Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в

Содержание

Слайд 2

Россия в международных промышленных выставках В Рос­сии XIX в. мощность промышленного

Россия в международных промышленных выставках

 
В Рос­сии XIX в. мощность промышленного производ­ства

неуклонно увеличивалась, что получило свое отражение в регулярных художественно-промыш­ленных выставках.
Первая Всероссийская мануфактурная выставка откры­лась в 1829 г. в Петербурге.
В следующие десятилетия выставки следовали одна за другой и демонстрировали не только достижения различных видов художественно­го и кустарного творчества, но и являлись действенным средством демон­страции технического и промышленного развития России.
Слайд 3

Россия в международных промышленных выставках Всероссийская кустарно-промышленная выставка в Санкт-Петербурге 1829 г.

Россия в международных промышленных выставках

Всероссийская кустарно-промышленная выставка в Санкт-Петербурге 1829 г.


Слайд 4

Россия в международных промышленных выставках Фасад и главный подъезд выставки

Россия в международных промышленных выставках

Фасад и главный подъезд выставки

Слайд 5

Россия в международных промышленных выставках Центральный фонтан, киоски и вход в

Россия в международных промышленных выставках

Центральный фонтан, киоски и вход в аквариум

Павильон

Общества попечения о
больных и раненых воинах
Слайд 6

Россия в международных промышленных выставках Позолоченная пирамида с указанными по десятилетиям

Россия в международных промышленных выставках

Позолоченная пирамида с указанными по десятилетиям объёмами

добычи золота в России

Гигантская стеариновая свеча
и сахарная голова

Слайд 7

Россия в международных промышленных выставках Свёкольная сеялка с удобрителем навозом Канатный путь по способу Мосолова

Россия в международных промышленных выставках

Свёкольная сеялка с удобрителем навозом

Канатный путь по

способу Мосолова
Слайд 8

Россия в международных промышленных выставках Жатвенное устройство С. Лильпопа

Россия в международных промышленных выставках

Жатвенное устройство С. Лильпопа

Слайд 9

Россия в международных промышленных выставках Пушка-великан (вес ядра - 28 пудов)

Россия в международных промышленных выставках

Пушка-великан (вес ядра - 28 пудов)

Слайд 10

Россия в международных промышленных выставках Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г.

Россия в международных промышленных выставках

Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г.


Слайд 11

Россия в международных промышленных выставках Проводимые в России на протяжении всего

Россия в международных промышленных выставках

 
Проводимые в России на протяжении всего XIX

столетия промышленные выставки имели огромное значение:
они демонстрировали потребителям высокие качества отечественных машин, способствовали распространению прогрессивных конструкторских идей и приемов обработки и т.д.;
статьи о выставках давали объективную оценку промышленной продукции, определяли направление дальнейших разработок и влияли на уровень профессиональных знаний кадров техничес­ких работников;
при отборе экспонатов на выставку учитывались не только их технические ка­чества, но и внешнее оформление;
отечественные выставки способствовали формиро­ванию нового типа архитектуры - архитектуры выставочных павильонов, создание которых требовало новых конструктивных решений;
благодаря необходимости рекламировать выставки в изобразительном искусстве России с начала XIX в. появи­лась промышленная графика.
Слайд 12

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. К середине XIX в.

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

К середине XIX в. в

России стала остро ощущаться не­обходимость в профессиональных кадрах, работающих для индустрии. Для их подготовки были открыты специализированные учеб­ные заведения в Москве (графа Строганова) и Петербурге (барона Штиглица).
Строгановское училище, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г., получило название «Школа ри­сования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти 20 лет Строганов полностью финансировал школу. В 1843 г. она получила статус государственного учебного заведения.
Слайд 13

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Граф Сергей Григорьевич Строганов (1870-1882) Экслибрис графа С.Г. Строганова

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1870-1882)

Экслибрис

графа С.Г. Строганова
Слайд 14

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. При создании своей школы

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

При создании своей школы Строганов

считал главным в образовании мастера-ремесленника организованное обучение рисунку и графической грамоте.
Общая идея методики обучения состояла в постепенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования – к тональному с использованием разных техник.
Последний год обучения посвящался рисованию тех предметов, которые должны «войти в их ремесло» выпускника, т.е. изделий золотых дел мастеров, чеканщиков, слесарей, рисовальщиков орнаментов и рисунков для ткани и фарфора и т.д.
При выполнении учебных работ использовались музейные экспонаты, орнаменты которых использовали для украшения совершенно различных изделий.
Слайд 15

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Здание Строгановского училища на Рождественке 1892-1930 гг.

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Здание Строгановского училища на Рождественке

1892-1930 гг.
Слайд 16

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Графическая мастерская после 1907 г.

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Графическая мастерская после 1907 г.

Слайд 17

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Плакаты выставок Строгановского училища

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Плакаты выставок Строгановского училища

Слайд 18

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Чеканная мастерская 1900-е годы

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Чеканная мастерская 1900-е годы

Слайд 19

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Монтировочная мастерская 1900-е годы

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Монтировочная мастерская 1900-е годы

Слайд 20

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Рисунок гипсовой головы Зевса.

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Рисунок гипсовой головы Зевса.
Ученик

Строгановского училища, конец XIX начало XX в.

Рисунок интерьера музея. Ученик Строгановского училища Белослюдов, 1901 г.

Слайд 21

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Столик-тумбочка и стул в

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Столик-тумбочка и стул в русском

стиле. Столярно-резчицкая мастерская Строгановского училища 1900-е годы.

Проект керамического кувшина в русском стиле XVII в. Ученик Строгановского училища, посл. Четверть XIX в.

Слайд 22

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Центральное училище технического рисования

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Центральное училище технического рисования барона

Штиглица,
Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной
Слайд 23

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Банкир и промышленник Александр

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Банкир и промышленник Александр Людвигович

Штиглиц (1814-1884)

Скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953)

Слайд 24

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Открытие училища в 1896 году

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Открытие училища в 1896 году

Слайд 25

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Училище барона Штиглица было

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Училище барона Штиглица было создано

по образцу аналогичных учебных заведений в развитых странах Западной Европы, а также на основе опыта московского Строгановского училища.
Программа обучения сочетала художественные и технические дисциплины и была весьма разносторонней.
Училище технического рисования было создано для подготовки специалистов (рисовальщиков, живописцев, скульпторов) для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений; училище также было призвано содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников.
Слайд 26

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Вид зала Фарнезе в

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Вид зала Фарнезе в 1896

году и в наше время
Слайд 27

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. Оформление залов в музее училища Штиглица

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

Оформление залов в музее училища

Штиглица
Слайд 28

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в. На протяжении всего XIX

Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX в.

На протяжении всего XIX в.

в России, как и в странах Запад­ной Европы, неуклонно росла потребность в специалистах принципиаль­но нового вида проектной деятельности -. Но проблему подготовки подобных кадров удалось ре­шить только в начале XX в., когда оформились эстетические критерии про­дукции массового производства и сложились крупные школы дизайна как в Европе, так и в нашей стране.
Слайд 29

Производственное искусство в Советской России: теория и практика

Производственное искусство в Советской России: теория и практика

Слайд 30

Производственное искусство в Советской России В отличие от Западной Европы, где

Производственное искусство в Советской России

В отличие от Западной Европы, где формирование

дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить качество своих изделий, в России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован.
Поэтому истоки дизайна здесь следует искать в авангардных художественных течениях начала XX в.
- конструктивном и экспрессионистическом.
К основным видам деятельности первых советских дизайнеров относились: оформление праздников, агитационно-массовой периодической печати, политических и рекламных плакатов.
Слайд 31

Производственное искусство в Советской России Казимир Малевич (1879 - 1935) Точильщик

Производственное искусство в Советской России

Казимир Малевич
(1879 - 1935)

Точильщик

Слайд 32

Производственное искусство в Советской России Архитектоны, 1927 и 1923 Эскиз рисунка на ткани Роспись получашки

Производственное искусство в Советской России

Архитектоны, 1927 и 1923

Эскиз рисунка на ткани

Роспись

получашки
Слайд 33

Производственное искусство в Советской России Владимир Татлин (1885 – 1953)

Производственное искусство в Советской России

Владимир Татлин
(1885 – 1953)

Слайд 34

Производственное искусство в Советской России Проект памятника III Интернационалу

Производственное искусство в Советской России

Проект памятника III Интернационалу

Слайд 35

Производственное искусство в Советской России Рельефные картины

Производственное искусство в Советской России

Рельефные картины

Слайд 36

Производственное искусство в Советской России Эскизы повседневной одежды

Производственное искусство в Советской России

Эскизы повседневной одежды

Слайд 37

Производственное искусство в Советской России Александр Родченко (1891 – 1956)

Производственное искусство в Советской России

Александр Родченко
(1891 – 1956)

Слайд 38

Производственное искусство в Советской России Плакаты А.М. Родченко

Производственное искусство в Советской России

Плакаты А.М. Родченко

Слайд 39

Производственное искусство в Советской России Проекты светильников

Производственное искусство в Советской России

Проекты
светильников

Слайд 40

Производственное искусство в Советской России Проект оформления клуба для рабочих

Производственное искусство в Советской России

Проект оформления клуба для рабочих

Слайд 41

Производственное искусство в Советской России Л. С. Попова. Эскиз рисунков ткани

Производственное искусство в Советской России

Л. С. Попова. Эскиз рисунков ткани

Л. С.

Попова. Эскиз костюма для спектакля
Слайд 42

Производственное искусство в Советской России В. Ф. Степанова. Эскиз рисунков ткани

Производственное искусство в Советской России

В. Ф. Степанова. Эскиз рисунков ткани

В. Ф.

Степанова. Эскиз костюма для спектакля
Слайд 43

Производственное искусство в Советской России М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, М.Я. Гинзбург,

Производственное искусство в Советской России

М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, М.Я. Гинзбург, А.Л.

Пастернак, Г.А. Сум-Шик. Типовой проект шкафа-кухни. 1928-1929
Слайд 44

Производственное искусство в Советской России А. М. Ган. Книжный киоск, 1-я половина 1920-х гг.

Производственное искусство в Советской России

А. М. Ган. Книжный киоск, 1-я половина

1920-х гг.
Слайд 45

Производственное искусство в Советской России В целом советский дизайн формировался в

Производственное искусство в Советской России

В целом советский дизайн формировался в достаточно

сложных условиях:
- во-первых, деятельность первых дизайнеров происходила в условиях почти полного хозяйственного разорения страны, вызванного революцией;
- во-вторых, проекты дизайнеров были мало востребованы промышленностью и почти не производились;
- в-третьих, художников ограничивала их слабая техническая подготовка.
Слайд 46

Реформы художественного образования в Советской России ВХУТЕМАС (Московские государственные высшие художественно-технические

Реформы художественного образования в Советской России

ВХУТЕМАС (Московские государственные высшие художественно-технические мастерские)

был создан 25 декабря 1920 г. на основе Строгановского про­мышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества.
Целью учебного заведения была подготовка «художников-мастеров высшей квалификации для промыш­ленности», призванных преобразовывать предметно-пространственную среду.
В1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 г.
Слайд 47

Реформы художественного образования в Советской России Здание ВХУТЕМАСА на ул. Мясницкой и его коллектив

Реформы художественного образования в Советской России

Здание ВХУТЕМАСА на ул. Мясницкой и

его коллектив
Слайд 48

Мастерские ВХУТЕМАСА Реформы художественного образования в Советской России

Мастерские ВХУТЕМАСА

Реформы художественного образования в Советской России

Слайд 49

Реформы художественного образования в Советской России С начала XX в. в

Реформы художественного образования в Советской России

С начала XX в. в художественном

образовании в России назревали се­рьезные противоречия, вызванные, прежде всего тем, что существующая система обучения как бы изолировала учащихся от многочисленных но­вейших течений в изобразительном искусстве.
В связи с этим, в 1918 г. была проведена 1-я реформа ху­дожественного образования. Новая система обучения отличалась тем, что ученики теперь могли сами выбирать себе преподавателей, осваивали творческие приемы того или иного руководи­теля мастерской, изучали новейшие художе­ственные течения, но не получали при этом широкого художественного обра­зования.
Сложившаяся ситуация не устраивала ни студентов, ни преподавателей, поэтому в 1920 г. была проведена вторая реформа художественного образования. Для новой системы обучения стало характерно комплексное обучение искусствам и техническим дисциплинам.
Слайд 50

Проекты студентов ВХУТЕМАСА Реформы художественного образования в Советской России

Проекты студентов ВХУТЕМАСА

Реформы художественного образования в Советской России

Слайд 51

Проекты студентов ВХУТЕМАСА Реформы художественного образования в Советской России

Проекты студентов ВХУТЕМАСА

Реформы художественного образования в Советской России

Слайд 52

Проекты студентов ВХУТЕМАСА Реформы художественного образования в Советской России

Проекты студентов ВХУТЕМАСА

Реформы художественного образования в Советской России

Слайд 53

Проекты студентов ВХУТЕМАСА Реформы художественного образования в Советской России

Проекты студентов ВХУТЕМАСА

Реформы художественного образования в Советской России