Направление в искусстве - реализм (часть 2)

Содержание

Слайд 2

Реализм -1. Работа с натуры. Алонова.

Реализм -1. Работа с натуры. Алонова.

Слайд 3

Реализм -1. Работа с натуры.

Реализм -1. Работа с натуры.

Слайд 4

Реализм-1. Работа с натуры. Леонтьева Н. Золина С.

Реализм-1. Работа с натуры.

Леонтьева Н.

Золина С.

Слайд 5

Реализм -1. Работа с натуры. Палехина Лена.

Реализм -1. Работа с натуры.

Палехина Лена.

Слайд 6

Позитивизм. Философское направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного

Позитивизм.

Философское направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания

по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности.
Мир – процесс, эволюционное развитие, непрерывное движение от несовершенного к совершенному, прогресс материи.
Нет непримиримых противоречий, которых не смогла бы удалить эволюция.
Закономерности эволюционного развития – закономерности мира.
Основная черта: создание методологии или «логики науки» выше противоположности идеализма и материализма.
Главный принцип: крайний феноменализм.
Задача науки – чистое описание фактов – ощущений;
а не объяснение ее.
Шаг вперед от механического материализма.
Домье.
Слайд 7

Метафизический идеализм: разделенность и неизменность зависимости материальной земли от духовного Неба.


Метафизический идеализм: разделенность и неизменность зависимости материальной земли от духовного Неба.


Диалектический идеализм: переход из духовного в материальное, изменение духовным материального.
Механический материализм утверждает разум, логическое мышление, способное вскрывать сущности вещей. Механическое, формально-логическое, рассудочное миропонимание.
Позитивизм.
Мир – процесс, эволюционное развитие, непрерывное движение от несовершенного к совершенному,
прогресс материи.

Метод этого мировоззрения →
Эмпирическая индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Единичное в механическом материализме– есть особая сумма качеств, принадлежащая материи вообще, в том или ином соединении, в тех или иных дозах различным категориям тел.
Единичное в метафизическом идеализме- есть большее или меньшее отклонение от проформы, идеи.
Единичное в диалектическом идеализме- есть переход, движение, момент общего.
Индивидуальное в механическом материализме- количественный комплекс механических свойств.
Индивидуальное в позитивизме– утрачивает свою самобытность, независимость, становится одним из выражений движения.

Слайд 8

Утверждение качественного движения материи, перехода материальных явлений друг в друга. Явление

Утверждение качественного движения материи, перехода материальных явлений друг в друга.
Явление –

момент становящегося бытия.
Частное- проявление эволюции, развитие общего.
Слайд 9

Позитивизм в области эстетики. П. сводит задачи иск-ва к иллюстрированию научных

Позитивизм в области эстетики.

П. сводит задачи иск-ва к иллюстрированию научных представлений,

к фиксации сущего, без оценки его в свете определенного эстетического идеала, представления о должном.
П. явился теоретическим базисом натурализма в иск-ве, характерные черты к-рого определяются биологизирующей концепцией человека и отрицанием худож. вымысла, творческой фантазии.
Искусство – как растение, распускается в естественных условиях (физиология народа, климат страны, общественная жизнь).
Образ (человек в натурализме) – частный элемент момента жизни среды. Имеет обобщенный, синтетический характер.
Человек в центре внимания.. Нет узкого бытовизма –широкие социологические обобщения, отражение массовой жизни.
Возник новый гуманизм с трудящимся человеком в центре. Но в нем отсутствовала классовая нетерпимость.
Домье. Прачка. 1863 г.
Слайд 10

Признаки стиля -1. Натурализм. НаправлениеНаправление в литературе и искусстве, возникшее в

Признаки стиля -1. Натурализм.

НаправлениеНаправление в литературе и искусстве, возникшее в последней

трети XIX в. и стремящееся к внешнеНаправление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
Люди и вещи как функции природы и культуры, как момент ее эволюции, ее прогрессивного развития.
Люди и вещи в связях и движении, в развитии органически-целого.
Подчинены естественно историческим законам.
Основа культурного развития – прогрессивное развитие мира.
Слайд 11

Признаки стиля -2. Синтетизм. Искусство социальных обобщений, искусство общественных движений и

Признаки стиля -2. Синтетизм.

Искусство социальных обобщений, искусство общественных движений и борьбы.
Естественно-

историческая мотивировка действия.
Возведение исторического, частного – к общему, типическому.
Синтетическое видение вещей. Умение давать не изолированную вещь – форму, раскрывать линии связи, а не показывать индивидуальные очертания.
Слайд 12

Синтез ≠ синкретизм (Внешнее соединение). В теориях изобразительного искусства можно встретить

Синтез ≠ синкретизм (Внешнее соединение).

В теориях изобразительного искусства можно встретить много

размышлений на тему “синтеза”. Синтез - очень важный признак и целостного видения, так как настоящее соединение различных частей/целостностей реализуется только через Центр, обозначающий то сверхчеловеческое начало, которое мы называем Богом.
Непосредственные связи между частями/целостностями – это синкретизм.
Для синкретизма характерны лишь связи внешние и игнорирование факторов сверхчеловеческого порядка.
Конечно, все виды визуального искусства пронизаны множеством внешних связей и между собой, и внутри себя: структурой, конструкцией, композицией и т.д.
Умение видеть эти внешние связи практически очень важно. Но ещё важнее умение видеть связи внутренние, связи сверхчеловеческого порядка, проходящие через Центр.
Тогда мы можем говорить о наличии у нас верующего мышления. Применительно к искусству визуальному мы можем говорить в таком случае конкретно о Красоте как об одном из имён Бога, и о порядке и гармонии как основных формообразующих принципах, характерных для Его миростроительства. Красота, порядок, гармония есть, но они ускользают. “Учиться Любви” - как некая сверхзадача художественного творчества – это и основной вывод из нашего многолетнего общения с П.И. Басмановым.
Слайд 13

Признаки стиля -3. Активизм. Материал и тема в динамическом устремлении, волевом

Признаки стиля -3. Активизм.

Материал и тема в динамическом устремлении, волевом движении.


Как момент развития произведения искусства. Не пассивное отображение.
Слайд 14

Единая масса, переходящая из тела в тело. Ключевое слово. Проблема передачи

Единая масса, переходящая из тела в тело. Ключевое слово.

Проблема передачи вещей

как материальных масс. Масса тела как часть среды. Возникает именно материальная связь вещей как единой массы, переходящей из тела в тело. Существует самая активная точка на изо. Поверхности. Как способ организации целостности.
Эмпирические формы упрощаются, сливаются в валеры – как средство материальной слитности.
Слайд 15

Валеры. Эмпирические формы упрощаются, сливаются в валеры – как средство материальной

Валеры.

Эмпирические формы упрощаются, сливаются в валеры – как средство материальной

слитности.
В искусстве живописи валер→ тональный нюанс - минимальное, тонкое различие, градация одного и того же цвета по светлоте.
Система валеров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности. В искусстве живописи достигается техникой лессировки. Подобная система помогает художнику добиться тончайших нюансов и еле уловимых цветовых переходов; более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость и глубину колорита.
Сложность состоит в том, что разные художники в силу различий творческих методов, понимали слово "валёр" по-своему.
В натуралистической живописи академистов валёр — то же самое, что светотень. Это понимание "качества цвета" следует традициям античного и средневекового искусства, где, по существу, не было живописи как искусства "живо писать", передавая тепло-холодные отношения тонов, а была лишь све́топись — передача исключительно светотеневых отношений, раскрашенный рисунок.
Слайд 16

Валер –светопись+еще… Исключение составляли лишь венецианцы, малые голландцы, а также Рубенс

Валер –светопись+еще…
Исключение составляли лишь венецианцы, малые голландцы, а также Рубенс и

Рембрандт, писавшие тени теплыми, а света холодными либо наоборот, но всегда контрастно в тепло-холодном отношении.
Колорит, как уже говорилось, есть не простое сочетание красок, а сложная система организации цвета, слагаемыми которой являются валёр, тон, полутон, тональность, гамма, предметный цвет, локальный цвет, оттенок. В общем определении о них можно говорить как об элементах живописного языка или выразительных средствах живописца, структурно входящих в такие более сложные и общие понятия, как живописность и колоризм.
Хотя валер в первую очередь связан со светотенью, но подразумевает такую ее модификацию, которая заключает в себе идею цвета, воздушной среды, пространства, фактуры.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Маковский. Коро.

Маковский.

Коро.

Слайд 20

Маковский. Карьер.

Маковский.

Карьер.

Слайд 21

Милле Жан Франсуа (1814 -1875). В 1837 г. -парижская Школа изящных

Милле Жан Франсуа (1814 -1875).

В 1837 г. -парижская Школа изящных искусств. Он

учился у Поля Делароша .
Один из основателей барбизонской школы.
В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней.
Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.
Увлеченность реалистическим методом.
Глубина постижения жизни.
«Красота не в том, что и как изображено на картине, а в прочувствованной художником необходимости изобразить виденное».
Слайд 22

Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по

Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по

лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.
•«Живой цвет». •Умелое использование резких контрастов света и тени.
•Разнофактурные элементы. •Прочная композиция. •Цельность форм. •Чистые линии.
Слайд 23

«Освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на надежное знание». Родоначальником П.

«Освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на надежное знание».

Родоначальником П. считается

О. Конт. Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида,
Конт пришел к убеждению в том, что человеческий интелект в своем развитии проходит три стадии: «В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; и, наконец, состояние научное, или позитивное».
Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере невоспринимаемых сущностей.
Характерные черты нового философского направления: подчеркивание безусловной надежности и обоснованности эмпирического знания — знания фактов; настороженное отношение к теоретическому знанию, включая обобщения, законы, теории;

Линейный подход.
Борьба против теологии и агностицизма.