Русское искусство 1970-х – начала 1980 гг

Содержание

Слайд 2

В искусстве 1970 - начала 1980 годов существенно расширяется диапазон творческих

В искусстве 1970 - начала 1980 годов существенно расширяется диапазон творческих

исканий. Художники переосмысливают классические традиции, приемы народного творчества, усложняется и заостряется образное начало, пластические приемы живописи.
Новое поколение художников отказывается от жесткого единства целей, характерного для 1960-х годов. Для творчества молодых художников характерны тематическое разнообразие, стремление охватить новые, традиционные пласты жизни, индивидуальность позиции, творческий выбор. Возникает новая проблематика: искусство и мироздание, человек и планета, художник и мир, жизнь и время.
Слайд 3

Назаренко Татьяна Григорьевна (Род. 1944, Москва), живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист,

Назаренко Татьяна Григорьевна
(Род. 1944, Москва), живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист,

пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.
В 1955–1962 училась в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, затем в 1962–1968 в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова у Д.Д. Жилинского. В настоящее время преподает в этом же институте.
Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ.
Т.Г. Назаренко является одним из лидеров художественной жизни 1970-х годов.

Т. Назаренко «Автопортрет с сыном». 1977 г.

Слайд 4

Назаренко Т.Г. "Портрет цирковой актрисы" 1970 г. Холст, масло 110 x 90 см

Назаренко Т.Г.
"Портрет цирковой актрисы"
1970 г. Холст, масло 110 x 90 см

Слайд 5

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее

поколения, — время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои силы и в примитивистской манере, и в системе строгой неоклассики, пишет полотна романтически-декоративные и игровые. В эти годы ею были написаны такие разные работы, как "Казнь народовольцев" (1969—1972), "Дерево в Новом Афоне" (1969), "Воскресный день в лесу" (1970), "Портрет цирковой актрисы" (1970), "Проводы зимы" (1973), "Новогоднее гуляние" (1973), "Утро. Бабушка и Николка" (1972), "Молодые художники" (1968), "Мои современники" (1973) и др.
Слайд 6

Назаренко Т.Г. "Новогоднее гулянье"1973 г. Холст, масло 100 x 135 см

Назаренко Т.Г. "Новогоднее гулянье"1973 г. Холст, масло 100 x 135 см

Слайд 7

Назаренко Т.Г. "Проводы зимы" 1973 г. Холст, масло 130 х 170

Назаренко Т.Г.
"Проводы зимы"
1973 г.
Холст, масло 130 х 170
Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург
Искусство художницы парадоксально: реальная сцена передана натурно-достоверно, но люди напоминают кукол, сделанных народным мастером-примитивистом — лица статичны, движение обозначено, но динамика отсутствует. Цветовая гамма заменена условной раскраской. Эстетика примитива входила органической частью в творчество Т. Назаренко.
Слайд 8

Назаренко Т.Г. "Свидание" 1972 г. Холст, масло 100 x 130 см Государственная Третьяковская галерея

Назаренко Т.Г.
"Свидание"
1972 г.
Холст, масло
100 x 130 см
Государственная Третьяковская галерея

Слайд 9

Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла

Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла

произведения, акцент личностной интонации, ирония.
Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто".
Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь народовольцев", 1969–1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о событии. Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.
Слайд 10

Т. Г. Назаренко «Казнь народовольцев» 1969 г.

Т. Г. Назаренко
«Казнь народовольцев»
1969 г.

Слайд 11

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в

1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. В ней причудливо соединялись приверженность образцам Ренессанса, склонность к обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости борцов за свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой силой машины подавления. За картину "Казнь народовольцев" Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).
Слайд 12

Назаренко Татьяна Григорьевна «Декабристы. Восстание Черниговского полка» 1978 г. Холст, масло160x180 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Назаренко Татьяна Григорьевна
«Декабристы. Восстание Черниговского полка» 1978 г.
Холст, масло160x180 см
Государственная

Третьяковская галерея, Москва
Слайд 13

Назаренко Т.Г. "Партизаны пришли" 1975 г. Холст, масло 160 x 120 см Государственная Третьяковская галерея

Назаренко Т.Г.
"Партизаны пришли"
1975 г.
Холст, масло 160 x 120 см
Государственная Третьяковская

галерея
Слайд 14

Назаренко Т.Г. "Портрет цирковой актрисы" 1970 г. Холст, масло 110 x 90 см Коллекция П. Людвига

Назаренко Т.Г.
"Портрет цирковой актрисы"
1970 г.
Холст, масло 110 x 90 см
Коллекция

П. Людвига
Слайд 15

Т. Назаренко «Я помню чудное мгновенье…»

Т. Назаренко
«Я помню чудное мгновенье…»

Слайд 16

Т. Назаренко «Танцплощадка» 1977 г.

Т. Назаренко «Танцплощадка»
1977 г.

Слайд 17

Назаренко Т. Г. «Московский вечер» 1978 г. Холст, масло 160 x 180

Назаренко Т. Г.
«Московский вечер»
1978 г.
Холст, масло 160 x 180

Слайд 18

Картина Т.Г. Назаренко стала программной для многих мастеров поколения "семидесятых". В

Картина Т.Г. Назаренко стала программной для многих мастеров поколения "семидесятых". В

мастерской собрались друзья и единомышленники; они вместе и в то же время каждый герой погружен в собственные размышления. В композицию введено множество предметов: "Журнал для хозяек", издававшийся на рубеже XIX–XX веков, портрет Прасковьи Жемчуговой, старинные книги, словно переписанные рукой гимназистки слова песни "Москва златоглавая"… Как будто нашли на чердаке старый бабушкин сундук, из которого извлекли эти раритеты.
Не случайно здесь появляется и стилизованный портрет Е.П. Черевиной кисти провинциального художника Г.С. Островского. В 1970-е годы в художественной среде увлекались искусством примитива. В это время произошли крупные открытия в области провинциального усадебного портрета XVIII–XIX веков, многие произведения неизвестных или мало известных ранее мастеров обрели музейный статус.
Назаренко размышляет об утраченной традиции, о разорванной нити истории и культуры. Она ощущает себя преемницей лучших достижений русского искусства, а не заветов социалистического реализма.
Слайд 19

Назаренко Т.Г. "Цветы. Автопортрет" 1979 г. Холст, масло 110 x 90 см Государственная Третьяковская галерея

Назаренко Т.Г.
"Цветы. Автопортрет"
1979 г.
Холст, масло 110 x 90 см
Государственная Третьяковская

галерея
Слайд 20

Назаренко Т.Г. Диптих "Танец" 1980 г. Холст, масло 180 x 240 см

Назаренко Т.Г.
Диптих "Танец"
1980 г.
Холст, масло 180 x 240 см

Слайд 21

Назаренко Т.Г. "Разорванный портрет" 1982 г. Холст, масло 100 x 82 см

Назаренко Т.Г.
"Разорванный портрет"
1982 г. Холст, масло 100 x 82 см

Слайд 22

Назаренко Т.Г. Диптих "Пугачев« 1980 г.

Назаренко Т.Г. Диптих "Пугачев« 1980 г.

Слайд 23

Назаренко Т.Г. "Цветы и фрукты" 1982 г. Холст, масло 100 x 80 см Коллекция П. Людвига

Назаренко Т.Г.
"Цветы и фрукты"
1982 г.
Холст, масло 100 x 80 см
Коллекция

П. Людвига
Слайд 24

Назаренко Т.Г. «Первый снег» 1989 г. 100 x 130 см. Частная коллекция, Лондон

Назаренко Т.Г. «Первый снег» 1989 г. 100 x 130 см. Частная

коллекция, Лондон
Слайд 25

Ксения Васильевна Нечитайло (1942 - 2019) Родилась Ксения Нечитайло в семье

Ксения Васильевна Нечитайло
(1942 - 2019)
Родилась Ксения Нечитайло в семье известных

художников — Василия Нечитайло и Марии Савченковой, с детства была окружена творческими людьми.
Ксения Нечитайло - яркий представитель живописи 1970-х гг., продолжатель линии русского неопримитивизма в духе
Н. Гончаровой и М. Ларионова. При этом обладала несомненно своим узнаваемым почерком, пафосом откровения, глубиной самоанализа, игрой с пространственными эффектами. В центре ее Вселенной всегда был человек, поэтому ее работы столь автобиографичны, привлекательны особой личной позицией автора и искренностью в выборе лирических тем.
Слайд 26

Ксения Нечитайло окончила в 1967 году МГХИ им. В.И. Сурикова, где

Ксения Нечитайло окончила в 1967 году МГХИ им. В.И. Сурикова, где

училась у
А. Грицая и Д. Жилинского. Вместе с другими яркими представительницами молодежного искусства тех лет, склонными к разрушению традиционной линии в живописи — Т. Назаренко, Н. Нестеровой, И. Старженецкой — буквально ворвалась в московское выставочное пространство.
Произведения Ксении Нечитайло хранятся в ГТГ, ГРМ, в музеях Красноярска, Вологды, Оренбурга, Перми, в собраниях и частных коллекциях в стране и за рубежом, в США, Германии, Голландии, Франции.

Нечитайло К.В. «Белый натюрморт» 1984 г.

Слайд 27

Нечитайло К.В. «Семья»

Нечитайло К.В.
«Семья»

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Ксении Нечитайло «Автопортрет с дочками Марией и Анастасией» 1976

Ксении Нечитайло
«Автопортрет с дочками Марией и Анастасией»
1976

Слайд 31

Нечитайло К.В. «За чаем»

Нечитайло К.В. «За чаем»

Слайд 32

Нечитайло К.В. «Птичий рынок»

Нечитайло К.В. «Птичий рынок»

Слайд 33

Слайд 34

Наталья Игоревна Нестерова родилась в 1944 году в Москве в семье

Наталья Игоревна Нестерова родилась в 1944 году в Москве в семье

архитекторов. В 1962 году окончила Московскую художественную школу при Институте имени В. И. Сурикова. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (мастерская проф. Д. Д. Жилинского). С 1969 года — член Союза художников СССР. С 1992 — профессор кафедры сценографии Российской Академии театрального искусства (РАТИ), лауреат Государственной премии Российской Федерации. В 2003 году — Лауреат премии «Триумф». Является действительным членом Российской Академии художеств. В настоящее время живёт и работает в Москве и США (c 1988 года).
Слайд 35

В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической

В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической

фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погружённого в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для неё имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества». С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка. С годами на первый план в её живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны.
Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Нестерова Н. «Эскалатор» 1988 г. Холст, масло 140х160

Нестерова Н. «Эскалатор»
1988 г.
Холст, масло 140х160

Слайд 39

Слайд 40