Резьба по камню

Содержание

Слайд 2

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов,

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов,

зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор
Слайд 3

Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит

Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит

на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка.
Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.
История
На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских.
Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.
Слайд 4

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке

камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству.
Слайд 5

В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская

В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская

гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.
В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня.
Здесь делали художественные надгробия, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Во второй половине XIX века усложнились композиции изделий: становится богаче цветовая

Во второй половине XIX века усложнились композиции изделий: становится богаче цветовая

палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья.
На рубеже XIX–XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье.
Слайд 10

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего

XX столетия.
Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки.
Слайд 11

Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены

Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены

и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня.
Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.
После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко — «Яхонт и Ко».
Слайд 12

Например, листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже

Например, листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже

— из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень:
чёрной смородине — тёмный агат,
белой смородине — горный хрусталь,
княженике — малиновый шерл (турмалин),
малине — селенит и орлец (родонит),
клубнике и землянике — сургучная яшма,
крыжовнику — сердолик,
морошке — янтарь или обожжённый красный коралл,
винограду — аметист и иногда дымчатый кварц;
Малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

Особенности
К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появился постоянный канон по изготовлению элементов в композициях.

Слайд 13

В конце XIX–XX вв. и XXI веке одним из самых популярных

В конце XIX–XX вв. и XXI веке одним из самых популярных

сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов.
Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала.
Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы».
Слайд 14

Борнуковская резьба по камню - изготовление фигурок из мягкого камня, добываемого в Борнуковской пещере.

Борнуковская резьба по камню - изготовление фигурок из мягкого камня, добываемого

в Борнуковской пещере.
Слайд 15

Свое название пещера получила благодаря селу, рядом с которым находится. Первым

Свое название пещера получила благодаря селу, рядом с которым находится.
Первым его

владельцем был Бурнук Васильев, с тех пор и повелось: село Борнуково, Борнуковская пещера. Ремесло, которым прославилось село, это обработка камня.
«Ангидрит в народе называют «нижегородский мрамор» или «слюденец».
В 20-е годы прошлого века в селе Борнуково образовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра, а одновременно с алебастром добывался и поделочный цветной камень.
В основном изделия можно отнести к анималистическому жанру. Чаще всего это фигурки птиц и зверей. Реже — людей. Помимо скульптур птиц и зверей мастера изготавливают предметы быта: подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Камнерезная фабрика «Борнуковская пещера» В экспозиции собраны уникальные образцы резьбы по

Камнерезная фабрика «Борнуковская пещера»
В экспозиции собраны уникальные образцы резьбы по камню

Борнуковских ремесленников.
Фабрика была основана в 1930 году уральским камнерезом, выходцем из Нижегородской области, П.Л. Шальновым. А уже в 1937 году первые изделия Борнуковской фабрики были выставлены на Всемирной выставке в Париже. Тут же фабрика получила несколько премий международного признания.
Высокий правый берег реки Пьяны, на котором расположено село Борнуково, сложен из ракушечника и алебастра. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня.
Слайд 20

Разливаясь весной, Пьяна размывала берега, и в этом месте образовалась огромная

Разливаясь весной, Пьяна размывала берега, и в этом месте образовалась огромная

пещера с белоснежным ангидритом, который имел различные оттенки: голубоватый, желтоватый, розовый.
Академик Л.В. Даль так описал уникальный борнуковский камень:
«…чист, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный, как стекло».
Удивительные по своей красоте и самобытности скульптуры из борнуковского ангидрита экспонировались на лучших выставках Европы, ими украшались дворцы и замки самых знатных фамилий России.
Слайд 21

Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как

Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как

его называли «небесным камнем», «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами.
Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.
В наши дни восстановлена камнерезная фабрика, где сами работники проводят экскурсии и проводят мастер-классы резьбы по камню.
Слайд 22

Фигурки самых разных животных — домашних, диких, водившихся в окрестных лесах,

Фигурки самых разных животных — домашних, диких, водившихся в окрестных лесах,

и экзотических — львов и слонов — стали визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера». За изделиями закрепился термин «борнуковская анималистическая игрушка».
Большое влияние на стиль и традиции резьбы в Борнуково оказали уральские мастера, поскольку именно они стали учителями местных умельцев.