Русская культура 16-17 веков

Содержание

Слайд 2

Книгопечатание 1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»

Книгопечатание

1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»

Слайд 3

Зодчество Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. Со второй трети

Зодчество

Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества.
Со второй трети XVI

в. в каменное зодчество из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль.
Храмы теперь венчались шатром, который определял композицию постройки.
В отличие от крестово-купольных храмов, восходящих к византийской традиции, шатровые не имеют внутренних столбов, а вся тяжесть здания опирается на фундамент.
Церковь теряет кубическую форму и приобретает облик «столпа» с пирамидальной вершиной.
В шатровых постройках XVI-XVII вв. выразилось национальное своеобразие русского зодчества.
Шатровый стиль открывал новый простор для творчества русских зодчих.
Шатровый стиль запрещен церковью в 1652 году как светское влияние.
Слайд 4

Церковь Вознесения в селе Коломенском Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый

Церковь Вознесения в селе Коломенском
Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в

1532 году в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV .
Слайд 5

Покровский собор. храм Василия Блаженного Расположен на Красной площади в Москве.

Покровский собор. храм Василия Блаженного

Расположен на Красной площади в Москве.
Завоевав Казань, Иван

Грозный приказал зодчим Барме и Постнику построить церковь.
Построен в 1554-1561 гг.
Девять различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство.
Слайд 6

Литература XVII века Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное. Если литературные

Литература XVII века

Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное.
Если литературные герои

предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях.
Слайд 7

Симеон Полоцкий Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович , уроженец Полоцка и потому именовался

Симеон Полоцкий

Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович , уроженец Полоцка и потому именовался в

Москве Симеоном Полоцким.
Образование получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.
В 1661г.Симеон переехал в Москву, где стал учителем для царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи.
Известен как поэт, драматург и публицист.
Сторонник самодержавия.
Слайд 8

Юрий Крижанич Хорват. Прибыл в Россию в 1659 году. Написал несколько

Юрий Крижанич

Хорват.
Прибыл в Россию в
1659 году.
Написал несколько
трактатов ,
среди которых

важнейший-
«Политика».
Выступал за объединение славянских народов.
Не осуждал
крепостнических порядков,
но говорил об ограничении аппетитов
помещиков.
Слайд 9

Аввакум Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России. Его «Житие» представляет

Аввакум

Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России.
Его «Житие» представляет народно-обличительную литературу.
Это

остросюжетное сочинение, где автор на примере собственной жизни, полной страданий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.
Во всех поступках вождя старообрядчества прослеживается неприятие новизны, науки, что шло из Западной Европы.
Слайд 10

Бытовые повести «Повесть о Горе- Злочастии» «Повесть о Савве Грудцыне» «Повесть

Бытовые повести
«Повесть о Горе- Злочастии»
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Шемякином

суде»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Калязинская челобитная»

Содержание бытовых повестей XVII века обнаруживает две тенденции: с одной стороны , герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой – попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом .
Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Слайд 11

Архитектура XVII века *На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее

Архитектура XVII века

*На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее существенные

изменения.
*Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей .
*Новое в архитектуре состояло в том, что увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
*Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.
Слайд 12

Царский дворец в Коломенском выдающийся памятник деревянного зодчества . Представлял собой

Царский дворец в Коломенском
выдающийся памятник деревянного зодчества .
Представлял собой целый городок

с раскрашенными чешуйчатыми кровлями зданий с медным блестящим гребнем.
Витые столбы и позолота делали его похожим на игрушку.
Русский поэт Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света»
Слайд 13

Вознесенская церковь в Торжке 1653 год В деревянном зодчестве преобладали шатровые

Вознесенская церковь в Торжке 1653 год

В деревянном зодчестве преобладали шатровые храмы,

но наряду с ними распространение получили ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков.
Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.
Слайд 14

Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь. Никон пытался

Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь.

Никон пытался изолировать

церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, но новые явления проникали в кирпичную храмовую архитектуру .
В 1652 году было запрещено строительство шатровых храмов.
Никон хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности, но и сам в конечном счете поддался воздействию нового.
Слайд 15

Новоиерусалимский монастырь Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при

Новоиерусалимский монастырь

Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при сооружении

Новоиерусалимского монастыря .
Воскресенский собор должен был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме, куда был послан ученый-монах Арсений Суханов .
Но в соответствии со вкусами XVII века собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами.
Слайд 16

Ростовский кремль 1670-1683 Идея превосходства духовной власти над светской выражена в

Ростовский кремль 1670-1683

Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом грандиозном

сооружении ростовского митрополита Ионы.
Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.
Слайд 17

Монастырские ансамбли завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие

Монастырские ансамбли завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие столетия.

Центром каждого были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом.


Иосифо- Волоколамский монастырь

Слайд 18

Кирилло- Белозерский монастырь

Кирилло- Белозерский монастырь

Слайд 19

Троице-Сергиев монастырь

Троице-Сергиев монастырь

Слайд 20

Многоярусные колокольни Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря

Многоярусные колокольни

Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря

Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря

Слайд 21

Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко) Церковь Покрова Богородицы в Филях

Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко)

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Слайд 22

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений. Хамовный двор в Москве Гостиный двор в Архангельске

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений.

Хамовный двор в Москве

Гостиный двор

в Архангельске
Слайд 23

Сухарева башня архитектора Чоглокова Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей

Сухарева башня архитектора Чоглокова
Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий

общественного назначения.
В основу были положены жилые постройки, которым были приданы монументальные формы.
Сухарева башня была воздвигнута для стрелецкого полка Сухарева, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей.
Слайд 24

Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в. Здание Земского приказа Монетный двор в Москве

Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.

Здание Земского приказа

Монетный

двор в Москве
Слайд 25

Живопись XVII века Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата. Сюда

Живопись XVII века

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата.
Сюда были привлечены

лучшие русские художники, а также иностранные мастера.
В течении 30 лет художественную деятельность в России возглавлял Симон Ушаков.
Слайд 26

Симон Ушаков Спас Нерукотворный Насаждение древа государства Российского

Симон Ушаков

Спас Нерукотворный

Насаждение древа государства Российского

Слайд 27

Михаил Архангел Троица Ветхозаветная

Михаил Архангел

Троица Ветхозаветная

Слайд 28

Парсуна ( от латинского –персона, лицо) Первые русские парсуны создаются мастерами

Парсуна

( от латинского –персона, лицо)
Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты

Московского Кремля в XVII векеПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от иконПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных доскахПервые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Слайд 29

Просвещение Появление печатных букварей Букварь Василия Бурцева 1637 Букварь Кариона Истомина 1694

Просвещение Появление печатных букварей

Букварь Василия Бурцева 1637

Букварь Кариона Истомина 1694

Слайд 30

Учебные заведения 1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском монастыре в Москве.

Учебные заведения

1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском монастыре

в Москве.
Слайд 31

Школа при Печатном дворе- 1680 г

Школа при Печатном дворе- 1680 г