Русская живопись XVII века

Содержание

Слайд 2

В 17 веке в России происходили значительный изменения: менялось традиционное мировоззрение,

В 17 веке в России происходили значительный изменения: менялось традиционное мировоззрение,

возрастал интерес к окружающему миру, появилась тяга к наукам. Необычайно расширились связи России с Западной Европой. Искусство перестало быть только религиозным и постепенно освобождалось от канонов. Расширилась тематика изображений, увеличилось количество светских (исторических) сюжетов. В качестве «образцов» художники стали использовать западноевропейские гравюры.
Начало 17 в. ознаменовалось господством 2х художественных направлений. Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство икон было выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. Его стиль отличают: тяготение к повествовательности(истории), перегруженность композиции деталями, материальность фигур, увлечение архитектурными формами, сдержанность цветовой палитры.
Слайд 3

Икона «Троица» годуновской школы В композиции и понимании образов видно подражание иконе Рублёва

Икона «Троица» годуновской школы В композиции и понимании образов видно подражание иконе

Рублёва
Слайд 4

Другое направление – строгановская школа. Большинство икон этого стиля связано с

Другое направление – строгановская школа. Большинство икон этого стиля связано с

заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. Ее черты: тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощренный рисунок, богатство и изысканность орнамента, многоцветный колорит, важная составная часть которого были золото и серебро.
Продолжателями этого стиля стали иконописцы Оружейной палаты. Первоначально – это царские мастерские, выполнявшие самые разнообразные заказы. Здесь изготовлялись главным образом оружие и знамена, но попутно в палате существовали мастерские золочения по дереву и кости, столярного дела, резьбы и наводки по металлу. Была иконописная мастерская.
Признанным главой художников Оружейной палаты был СИМОН УШАКОВ.
Слайд 5

Иконы строгановской школы: «Вход в Иерусалим» и «Илья Пророк со святыми»

Иконы строгановской школы: «Вход в Иерусалим» и «Илья Пророк со святыми»

Слайд 6

Симон Ушаков «Троица» Сравните с «Троицей» Рублёва «Троица» Рублева А.

Симон Ушаков «Троица» Сравните с «Троицей» Рублёва

«Троица» Рублева А.

Слайд 7

Характерной иконой Симона Ушакова является «Троица». Композиция ее воспроизводит прославленный рублевский

Характерной иконой Симона Ушакова является «Троица». Композиция ее воспроизводит прославленный рублевский

образ с его плавными круговыми ритмами, с ориентацией на плоскость. Но Ушаков эту плоскость разрушил. Он воспользовался приемамми прямой перспективы, которых никогда не применяли русские иконописцы.

В результате пространство стало глубоким, единая плоскость иконы распалась на отдельные планы, а в фигурах и особенно в лицах отчетливо выявились объемности и телесность. Живопись тщательна и искусна, детали реалистичны, однако икона вызывает ощущение холодности изображения.

Слайд 8

Фрагмент «Троицы» Симона Ушакова и фрагмент «Троицы» Рублёва

Фрагмент «Троицы» Симона Ушакова и фрагмент «Троицы» Рублёва

Слайд 9

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» Наибольшей цельностью отмечены те произведения, в которых

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный»

Наибольшей цельностью отмечены те произведения, в которых главная

роль отведена человеческому лицу. В них художник смог выразить свое понимание искусства. Ушаков любил писать образ Нерукотворного Спаса. Крупный масштаб лика Христа позволял ему продемонстрировать свое владение техникой светотеневой моделировки, знание анатомии, умение передать материальность: шелковистость бороды, матовость кожи, блеск глаз.
Слайд 10

Симон Ушаков. Иконы «Богоматерь Умиление» и «Архангел Михаил»

Симон Ушаков. Иконы «Богоматерь Умиление» и «Архангел Михаил»

Слайд 11

Парсуна царя Фёдора Иоанновича В 17 веке появились первые попытки изображения

Парсуна царя Фёдора Иоанновича

В 17 веке появились первые попытки изображения своих

современников. Появился жанр, переходный, между портретом и иконой – ПАРСУНА.
Ранние парсуны, написаны темперными красками на досках иконных. Мастера пытались достичь внешнего сходства с портретируемым. Затем некоторые художники Оружейной палаты стали работать на холсте и масляными красками, а одежды обозначались наклеенными кусочками шелка.
Слайд 12

Парсуна князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

Парсуна князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

Слайд 13

Парсуна-портрет Льва Кирилловича Нарышкина (дяди царя Петра I) и парсуна стольника Василия Люткина

Парсуна-портрет Льва Кирилловича Нарышкина (дяди царя Петра I) и парсуна стольника

Василия Люткина
Слайд 14

Парсуны конца 17 века уже близки к портрету в европейском понимании.

Парсуны конца 17 века уже близки к портрету в европейском понимании.

Они написаны маслом на холсте, без использования аппликации, художники объемно трактуют фигуры и старательно изображают индивидуальные черты лиц. Таковы парсуны-портреты боярина Льва Кирилловича Нарышкина, воеводы Ивана Власова, стольника Люткина и другие.
17 столетие завершает семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени икона перестала господствовать в русской живописи. Начинался новый этап развития изобразительного искусства – нерелигиозный, светский, основанный на принципах реалистического изображения.