепиано

Слайд 9

«Арифметика – учение о количестве, выражаемое числом; музыка – учение, которое

«Арифметика – учение о количестве, выражаемое числом; музыка – учение, которое

рассматривает числа по отношению в звуке» (Пифагор)

«Музыка есть арифметическое упражнение души, которая исчисляет себя, не зная об этом» (Лейбниц)

Слайд 10

Математика и живопись Каждый ясно видит разницу между правильными и неправильными

Математика и живопись

Каждый ясно видит разницу между правильными и неправильными

чертами человеческого лица, но до сих пор никто не может точно сформулировать закон, которому подчинена форма красивого лица.
Для изображения лиц взрослого человека широко применяется «золотое сечение». Золотая пропорция занимает ведущее место в художественных канонах Леонардо да Винчи и Дюрера.

Фреска «Тайная вечеря»

Слайд 11

Математическая теория живописи – это теория перспективы Теория перспективы представляет тончайшее

Математическая теория живописи – это теория перспективы
Теория перспективы представляет тончайшее исследование

и изобретение, основанное на изучении математики, которое силою линий заставляло казаться отдаленным то, что близко, и большим то, что не велико(Леонардо да Винчи)
Перспектива – есть руль живописи(Леонардо да Винчи)

15 апреля15 апреля 145215 апреля 1452 - 2 мая15 апреля 1452 - 2 мая 1519

Слайд 12

Леонардо, узнавший о евклидовой геометрии, в рисунке изобразил, каким образом фигура

Леонардо, узнавший о евклидовой геометрии, в рисунке изобразил, каким образом фигура

человека с распростертыми руками может быть вписана и в круг, и в квадрат.
Слайд 13

Золотые пропорции в частях тела человека Золотая пропорция естественным образом входит

Золотые пропорции в частях тела человека

Золотая пропорция естественным образом входит в

пропорции человеческого тела, она пронизывает его от малых размеров до самых больших. Эти закономерности есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия.
Слайд 14

AD:AC= =DC:AD В общеизвестной работе да Винчи «Джоконда» наблюдается строгое соблюдение

AD:AC=
=DC:AD

В общеизвестной работе да Винчи «Джоконда» наблюдается строгое соблюдение

композиции, построенной на так называемом «золотом треугольнике»:

D

С

=

=

А

Слайд 15

Математика и скульптура Для канонических типов статуй и рельефов максимальный размер

Математика и скульптура

Для канонических типов статуй и рельефов максимальный размер

фигуры - уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т.д. - определяется восемью последовательно возрастающими величинами, отмеряющимися от верхнего предела.

Венера Милосская – знаменитая древнегреческая скульптура, которая на протяжении многих веков считается идеальной в пропорциях

Слайд 16

Аполлон Зевс Олимпийский Скульптура Древней Греции Артемида

Аполлон

Зевс Олимпийский

Скульптура Древней Греции

Артемида

Слайд 17

Математика и архитектура Архитектура — удивительная область человеческой деятельности. В ней

Математика и архитектура

Архитектура — удивительная область человеческой деятельности. В ней

тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство. Люди с доисторических времён строят удивительно красивые сооружения, в которых используют знания из различных областей науки.

Рим. Колизей

Большой Сфинкс

Слайд 18

Геометрия является грамматикой архитектуры Пропорции – основной принцип архитектуры. Они придают

Геометрия является грамматикой архитектуры
Пропорции – основной принцип архитектуры. Они придают сооружению

гармонию

Пирамида Хеопса – немой трактат о геометрии, а греческая архитектура – внешнее выражение геометрии Евклида

Слайд 19

Теперь невозможно представить, как бы рабочие строили жилые дома и другие

Теперь невозможно представить, как бы рабочие строили жилые дома и другие

здания без точных расчетов, вычислений, без чертежей, не опираясь на наследие древних.
Слайд 20

Примеры зданий классицизма – архитектурного стиля, полностью опирающегося на античные каноны:

Примеры зданий классицизма – архитектурного стиля, полностью опирающегося на античные каноны:

Царское

Село. Екатерининский дворец

Санкт-Петербург. Таврический дворец

Мариинский театр

Слайд 21

Симметрия Симметрия –это еще одно неотъемлемое свойство архитектурных форм, общее для самых различных стилей.

Симметрия

Симметрия –это еще одно неотъемлемое свойство архитектурных форм, общее для

самых различных стилей.
Слайд 22

Петергоф

Петергоф

Слайд 23

Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны.

Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны.

Платон

Успенский собор. Владимир.

Лондон. Тауэрский мост

Буддийский храм Удзи. Япония

Кариатиды храма Эрехтейнов. Греция.

Слайд 24

В отличие от истины красота понятна человеку даже тогда, когда её

В отличие от истины красота понятна человеку даже тогда, когда её

внутренние закономерности остаются непознанными.

Каждый ясно видит разницу между правильными и неправильными чертами человеческого лица, но до сих пор никто не может точно сформулировать закон, которому подчинена форма красивого лица.

Струи бьющих фонтанов привлекают правильностью и красотою своих линий, хотя не каждый знает, что это параболы, и тем более не в состоянии написать их уравнения.

Мирон Дискобол

Артемида

Слайд 25

Не стоит наводить «математический » порядок в искусстве. Искусство живёт своей

Не стоит наводить «математический » порядок в искусстве. Искусство живёт своей

жизнью, оно соткано из диалектически противоположных начал – материального и духовного, рационального и иррационального, сконструированного и сотворённого, рассчитанного и угаданного. В первом случае искусство доступно точному математическому анализу, во второй не подвластно математике, да и не нужно разрушать эту волшебную часть искусства логикой.

Врубель. Принцесса Греза

Слайд 26

Заключение: С проявлениями математических законов (на примере пропорции, симметрии) мы встречаемся

Заключение:

С проявлениями математических законов (на примере пропорции, симметрии) мы встречаемся в
технике,

искусстве, науке.
Математические наблюдения проходят через всю
многовековую историю человеческого творчества. Принципы пропорции, симметрии играют важную роль в искусстве: архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, в свою очередь, также подчиняются законам математики. И этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира