Портрет в искусстве России

Содержание

Слайд 2

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно

благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России
называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Слайд 3

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой,

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой,

мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Слайд 4

Федор Степанович Рокотов (1735—1808) Крупнейший русский портретист второй половины XVIII столетия.

Федор Степанович Рокотов (1735—1808)

Крупнейший русский портретист второй половины XVIII столетия.


Федор Степанович Рокотов родился в Подмосковье в селе Воронцово. Числился «вольнорожденным», хотя и был из семьи крепостных: ходили слухи, что он был незаконным ребенком князя П.И.Репнина, приписанный к крестьянской семье.

Слайд 5

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый

Благодаря «портретным гармониям» русского художника
Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный

словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Слайд 6

Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской Особое место в творчестве художника занимает

Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет
А.

Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Слайд 7

Ф. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова Ф. Рокотов. Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности

Ф. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова

Ф. Рокотов. Портрет
А.М.Римского-Корсакова в юности

Слайд 8

Ф. Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве. 1760-е Ф. Рокотов. Портрет И.Н.Тютчева. 1768

Ф. Рокотов.
Портрет А.Г.Бобринского в детстве. 1760-е

Ф. Рокотов.
Портрет И.Н.Тютчева. 1768


Слайд 9

Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в светло-сером платье

Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в
светло-сером платье

Слайд 10

Владимир Лукич Боровиковский (1787—1825 Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского-Благодатного

Владимир Лукич
Боровиковский (1787—1825

Владимир Лукич Боровиковский
Портрет работы Бугаевского-Благодатного

Слайд 11

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819— 1898) увидел

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—
1898) увидел у

своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом
Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости
перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал
об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт
думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»
Слайд 12

Она давно прошла — и нет уже тех глаз И той

Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той улыбки

нет, что молча выражали
Страданье — тень любви и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать…
Я. П. Полонский
Слайд 13

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Екатерина II

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800.

Екатерина II на

прогулке в Царскосельском парке. 1794.
Слайд 14

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной Портрет князя А. Б. Куракина

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной

Портрет князя А.

Б. Куракина
Слайд 15

В.Л. Боровиковский Богоматерь с младенцем В.Л. Боровиковский Христос

В.Л. Боровиковский Богоматерь с младенцем

В.Л. Боровиковский Христос

Слайд 16

В.Л. Боровиковский Зима в виде старика. В.Л. Боровиковский Мужской портрет

В.Л. Боровиковский Зима в виде старика.

В.Л. Боровиковский Мужской портрет

Слайд 17

Илья Ефимович Репин (1844—1930). И. Е. Репин. Автопортрет. 1887.

Илья Ефимович
Репин
(1844—1930).

И. Е. Репин. Автопортрет. 1887.

Слайд 18

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского
художника Ильи Ефимовича Репина
(1844—1930).

Обращение к портретной
галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о
его многочисленных творческих связях
с деятелями отечественной науки, куль-
туры, искусства — учеными, писателя-
ми, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.
Слайд 19

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных
состояниях: мечтательного созерцания
(композитор

А. Бородин), активного
действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой),
глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи
П. Третьяков).

И. Е. Репин. Антон Рубинштейн

Слайд 20

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые

На каждом портрете живописец
изображает своих героев с теми предметами, которые составляют

суть их профессиональной деятельности, —
писатель с книгой в руках, музыкант исполнитель у дирижерского пульта,
создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.

И. Е. Репин.
Портрет Л.Н. Толстого

Слайд 21

Портрет Мусоргского, И.Е. Репин, 1881 Портрет В. С. Сурикова, И.Е. Репин, 1877

Портрет Мусоргского,
И.Е. Репин, 1881

Портрет В. С. Сурикова,
И.Е. Репин, 1877

Слайд 22

И.Е. Репин. Портрет Менделеева в мантии профессора. 1885 И.Е. Репин. Портрет императора Николая 2. 1896

 И.Е. Репин. Портрет Менделеева в мантии профессора. 1885

И.Е. Репин.
Портрет императора

Николая 2. 1896
Слайд 23

И. Е. Репин. Крестьянская девочка И.Е. Репин. Негритянка

И. Е. Репин. Крестьянская девочка

И.Е. Репин. Негритянка

Слайд 24

Мужичок из робких, И.Е. Репин, 1877 Белорус, И. Е. Репин, 1882

Мужичок из робких, И.Е. Репин, 1877

Белорус, И. Е. Репин, 1882

Слайд 25

Михаил Александрович Врубель (1856—1910). Автопортрет

Михаил Александрович
Врубель
(1856—1910).

Автопортрет

Слайд 26

М.А. Врубель. Демон, 1890

М.А. Врубель. Демон, 1890

Слайд 27

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь 1900 М.А. Врубель. Богатырь, 1898

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь 1900

М.А. Врубель. Богатырь, 1898

Слайд 28

М.А. Врубель. Портрет жены Надежды Забелы-Врубель, 1898 М.А. Врубель. Гадалка, 1895

М.А. Врубель. Портрет жены
Надежды Забелы-Врубель, 1898

М.А. Врубель. Гадалка,

1895