Модернизм. Архитектура на рубеже ХIХ и ХХ веков

Содержание

Слайд 2

Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв.

Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв.

«новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани)
Слайд 3

Модерн возник в противовес рационализму XIX века В 90-х годах XIX

Модерн возник в противовес рационализму XIX века
В 90-х годах XIX

века модерн определился как архитектурный стиль
Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой
Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля
Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство
Слайд 4

Своим универсальным художественным рядом он охватил все разнообразные проявления современной жизни

Своим универсальным художественным рядом он охватил все разнообразные проявления современной

жизни — от монументальной архитектуры, живописи, скульптуры практически до всех видов прикладного искусства
Он проник в литературу, театр, танцы, музыку, овладел модой на одежду, прически и даже нашел отражение в жестах и формах общения людей

Церковь Саграда Фамилия Антонио Гауди, с 1884 Испания, Барселона

Слайд 5

В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее

В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее

содержания
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме
Источником этой «новой формы» стали природа и женщина
Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость
Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий
Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны

Каза Баттло Антонио Гауди 1905-1907, Испания, Барселона

Слайд 6

Все произведения эпохи модерна являются ярким примером сочетания коммерции и творчества

Все произведения эпохи модерна являются ярким примером сочетания коммерции и творчества
В

этот период практиковалось понятие элитарного стиля, который, будучи созданием художника, ставился на конвейер производства, и который пытались сделать доступным каждому
Общедоступность красоты оказывается лозунгом времени

Центральный вокзал 1909-1912, Чехия, Прага

Слайд 7

Виктор Орта Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта Тип нового

Виктор Орта

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта
Тип нового здания, возникший

во времена формирования модерна как стиля, - универсальный магазин
Этот тип здания требовал применения больших остекленных поверхностей
Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин "Инновассион", построенный Орта в Брюсселе в 1901 году
Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу
Слайд 8

Слайд 9

Виктор Орта в 1892 г., под влиянием первых выставок ар-нуво, перенёс

Виктор Орта в 1892 г., под влиянием первых выставок ар-нуво, перенёс

графику художников модерна - в камень, построив дом профессора Эдмона Тасселя
Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний
Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик в Шеербеке, брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный, ныне Музей Орта
Все эти строения вошли в список ЮНЕСКО

Дом Эмиля Тасселя

Слайд 10

Революционная смена стилей в архитектуре этих зданий выразилась в их открытом

Революционная смена стилей в архитектуре этих зданий выразилась в их открытом

плане, в эффекте рассеивания света, а также в органичном сочетании округлых линий декора со структурой всего здания
Слайд 11

Эктор Гима́р Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в

Эктор Гима́р

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том

числе, входные павильоны парижского метро.
Также самостоятельно создаёт эскизы мебели для интерьеров построенных им зданий.
Слайд 12

В 1898 году построил многоквартирный дом «Замок Беранже» находящийся в Париже,

В 1898 году построил многоквартирный дом «Замок Беранже» находящийся в Париже,

сделавший его известным. С этого момента у него появляется множество заказов, которые он выполняет в стиле модерн, соблюдая идеалы гармонии и непрерывного движения
Слайд 13

В 1909 строит Отель Гимар в подарок своей богатой американской жене.

В 1909 строит Отель Гимар в подарок своей богатой американской жене.

Слайд 14

Анто́ни Гауди́ Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Курне́т 1852 — 1926, Барселона —

Анто́ни Гауди́

Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Курне́т 1852 — 1926, Барселона
— испанский

(каталонский) архитектор, большинство фантастических работ которого возведено в Барселоне.
Слайд 15

Эль-Каприччо

Эль-Каприччо

Слайд 16

Дом Висенс «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и

Дом Висенс

«Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям

Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.
Слайд 17

С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро

С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро

став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».
Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.

Дворец Гуэля

Слайд 18

Дом Бальо Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в

Дом Бальо

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность

архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Слайд 19

Дом Мила Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был

Дом Мила

Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один.

Известно, что он оказывал знаки внимания только одной женщине – Жозефе Моро, которая работала учительницей в рабочем кооперативе в Матаро – в 1884 году. Она не ответила взаимностью. После этого Гауди с головой ушел в католичество. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении
Слайд 20

Искупительный храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства

Слайд 21

Строится на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио

Строится на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект

Антонио Гауди. Один из самых известных долгостроев мира.
Слайд 22

Скорому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы

Скорому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы

сооружения. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.
Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.
7 ноября 2010 года Папа Римский Бенедикт XVI освятил храм Саграда Фамилия, так как он признан годным для совершения церковных служб.
Слайд 23

ПРЕДВЕСТНИКИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПРЕДВЕСТНИКИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Слайд 24

Джозеф Пакстон Хрустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке был

Джозеф Пакстон

Хрустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке был построен

в 1850—1851 из железа и стекла к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м. вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл. 30 ноября 1936 Хрустальный Дворец был уничтожен пожаром и не восстанавливался.
Слайд 25

Именно это сооружение принято считать началом современной архитектуры

Именно это сооружение принято считать началом современной архитектуры

Слайд 26

Французский архитектор А. Лабруст ввел в интерьеры крупного общественного здания (неоклассицизма)

Французский архитектор А. Лабруст ввел в интерьеры крупного общественного здания (неоклассицизма)

открытые металлические конструкции.
В библиотеке Св. Женевьевы в Париже (1843—1850 гг.) он как бы противопоставил наружным тяжелым кирпичным стенам легкий внутренний каркас в виде чугунных колонн и решетчатых арок из кованого железа. Через 15 лет он построил здание Национальной библиотеки в Париже..

Анри Лабруст

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота312 м),

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота312 м),

возведенная из сборных стальных ча­стей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века
Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники
Эйфелева Башня, это ничто иное, как стиль модерн в видении инженера.
Впоследствии этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма.

Эйфелева башня Г.Эйфель, 1889 Франция, Париж

Слайд 32

Гюстав Эйфель Башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889

Гюстав Эйфель

Башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889 году

и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — пришла эпоха внедрения радио. Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой
Слайд 33

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор,

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор,

согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 года с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Слайд 34

Владимир Григорьевич Шухов В. Г. Шухов первым в мире применил для

Владимир Григорьевич Шухов

В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства

зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции
Слайд 35

Металло-стеклянные перекрытия ГУМа конструкции Шухова Конструкции Шухова завершают усилия инженеров XIX

Металло-стеклянные перекрытия ГУМа конструкции Шухова

Конструкции Шухова завершают
усилия инженеров

XIX столетия
в создании оригинальной
металлической конструкции
и одновременно указывают
путь далеко в XX век.
Они знаменуют собой значительный прогресс: опирающаяся на основные и вспомогательные элементы стержневая решетка традиционных для того времени пространственных ферм была заменена сетью равноценных конструктивных элементов»
Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем. В конце XIX века Шухов вместе со своими сотрудниками составил проект новой системы водоснабжения Москвы
Слайд 36

Чикагская школа Направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в

Чикагская школа

Направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в Северной

Америке с центром в Чикаго. Характеризовалось стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений-небоскребов.

Здание Уэнрайт.

Слайд 37

Город Чикаго основан в 1833 г. – небольшой поселок близ озера

Город Чикаго основан в 1833 г. – небольшой поселок близ озера

Мичиган, транспортный центр США. В 1871 г. В результате большого пожара почти полностью сгорел, что послужило толчком к становлению Чикаго как центра архитектуры США.
Причинами роста Чикаго ввысь стали:
Дороговизна земли
Изобретение в 1854 г. лифта
Разработка стального каркаса
Слайд 38

Предвестником чикагской школы был Генри Ричардсон - магазин «Маршалл Филд» в Чикаго

Предвестником чикагской школы был Генри Ричардсон - магазин «Маршалл Филд» в

Чикаго
Слайд 39

Основателем чикагской школы и автором первого небоскреба был архитектор и инженер

Основателем чикагской школы и автором первого небоскреба был архитектор и инженер

Уильям Дженни.
Первый в мире небоскреб- здание Страхового общества в Чикаго, где был применен стальной каркас-ставший символом чикагской школы