Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века

Содержание

Слайд 2

«…Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным классицизмом,

«…Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным классицизмом,

и с более новым , но менее ложным растрепанным романтизмом и стремящегося к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло глаза к новым задачам и делам…»
В.В. Стасов (1824-1906)
Слайд 3

«Реализм» (лат. realis – вещественный) Реализм в искусстве – «правдивое воспроизведение

«Реализм» (лат. realis – вещественный)
Реализм в искусстве – «правдивое воспроизведение действительности

во всех ее типических чертах» (С.И. Ожегов)
«Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шуток нашей эпохи … Реализм стар как мир, реалисты существовали во все века…»
Ж. Шанфлери (1821-1889)
Но только в XIX веке реализм оформился в новое художественное течение и проявил себя в различных видах искусства: живописи, скульптуре, музыке , литературе.
Новое художественное направление быстро приобрело не только европейский, но и мировой размах.
Слайд 4

К изменениям в художественной сфере привели существенные изменения в общественной жизни:

К изменениям в художественной сфере привели существенные изменения в общественной жизни:
-усиливающееся

недовольство народных масс властью имущих;
нарастающее демократическое и пролетарское
движение.
Буржуазная Французская революция 1848г, а затем первая в мире Пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаянии простого человека.
Характерные черты реализма
- Воспроизведение действительности « такой, какая она есть»;
- активное участие художников в общественной жизни, защита интересов народных масс;
- Заостряется внимание на не на пороках и недостатках в жизни общества, а на причинах, порождающих их;
Слайд 5

Стремление к объективности, порой к сатирическому осмеянию действительности; изображение «типичных характеров

Стремление к объективности, порой к сатирическому осмеянию действительности;
изображение «типичных характеров в

типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс), повышенное внимание к обыденной жизни человека низшего сословия.
« Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности … Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе…»
Э. Делакруа
Натурализм – точное копирование действительности в искусстве без учета их связей и отношений друг с другом («фотографичность», деэстетизация художественной формы)
Слайд 6

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (1819—1877) - французский живописец, пейзажист, жанрист и

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (1819—1877)
- французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист.


- основатель реализма в живописи в живописи;
- один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
Слайд 7

Гюстав Курбе (1819 – 19770) Автопортрет с черной собакой. Открыл в

Гюстав Курбе (1819 – 19770)
Автопортрет с черной собакой.

Открыл в Париже

в 1855г. свою персональную выставку «Павильон реализма».
В своих произведениях сформулировал особый взгляд на мир,
в котором подвергались анализу
и критике многие стороны окружающей действительности.
Курбе (как и другие художники-реалисты) критиковал антигуманную сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания простого народа, политику и жизненную философию власть имущих.
Слайд 8

Г. Курбе. Веяльщицы. 1855г. Музей изобразительных искусств. Нант.

Г. Курбе. Веяльщицы. 1855г. Музей изобразительных искусств. Нант.

Слайд 9

Г. Курбе. Похороны в Орнане.1849г. Лувр. Париж Художник с почти документальной

Г. Курбе. Похороны в Орнане.1849г. Лувр. Париж

Художник с почти документальной точностью

воспроизводит сцену из повседневной сельской жизни. Частному событию Курбе придает смысл глубокого художественного обобщения.
Изображая различные социальные слои, он создает своеобразный групповой портрет французского провинциального общества XIX века.
Интересно и художественное решение картины: огромные размеры, приглушенный пейзажный фон, высветление отдельных частей, цветовой контраст.
Слайд 10

Г. Курбе. Игроки в шашки

Г. Курбе. Игроки в шашки

Слайд 11

Г. Курбе. Дробильщики камня.1849г. Назовите черты реализма: правдивое изображение действительности; -объективность;

Г. Курбе. Дробильщики камня.1849г.

Назовите черты
реализма:

правдивое изображение действительности;
-объективность;
-изображение обыденной жизни людей низшего

сословия;
авторская позиция: сочувствие, сострадание;
обличение общественного строя, эксплуатации человека.
Слайд 12

Г. Курбе. Серые собаки.

Г. Курбе. Серые собаки.

Слайд 13

Гюстав Курбе. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан". 1850-1855 гг.

Гюстав Курбе. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан". 1850-1855

гг.
Слайд 14

Оноре Домье (1880- 1879) - французский художник-реалист, ненавидевший всяческое угнетение и


Оноре Домье (1880- 1879) -
французский художник-реалист, ненавидевший всяческое угнетение и

насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку.
Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня).
Слайд 15

О. Домье . Улица Транснонен. 1834г. Историческая основа произведения - события

О. Домье . Улица Транснонен. 1834г.

Историческая основа произведения - события апреля

1834 г. , связанные с разгоном политической демонстрации правительственными войсками.
Из дома №12 по улице Транснонен из какого-то окна выстрелили в солдат, разгонявших демонстрацию. В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов.
Слайд 16

О. Домье. Игроки в шахматы.

О. Домье. Игроки в шахматы.

Слайд 17

О. Домье. Вагон третьего класса. 1862г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

О. Домье. Вагон третьего класса.
1862г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк