Основы декора поверхности. Традиционные виды росписи - роспись по дереву

Содержание

Слайд 2

Традиционные виды росписи по дереву. Один из самых старинных видов художественного

Традиционные виды росписи по дереву.

Один из самых старинных видов художественного искусства

– роспись по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах.
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью.
Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов. Роспись прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская, городецкая, палехская. Поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
Слайд 3

Хохлома: Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях

Хохлома:

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего

Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Слайд 4

Основные цвета в хохломе: • красный; • чёрный; • золотой; Дополнительные

Основные цвета в хохломе:
• красный;
• чёрный;
• золотой;
Дополнительные цвета: 
• зелёный;
• жёлтый;


Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
Слайд 5

Городецкая роспись: Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже,

Городецкая роспись:

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем

хохлома — в XIX веке. Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки. 
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками. Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
Слайд 6

Мезенская роспись: Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта.

Мезенская роспись:

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта

роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка
Слайд 7

Палех: Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского

Палех:

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа.
Изначально художники

Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.
Особенности палехской росписи по дереву: Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. 
Слайд 8

Другими важными отличиями считаются: многотональная прокраска теней; несколько вытянутое изображение персонажей;

Другими важными отличиями считаются:
многотональная прокраска теней;
несколько вытянутое изображение персонажей;
точная прорисовка элементов, например,

листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
большое количество прорисованных нюансов и деталей.
Слайд 9

Мастер-класс по росписи на дереве: С ЧЕГО СТОИТ НАЧАТЬ!!!! *Роспись по

Мастер-класс по росписи на дереве:

С ЧЕГО СТОИТ НАЧАТЬ!!!!
*Роспись по дереву акриловыми

красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов. После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе
Слайд 10

Материалы для росписи: Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по

Материалы для росписи:

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву,

это:
наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.
защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.
грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.
для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

1

2

3

4

Слайд 11

Инструменты для росписи: 1. Краски: После того как предмет для росписи

Инструменты для росписи:

1. Краски: После того как предмет для росписи подготовлен,

наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные. Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.
2. Кисти: Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти. Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть. Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться  свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце- концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
* И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.