Национальность татары в Красноярском крае

Слайд 2

Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губернии в

Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губернии в се­редине XIX в. Со временем

они стали большими селами в 250—300 дворов. После отмены крепостного права до конца XIX в.Со строительством Транс­сибирской железной дороги и проведением столыпинской аграрной реформы резко усиливается поток мигран­тов в Сибирь из различных губерний России, в том числе из Казанской и Уфимской. Именно в этот период поя­вилось большинство татар­ских деревень в Енисейской губернии.Революционные события 1917 г. и Гражданская война стали переломными собы­тиями в жизни татарского населения Сибири.После голода начала 1920-х гг., пора­зившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и пе­реселенцев, в т. ч. татарской национальности. Красноярцы приютили у себя десятки тысяч «голодобеженцев», мно­гие из которых остались здесь на постоянное жительство. К концу 1926 г. на территории края имелась 71 татарская деревня и проживало уже 23 тыс. татар, что составля­ло 1,7% населения региона. Своего максимального значения численность татар достигла к концу 1980-х гг. — 54 тыс. человек.На 2002 г. по Красноярскому краю число татар составляло 44,4 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в крае проживают 34 828 татар, расселены в основном в Красноярске, Лесосибирске, Норильске, в Казачинском и Пировском районах. В крае насчитывается 35 татарских деревень, в том числе в 20 — в Пировском районе.

История заселения татарами территории Красноярского края

Слайд 3

Современное положение В целом по Красноярскому краю татары насчитывают 34,8 тыс.

Современное положение

В целом по Красноярскому краю татары насчитывают 34,8 тыс. чел.;

по-прежнему они остаются третьим по численности после русских и украинцев народом. В Сибирском федеральном округе татары Красноярского края уступают по численности только Кемеровской (40,2 тыс. чел.) и Омской (41,9 тыс. чел.) областям.
Татары проживают во всех без исключения городах и районах Красноярского края, но наиболее компактно в г. Красноярске (9,5 тыс. чел.; 1,0 % всех жителей), г. Лесосибирске (4,6; 7.2  %), г. Норильске - (3,0; 1,7 %), г. Назарово (1,0; 2,0 %), Пировском (2,0; 26,3 %), Казачинском (1,0; 8,6 %), Большемуртинском (0,8; 4.3  %) районах. Всего в крае имеется 40 деревень, где татары составляют четверть населения и выше, а в 26 селениях (в т. ч. 17 - в Пировском районе) - свыше половины.
На сегодня татарский язык преподается как предмет в школах с. Отношка (Казачинский р-н), д. Елга (Большеулуйский р-н) и д. Березовый Лог (Ужурский р-н), факультативно - в 3 школах. Учащиеся двух школ ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по татарскому языку. В школьных библиотеках имеется почти 1,3 тыс. печатных изданий на татарском языке. В городах Красноярск, Лесосибирск и Шарыпово работают воскресные школы.
Слайд 4

Гостеприимство Особое воспитание для девочек(в традиционных татарских семьях девочек до сих

Гостеприимство
 Особое воспитание для девочек(в традиционных татарских семьях девочек до сих пор

с самого раннего детства учат вести хозяйство, приобщают к приготовлению национальных блюд, подготавливают к вступлению в брак.)
Сабантуй(ежегодный праздник плуга, символизирующий окончание весенних посевных работ, до сих пор остается важной традицией татар.В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут.)
Никах(мусульманский обряд на татарских савдьбах.он проводится дома или в мечети в присутствии муллы.)
 Келин тушу(после свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы невеста была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. После этого свекровь также дает молодой невестке съесть полную ложку меда, чтобы ее речи были такими же сладкими как мед.)
Исем кушу — Имянаречение(обряд наречения имени новорожденному проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда татарского народа.)
 Каз умасе — Праздник гусиного пера(эта традиция соблюдается в основном в деревнях. Праздник проводится в осенне-зимний период, когда в деревне забивают гусей. Для ощипывания и приготовления тушек собираются вместе молодые парни и девушки, поют песни, веселятся и знакомятся друг с другом.)
 Карга боткасы — Каша для грачей(тот весенний праздник устраивался после окончания посевов. Утром дети ходили по соседям и собирали ингредиенты для каши. Тех, кто давал ингредиенты, задабривали комплиментами, а другим сулили беды: неурожай, падеж скота. Потом всей деревней готовили кашу в большом казане на открытом воздухе, раздавая ее всем односельчанам. Часть каши обязательно нужно было оставить и для грачей, так как грач — символ весны. Проводя этот обряд, люди надеятся на хороший урожай)

Традиции