Романтизм

Содержание

Слайд 2

Слово романтизм восходит к латинскому romanus – римский, т.е. возникший на

Слово романтизм восходит к латинскому romanus – римский, т.е. возникший на основе

римской культуры или тесно с ней связанный. Романтизм - художественное направление, сложившееся на рубеже XVIII-XIX вв и охватившее почти все виды искусства; характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.  

Романтизм

Слайд 3

Особенности эпохи Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. Великая Французская революция –

Особенности эпохи

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ.

Великая Французская революция – «праматерь» романтизма»

- Н.Я.Берковский
Романтизм- как художественный метод, начал складываться в большинстве стран Европы после Французской буржуазной революции 1789 г. Прогрессивные писатели и общественные деятели Западной Европы были не удовлетворены результатами революции, которая не принесла желаемой свободы. Буржуазия теперь сталкивается не только с феодальным дворянством, но и с новым классом- пролетариатом. Борьба общественных интересов этих трех классов- вот основная «пружина», по выражению Ф.Энгельса, данного периода времени.

«О! Я не стар! Но мир, бесспорно,
Был сотворен не для меня!»-
восклицал Байрон, не скрывая своего разочарования.
«Мир расколот»,-писал Гейне,- и «великая мировая трещина», по его мнению, проходила через самое сердце поэта.

Слайд 4

«Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому

«Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому

не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило».
Альфред де Мюссе. Фрагмент из романа «Исповедь сына века»
Слайд 5

Эстетические принципы романтизма Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное Что жизнь,

Эстетические принципы романтизма

Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное
Что жизнь, когда в ней

нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
В.А. Жуковский «Певец»

Каспар Давид Фридрих «Путешественник над морем тумана». ок.1818 г

Слайд 6

Эстетические принципы романтизма Исключительность романтического героя: внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном

Эстетические принципы романтизма

Исключительность романтического героя: внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски

идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств.

Я не в себе живу: я лишь частица
Того, что вкруг меня; меня вершины гор
Волнуют, а столицая столица –
Мне пытка …
Дж. Г. Байрон.
«Паломничество Чайльд Гарольда»

Д. Грекур «Джордж Гордон Байрон в Греции»

Слайд 7

Эстетические принципы романтизма Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы

Эстетические принципы романтизма

Природа
как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы

Здесь ничего не

ранит взор
Среди природы. Лишь один позор:
Колечком быть в ее цепи телесной,
Одной из тварей, - а душа в простор
Стремится: в горы, к звездам, в свод небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Дж. Байрон
«Паломничество Чайльд Гарольда»

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г.

У. Тёрнер .Переход через ручей. 1815 г.

Слайд 8

Эстетические принципы романтизма Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья Интерес к

Эстетические принципы романтизма

Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья
Интерес к фольклору

Томас Коул. Мечта

архитектора. 1840 г.
Слайд 9

Особенности романтизма Расхождение между мечтой и действительностью. Поиск идеала: -в мире

Особенности романтизма

Расхождение между мечтой и действительностью.
Поиск идеала:
-в мире грез, мечты;

-в потустороннем, загробном мире;
-в историческом прошлом, которое искажается, служит лишь фоном;
-в экзотических странах;
-в преобразованном революционным путем будущем обществе;
-в мире природы.
3. Полная свобода творчества, использование самых различных жанров, но главенствует лирика. Лирические элементы вводятся и в эпическую поэму, появляется лиро- эпическая поэма. Возникает исторический роман.
4. Сюжет обычно строится на фантастических событиях.
5. Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному.
6. Склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному, бессознательному.
7. Интерес к национальной самобытности, внимание к фольклору, создание собственных произведений в фольклорных жанрах, перевод произведений других народов- формируется понятие мировой литературы.
8. Широкое использование символики.
9. Композиции свойственны резкие контрасты.
10. Романтики большое внимание уделяли природе- бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо.
Слайд 10

Романтический герой Основные черты. 1. Не обычный человек, а яркая личность

Романтический герой

Основные черты.

1. Не обычный человек, а яркая личность с сильным

характером. (Исключительный характер в исключительных обстоятельствах).
2. Не удовлетворен окружающим миром, отвергает его законы, поэтому вступает с ним в конфликт.
3. Одинокий.
4. Стремящийся к абсолютной свободе.
5. Страстная личность. Страсти делились на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).
6. Отсутствие эволюции характера, т.к. обстоятельства не влияли на личность.

Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

Слайд 11

Изобразительное искусство романтизма 1.Необычность темы - битва, подвиг, трагическое, неординарное событие(современные

Изобразительное искусство романтизма

1.Необычность темы - битва, подвиг, трагическое, неординарное событие(современные сюжеты

произведений).
2. Смелость, масштабность, динамичность композиции. Романтизм - это движение, порыв, экспрессия; эмоциональность манеры, мазка, фактуры.
3. Насыщенность, экспрессивность колорита.
4. Контрастное освещение.
5. Яркая индивидуальность персонажей, отход от классических канонов красоты и типажей. (Герои - не великие деятели эпохи, а целые народы, представители простых сословий, ставшие активными творцами истории).
6. Символичность изображаемого.
Слайд 12

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) Французский живописец и график, предводитель романтического

Фердинан Виктор Эжен Делакруа

(1798-1863) Французский живописец и график, предводитель романтического

направления в европейской живописи. Его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.
Родители художника умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

«Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»

Слайд 13

Работы Э. Делакруа: "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст,

Работы Э. Делакруа:

"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло.

180х229 см. Лувр, Париж.

"Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

Слайд 14

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере,

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней

мере, буду писать ради нее»
(Эжен Делакруа)

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Слайд 15

Резня на Хиосе. Эжен Делакруа сюжетом для этой картины взял эпизод

Резня на Хиосе.

Эжен Делакруа сюжетом для этой картины взял эпизод истории

борьбы за независимость Греции 11 апреля 1822. Из 10 000 жителей устояло только 3000 человек. Остров после борьбы оказался разрушен и необитаем. Делакруа хотел в своей работе достичь правдивости изображения. Однако публика разделилась в оценке картины. Многие критики считали, что художнику так и не удалось достичь целостности сюжета. Однако в то время картина была приобретена за огромные деньги. В настоящее время полотно хранится в Лувре.
Слайд 16

Смерть Сарданапала Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона

Смерть Сарданапала

Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал»,

но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.
Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
Слайд 17

В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь,

В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь,

Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.

В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико (1791—1824) «Плот «Медузы». В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж.

Слайд 18

Слайд 19

Теодор Жерико «Потоп» 1814 г. Лувр

Теодор Жерико «Потоп» 1814 г. Лувр

Слайд 20

Каспар Давид Фридрих Немецкий художник, мастер пейзажа. Родился 5 сентября 1774

Каспар Давид Фридрих

Немецкий художник, мастер пейзажа.
Родился 5 сентября

1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

«Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Слайд 21

Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817—1818) «Горный пейзаж с

Работы Давида Фридриха:

«Странник над морем тумана» (1817—1818)

«Горный пейзаж с радугой»,

1809, Государственное художественное собрание, Веймар

Пейзажи Фридриха отличаются строгой
выверенностью рисунка, четкостью
пространственных планов, богатой игрой светотени.

Слайд 22

Каспар Давид Фридрих «Северный Ледовитый океан» 1823—1824 На пейзаже изображена сцена

Каспар Давид Фридрих «Северный Ледовитый океан» 1823—1824

На пейзаже изображена сцена кораблекрушения

среди глыб арктического льда, нагромождённых в форме дольмена или монолитной гробницы с устремлёнными в небо острыми краями. Справа видна корма погибшего корабля, надпись на которой «HMS Griper» подтверждает, что это один из участников экспедиций Вильяма Эдварда Парри 1819—1820 и 1824 годов.
Слайд 23

Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающих луну» Каспар Давид Фридрих «Мечтатель» В

Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающих луну»

Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»

В своих картинах

он затрагивал проблему трагического одиночества и затерянности человека в огромном мире. Художник продолжает эту тему и в камерном полотне «Мечтатель».Его задумчивый герой, сидящий на основании окна готической руины, некогда прекрасного собора, погружен в себя, его одолевают мысли о прошлом и настоящем, о загадочном будущем своей судьбы. Безымянный мечтатель - своеобразный двойник зрителя, которому Фридрих предлагает мысленно занять его место.
Слайд 24

Филипп Отто Рунге 1777 — 1810 гг. - немецкий художник, выдающийся

Филипп Отто Рунге

1777 — 1810 гг. - немецкий художник, выдающийся мастер 

исторической и портретной живописи. Крупнейший — вместе с Каспаром Давидом Фридрихом — представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве.

1777 — 1810 гг. - немецкий художник, выдающийся мастер  исторической и портретной живописи. Крупнейший — вместе с Каспаром Давидом Фридрихом — представитель романтизма в немецком изобразительном
Филипп Отто Рунге был весьма неординарной творческой личностью. Помимо станковой живописи, он занимался иллюстрированием книг, писал стихи, прозу и сказки, а также впервые сформулировал в своих научных трудах основные принципы цветовой гармонии в искусстве. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера.

Слайд 25

«Мы трое» (1805) — произведение, в котором художник изобразил на фоне

«Мы трое» (1805) — произведение, в котором художник изобразил на фоне

природы себя с женой и брата Даниэля. Оригинальная картина была уничтожена во время пожара в 1831 году, а ее точную копию по чудом сохранившемуся рисунку автора изготовил Юлиус фон Эрен (Julius von Ehren) в 30-х годах ХХ века.
Слайд 26

«Дети Хюльзенбека» (1805-1806) — работа, в которой живописец запечатлел трех ребятишек,

«Дети Хюльзенбека» (1805-1806) — работа, в которой живописец запечатлел трех ребятишек, занятых

увлекательными играми на природе. Двое старших детей везут в деревянной повозке двухлетнего малыша, а за их спинами перед зрителями открывается очаровательный загородный пейзаж.
Слайд 27

«Петр на море» (1806-1807) — картина религиозного жанра, выполненная в мрачных

«Петр на море» (1806-1807) — картина религиозного жанра, выполненная в мрачных темных

тонах. На ней Христос, спокойно стоит на поверхности бушующего Галилейского моря и спасает тонущего Петра, а остальные ученики наблюдают за действием из рыбацкой лодки.
Слайд 28

«Утро» (1808) — наиболее яркое произведение романтического стиля в творчестве художника.

«Утро» (1808) — наиболее яркое произведение романтического стиля в творчестве художника.

Красоту идеального пейзажа дополняют аллегорические фигуры молодой обнаженной женщины и ангелов.
Слайд 29

Франсиско Хосе де Гойя 1746-1828 - испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство

Франсиско Хосе де Гойя

1746-1828 - испанский живописец, гравер.
Свободолюбивое искусство

Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском:
- картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791),
- портреты («Семья короля Карла IV», 1800),
- росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20),
- картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).
Слайд 30

Франсиско Гойя. Король Испании Карл IV и его семья.

Франсиско Гойя. Король Испании Карл IV и его семья.

Слайд 31

Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь

Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь

3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...

Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.

Франсиско Гойя.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.
1814 г. Прадо, Мадрид

Слайд 32

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная» 1800, Прадо, Мадрид

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид

"Маха обнаженная» 1800, Прадо,

Мадрид
Слайд 33

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791—1830) — русский художник, один из основоположников романтического

Сильвестр Феодосиевич Щедрин
 (1791—1830) — русский художник, один из основоположников романтического пейзажа в

России, в значительной степени открывший для современников возможности пленэрной живописи. Его произведения отличаются сложностью колористических и световых эффектов. В палитре преобладали холодные серебристые, зеленые и голубые тона, которые пришли на смену несколько сумрачному колориту ранних картин.
Слайд 34

Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825

Новый Рим. Замок святого Ангела, 1823—1825

Слайд 35

Веранда, обвитая виноградом, 1828 Картина относится к серии «Террасы в Сорренто».

Веранда, обвитая виноградом, 1828
Картина относится к серии «Террасы в Сорренто». В

этих произведениях наиболее полно обнаруживается талант художника: в них идеально выстроено освещение и перспектива, картины четко поделены на планы, человеческие фигуры в его картинах не просто стаффаж (условные (условные фигурки людей, оживляющие пейзаж и показывающие масштаб архитектуры), а живые люди, занятые своей повседневной работой.
Слайд 36

Иван Константинович Айвазовский Автопортрет И. Айвазовского (1874) 1817-1900 – вошел в

Иван Константинович Айвазовский 

Автопортрет И. Айвазовского (1874)

1817-1900 – вошел в историю мировой

живописи как «моря пламенный поэт» – самый известный русский художник-маринист. Главные герои его картин – морские пейзажи. Айвазовский прошел путь от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, потому что ни карандашей, ни альбомов в доме не водилось, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени…
Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. 
Слайд 37

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Слайд 38

Чесменский бой В 1844 году вернувшийся из Европы Айвазовский назначен официальным

Чесменский бой

В 1844 году вернувшийся из Европы Айвазовский назначен официальным живописцем

морского флота. Ему заказаны виды главных российских портов, параллельно художник увлекся исторический батальной живописью.