Венецианов Алексей Гаврилович

Содержание

Слайд 2

Венецианов - русский художник, представитель романтизма известный прежде всего своими сельскими

Венецианов - русский художник, представитель романтизма известный прежде всего своими сельскими

жанрами. Он заложил основы целого направления в изобразительном искусстве - "венециановской школы", писал портреты и карикатуры. В любом направлении своего творчества он старался делать что-то новое. Непонятый современниками, он умер в бесславии, хотя при жизни получил звание "назначенного", академика, "художника государя императора".

Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).

Слайд 3

Биография Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или

Биография

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко.

Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Слайд 4

Биография Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807-1811

Биография

Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807-1811 брал

уроки живописи у В.Л.Боровиковского.. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
В молодости с 1807 года служил в Петербурге чиновником.
В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика. . Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением.
Слайд 5

«Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802).

«Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802).

Слайд 6

0 Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П. А. Чичерина Наталья Павловна Строганова


0
Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П. А. Чичерина

Наталья Павловна Строганова

Слайд 7

Портрет М.А. Фонвизина Портрет Н.В.Гоголя 1814 г.

Портрет М.А. Фонвизина

Портрет Н.В.Гоголя 1814 г.

Слайд 8

Портрет К. И. Головачевского (1811) Портрет В.С.Путятиной

Портрет К. И. Головачевского (1811)

Портрет В.С.Путятиной

Слайд 9

Биография Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал

Биография

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и

дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
В 1819 г. оставил службу и покинул столицу; поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра, вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни.

Гумно (1823)

На жатве. Лето (середина 1820-х)

Слайд 10

Гумно (1823)

Гумно (1823)

Слайд 11

Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из

Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из

Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел. Размер картины – 66.5 на 80.5 см.

Уже в этапной картине Гумно (1821-1823, Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры. Лучшие из картин Венецианова передают состояние идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта.

Слайд 12

Фрагмент картины «Гумно»

Фрагмент картины «Гумно»

Слайд 13

Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник

Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник

написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему.

На жатве. Лето (середина 1820-х)

Работа женщин в поле. Картина навеяна гармонией, тишиной и спокойствием.

Слайд 14

Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые

Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые

привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Художник заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.

«Жнецы»1825 г.
Размер полотна: 66.7 на 52см.
Полотно хранится в Государственном Русском музее.

Слайд 15

«Спящий пастушок» Написана в 1823 - 24 годах. Размер полотна: 27.5

«Спящий пастушок»
Написана в 1823 - 24 годах. Размер полотна: 27.5 на

36.5 см.
Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт – Петербург.

На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.

Слайд 16

Крестьянские дети в поле (1820) Пастушок с дудкой (1820)

Крестьянские дети в поле (1820)

Пастушок с дудкой (1820)

Слайд 17

«Вот-те и батькин обед!» (1824)

«Вот-те и батькин обед!» (1824)

Слайд 18

Очищение свеклы (1820)

Очищение свеклы (1820)

Слайд 19

Девушка за вышиванием Крестьянский мальчик, надевающий лапти, 1820

Девушка за вышиванием

Крестьянский мальчик, надевающий лапти, 1820

Слайд 20

Девушка с теленком Крестьянские дети

Девушка с теленком

Крестьянские дети

Слайд 21

«Сенокос» Картина была написана в 1820 году. До 1917 года картина,

«Сенокос»
Картина была написана в 1820 году. До 1917 года картина, которая

входит в цикл «времена года», находилась в частной коллекции в Риме. В советское время следы картины были утеряны. И только 1987 году полотно нашлось. В Третьяковскую галерею обратился некто Проваторов, который попросил подтвердить подлинность картины. В 1997 году Проваторов скончался, и согласно его завещанию картина вернулась на родину. В данное время картина находится в собрании Третьяковской галерее.
Слайд 22

«На пашне. Весна» Картина написана в середине 1820 года.

«На пашне. Весна»
Картина написана в середине 1820 года.

Слайд 23

Сюжет картины «Весна» является незатейливым. На картине изображена молодая крестьянка, которая

Сюжет картины «Весна» является незатейливым. На картине изображена молодая крестьянка, которая

боронит пашню. Но сюжет не показывает главную идею картины. Здесь наблюдается более глубокий смысл, который трудно заметить с первого взгляда. Венецианов ведет нас к главной загадке. Кажется, что и сам художник, когда начинал работать над картиной, не знал что хочет рассказать своему зрителю. Смотря на картину, мы может живо почувствовать весь трепет, который овладел художником. Он как – будто прикасается к тому, к чему нельзя прикасаться. Автор будто дотронулся и замер на секунду.
Слайд 24

«Утро помещицы» Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными,

«Утро помещицы»

Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но

в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.

(1823)

Слайд 25

Крестьянка, расчесывающая лен (1822) Венецианову удалось создать целую галерею портретов молодых

Крестьянка, расчесывающая лен (1822)

Венецианову удалось создать целую галерею портретов молодых крестьянок.

Подобные работы можно было найти и у других портретистов. Очень часто Венецианов привносил в картину детали, которые создавали жанровые сцены.
Слайд 26

Жница (1820) Крестьянка с крынкой молока

Жница (1820)


Крестьянка с крынкой молока

Слайд 27

«Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.

«Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 28

Девушка в платке 1830 г.

Девушка в платке 1830 г.

Слайд 29

Захарка 1825 г.

Захарка 1825 г.

Слайд 30

Девушка с бураком. 1824

Девушка с бураком. 1824 

Слайд 31

«Крестьянка с васильками» 1830 г. Девушка в платке 1830 г.

«Крестьянка с васильками» 1830 г.

Девушка в платке 1830 г.

Слайд 32

Крестьянка с косой Девочка с гармоникой. 1840-е.

Крестьянка с косой

Девочка с гармоникой. 1840-е.

Слайд 33

1 Крестьянка Тверской губернии Крестьянка Тверской губернии


1
Крестьянка Тверской губернии

Крестьянка Тверской губернии

Слайд 34

Кормилица с ребенком

Кормилица с ребенком

Слайд 35

«Старая няня в шлычке» Картина написана в 1829 году. Данное полотно

«Старая няня в шлычке»
Картина написана в 1829 году. Данное полотно было

написано в то время, когда Венецианов отправился в далекое путешествие. Венецианов ездил в Ставрополь к своему брату. У брата доживала свой век старая няня. Лицо женщины заинтересовало художника. Через несколько дней после приезда, Венецианов начал писать картину.
Слайд 36

Встреча у колодца Купальщицы

Встреча у колодца

Купальщицы

Слайд 37

Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек.

Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их

судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими. Школа просуществовала 20 лет. Венецианов безуспешно пытается сделать ее официально-признанной. Старается найти денежные средства для дальнейшего ее содержания. Но в академических кругах неодобрительно относились к его деятельности. Так как воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужие оригиналы, а учились постигать законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах. Так закончились неудачей и его попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния.  ми на академических выставках.

Часовня в парке. Г.В. Сорока. Конец 1840-х - начало 1850-х.
Холст, масло.

Гумно. Г.В. Сорока. Конец 1840-х

Слайд 38

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока,

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова,

готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.
Венецианов в 1829 году получил звание придворного живописца.

Рыбаки. Г.В. Сорока. 1840-е.
Холст, масло.

Слайд 39

Творчество Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н.

Творчество

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834),

В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
Слайд 40

«Портрет Карамзина»

«Портрет Карамзина»

Слайд 41

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был

запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.
Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.
А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Деятельность француженки в магазине.

Французский парикмахер.

Слайд 42

Портрет дочери художника Портрет детей Панаевых с няней (1841)

Портрет дочери художника

Портрет детей Панаевых с няней (1841)

Слайд 43

Возвращение солдата (1830-е)

Возвращение солдата (1830-е)

Слайд 44

Причащение умирающей (1839)

Причащение умирающей (1839)

Слайд 45

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга (1838)

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга (1838)

Слайд 46

Творчество Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений

Творчество

Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного

собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.
Слайд 47

Портрет Марфы Венециановой, жены художника Смерть Венецианова оказалась трагически нелепой. 4

Портрет Марфы Венециановой, жены художника
Смерть Венецианова оказалась трагически нелепой. 4 декабря 1847 года

он выполнял заказ - отвозил эскиз иконы св. Макария в церковь села Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. На крутом спуске дороги лошади внезапно понесли, 67-летний художник был выброшен из кибитки и разбился. Существует легенда, согласно которой повозка опрокинулась не случайно - это было местью кучера, чья жена служила Венецианову моделью для "Венер из Сафонково" в последний период его творчества.

В 1830 - 1840-е годы в творческой жизни Венецианова появляются новые тенденции. В картинах "Причащение умирающей", "Старуха с клюкой", "Основание Петербурга" заметны сухость и жесткость линий, блеклость колорита.