И. Левитан. Осенний день. Сокольники

Содержание

Слайд 2

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН - ЖИВОПИСЕЦ, ПЕЙЗАЖИСТ, МАСТЕР ЛИРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА- РОДИЛСЯ 18

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН - ЖИВОПИСЕЦ, ПЕЙЗАЖИСТ, МАСТЕР ЛИРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА- РОДИЛСЯ 18

АВГУСТА 1860 ГОДА КОВЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ(НЫНЕ ЛИТВА) В ОБРАЗОВАННОЙ, НО БЕДНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬЕ. 1872 - ПЕРЕЕЕЗД В МОСКВУ. 1876 - УЧЕБА В МОСКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА У ПЕЙЗАЖИСТА А.САВРАСОВА. 1879 - ВПЕРВЫЕ ВЫСТУПАЕТ НА ВЫСТАВКЕ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ С ПЕЙЗАЖЕМ "ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ". 1880-ЫЕ ПОЕЗДКИ ПО ВОЛГЕ, СОЗДАНИЕ РЯДА ВОЛЖСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ. 1894 - ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕЩЕНИЯ. 1890-ЫЕ - РАСЦВЕТ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ, СОЗДАНИЕ КАРТИН "НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ" 1894, "МАРТ" 1895, "ОЗЕРО. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ! 1899 - 1990, "СУМЕРКИ. СТОГА" 1899, "ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР" 1900. ДАТА СМЕРТИ: 22 ИЮЛЯ (4 АВГУСТА) 1900 ГОДА
Слайд 3

Осень Левитана Осень. Дорога в деревне Золотая осень Осенний день. Сокольники

Осень Левитана

Осень. Дорога в деревне

Золотая осень

Осенний день. Сокольники

Слайд 4

Осенний день. Сокольники

Осенний день. Сокольники

Слайд 5

"Осенний день. Сокольники" - единственный пейзаж Исаака Левитана, где присутствует человек,

"Осенний день. Сокольники" - единственный пейзаж Исаака Левитана, где присутствует

человек, и то этого человека написал не Левитан а Николай Павлович Чехов (1858-1889 гг.), брат всеми известного русского писателя Антона Павловича Чехова. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.
Слайд 6

Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо

Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в

небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье.
Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины.
Левитан заменяет предметную выписанность и детализацию своих предыдущих пейзажей более широкой манерой письма. Он, скорее, обозначает деревья, их стволы, кроны, листву кленов. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.
Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрепанные верхушки сосен - качающимися в небе.
Слайд 7

ненастный, дождливый день; хмурое, безрадостное небо чувство тоски и печали; серые

ненастный,
дождливый день;

хмурое,
безрадостное небо

чувство тоски и
печали;

серые краски,

темные тона;

мокрые
потемневшие сосны;

унылый шум ветра;

одинокая фигура женщины в темном.

Слайд 8

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть... Зловещий блеск и

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть... Зловещий блеск и

пестрота древ, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно - сиротеющей землею, И, как предвестье близящихся бурь, Порывистый и ясный ветер порою... Ущерб, изнеможенье - и на всем Та короткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. (Ф.И. Тютчев)
Слайд 9

Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист, И день

Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день

прозрачно свеж, и воздух дивно чист -
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
(А.А. Блок)
Слайд 10

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у

крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит девушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! (А.Плещеев)
Слайд 11

Вопросы по картине: Нравится ли вам картина И.И. Левитана "Осенний день

Вопросы по картине:

Нравится ли вам картина И.И. Левитана "Осенний день

Сокольники" ? Что в ней особенно нравится?
Какова основная мысль картины?
Какие краски преобладают в картине? Почему?
Какие чувства вызывает у вас картина?
Какими средствами этого добивается художник?
По каким признакам можно сказать о приближении осени?
Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена осень?
Что вы видите на переднем плане картины, что - на заднем, что - слева, что - справа? Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цвета использует при этом художник?
Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня картины?
Каков ее внешний вид и как она одета?
Что вы можите сказать о выражении ее лица и внешнем виде?
Какое впечатление производит на вас эта картина?
Слайд 12

Составление плана сочинения - описания. 1.Общие сведения о художнике И.И. Левитане

Составление плана сочинения - описания. 1.Общие сведения о художнике И.И. Левитане

и тематике его картин. 2.Общая характеристика картины: тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают. 3.Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги). 4. Оценка картины. (Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).