Народные промыслы Центральной России

Содержание

Слайд 2

Городецкая роспись История городецкой росписи Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась

Городецкая роспись

История городецкой росписи Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье,

в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Слайд 3

Городецкая роспись

Городецкая роспись

Слайд 4

Богородская игрушка Зарождение Сергиев ПосадСергиев Посад и его окрестности издавна считались

Богородская игрушка

Зарождение
Сергиев ПосадСергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного

дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Слайд 5

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Слайд 6

Жостовская роспись Жостовские подносы Событие: В 1825 году художник-миниатюрист О. Ф.

Жостовская роспись

Жостовские подносы
Событие: В 1825 году художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын

владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью
Жостовская роспись по металлу - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Особенности производства
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
Слайд 7

Жостовский поднос

Жостовский поднос

Слайд 8

Жостовский поднос

Жостовский поднос

Слайд 9

Хохлома Хохлома́ — старинный русский народный промысел — старинный русский народный

Хохлома

Хохлома́ — старинный русский народный промысел — старинный русский народный промысел, родившийся в

XVII веке — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную росписьХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посудыХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебелиХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотойХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянныйХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошокХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посудеХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементыТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягодыТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябиныТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляникиТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицыТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 10

Хохлома

Хохлома

Слайд 11

Хохлома

Хохлома

Слайд 12

Хохлома

Хохлома

Слайд 13

Гжель Название "Гжель" имеет балтийское происхождение. Так, в левобережье верхнего Приднепровья

Гжель

Название "Гжель" имеет балтийское происхождение. Так, в левобережье верхнего Приднепровья

находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:
Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо гжелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.
«Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань.
Слайд 14

Гжель

Гжель

Слайд 15

Гжель

Гжель

Слайд 16

Сергиево Посадская матрешка Город Сергиев Посад, расположенный в 73 км от

Сергиево Посадская матрешка

Город Сергиев Посад, расположенный в 73 км от Москвы,

обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.
Слайд 17

Сергиево Посадская матрешка

Сергиево Посадская матрешка

Слайд 18

Сергиево Посадская матрешка

Сергиево Посадская матрешка

Слайд 19

Палехская миниатюра Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех

Палехская миниатюра 

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской

области — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Особенности
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиковТипичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказокТипичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былинТипичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песенТипичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.