Рыцарский нравственный идеал

Содержание

Слайд 2

Наряду с идеалом совершенной личности, святого, живущего согласно евангельской или апостольской

Наряду с идеалом совершенной личности, святого, живущего согласно евангельской или апостольской

морали, феодальная эпоха выдвинула идеал "доблестного рыцаря", а затем и "человека чести"
Слайд 3

Й. Хейзинга характеризует феодально-рыцарский идеал как "путь мечтаний", грез о счастье,

Й. Хейзинга характеризует феодально-рыцарский идеал как "путь мечтаний", грез о счастье,

приукрашивания действительности, даже как социальную игру, сценическое мгновение. М. Оссовская считает, что "... в явной форме рыцарский кодекс был сформулирован в позднем средневековье, когда рост значения бюргерства вынудил рыцарство разработать "оборонительную" кодификацию собственных норм"
Слайд 4

Рыцарские добродетели призваны продемонстрировать дистанцию между носителями благородных качеств и людьми

Рыцарские добродетели призваны продемонстрировать дистанцию между носителями благородных качеств и людьми

прочих состояний и сословий. Рыцарство прибегает к христианской символике. Воинственно настроенная аристократия обосновывает свое право войны одними христианскими положениями (символика меча), а для смягчения своего нрава обращается к идеям христианского смирения и милосердия.
Слайд 5

Рыцарские товарищества, связанные обетами, общим водительством, взаимными обязательствами и поручениями, со

Рыцарские товарищества, связанные обетами, общим водительством, взаимными обязательствами и поручениями, со

своими нормами и понятиями о чести и справедливости, являясь военным союзом, суть форма политической организации высшего общественного слоя в Средние века, более сплоченная, нежели родственный клан. Эти отношения как новая реальность фиксированы партикулярным правом, получившим распространение в 5-8вв. Это различные "правды" (Аламанская правда, Баварская правда), законы Гундобара, кодекс Леовигильда и т.п.
Слайд 6

Прообразом рыцаря является всадник, профессионально владеющий оружием, здоровый, тренированный, экипированный, свободный,

Прообразом рыцаря является всадник, профессионально владеющий оружием, здоровый, тренированный, экипированный, свободный,

обладающий поэтому властью над жизнью и смертью безоружных, слабых, зависимых, трусливых
Рыцарство - социальная группа с особым статусом, со своей системой ценностей и поведенческими нормами, возникающая на поздней стадии феодального общества в странах Западной и Центральной Европы в 11-12в.в и охватывавшая всех светских феодалов или же их часть.
Слайд 7

Рыцарь не мог оставить своей службы. Рыцари находились в вассальной зависимости

Рыцарь не мог оставить своей службы. Рыцари находились в вассальной зависимости

от своего сюзерена и получали доход с земель, пожалованных им в качестве платы за службу, верность и поддержку в военных экспедициях и защите от врага. В случае нарушения взятых на себя обязательств, недобросовестности или измены рыцаря феодал мог отобрать владение.
Слайд 8

Чтобы получить статус рыцаря, нужно было пройти ритуал посвящения в рыцари,

Чтобы получить статус рыцаря, нужно было пройти ритуал посвящения в рыцари,

символически закрепляющий взаимные обязательства сюзерена и вассала (при этом ритуале коленопреклоненный вассал вкладывает свои руки в руки сюзерена, то есть вверяет себя ему, подчиняется и вместе с тем вправе ожидать награды из этих рук).
В 11 в. появляются рыцари-поэты и культ Прекрасной дамы, принадлежавшей к высшей аристократии и потому недоступной, значимой как объект поклонения.
Слайд 9

Рыцарей теперь причисляют к знатным и благородным людям, знать и рыцарство

Рыцарей теперь причисляют к знатным и благородным людям, знать и рыцарство

сливаются в единый класс. В частности, во Франции звание рыцаря отменила только Великая французская революция. При правлении Людовика 14 складывается "придворное общество" и возникает тип "придворного", который принимает эстафету рыцарской морали, но имеет совсем иной социально-нравственный характер.
Слайд 10

Бюргерство очень симпатизировало рыцарским идеалам, когда боролось за независимость городской общины

Бюргерство очень симпатизировало рыцарским идеалам, когда боролось за независимость городской общины

от феодальных институтов, идентифицировало себя с храбрым рыцарем, поборником справедливости, личностью, свободной и полной решимости, идеальным героем.
Рыцарство создало героический идеал христианизированного, храброго рыцаря и светский идеал куртуазии, в котором объединяются и военные, и придворные добродетели - и храбрость, и вежливость, но негероические придворные добродетели становятся главными.
Слайд 11

Героический рыцарский идеал раскрывается в таких эпических произведениях, как "Песнь о

Героический рыцарский идеал раскрывается в таких эпических произведениях, как "Песнь о

Роланде", "Песнь о Сиде", "Песнь о Нибелунгах". Эти относящиеся к 12 в. поэмы изображают рыцарские нравы более раннего периода.
Рыцари не выдвигали больших требований к гигиене и комфорту. Наиболее ценное имущество умещалось на нескольких подводах и составляло необременительный транспортируемый обоз. Высшей символической и материальной ценностью было вооружение, воинское облачение, сословные атрибуты. Основной гедонистической ценностью была пища. Качество питания и сытость отличают жизнь высших сословий при том, что средневековый Запад представлял собой, по выражению Ж. Ле Гоффа, "универсум голода".
Слайд 12

К 15в. военно-технические возможности рыцарства потеряли свое значение, изобретение пороха в

К 15в. военно-технические возможности рыцарства потеряли свое значение, изобретение пороха в

16 в. ударило по героическим рыцарским мифам. В эту эпоху рыцарство как образ жизни заканчивается.
В рамках христианизированного рыцарского идеала утверждается рыцарская верность и честь, производные от вассальной зависимости и сословных уз. Предательство сословной чести является смертным грехом.
Рыцарские гербы, выстроенные по определенным правилам, фиксируют и рыцарские подвиги, и вину.
Слайд 13

В 11-13вв. создается новая аристократическая модель поведения, мирской кодекс хороших манер

В 11-13вв. создается новая аристократическая модель поведения, мирской кодекс хороших манер

и идеальных норм, или куртуазии: "Он стремится внушить человеку четыре принципа земного поведения: вежливость (вместо грубости и насилия), храбрость, любовь и душевную широту, щедрость. Этот кодекс должен был сформулировать цивилизованного воина и вписать его в рамки гармоничного целого, зиждущегося на двух главных оппозициях: культура - природа и мужчина - женщина
Слайд 14

Светским (придворным) нравственным идеалом и нормой поведения является куртуазность. Иначе ее

Светским (придворным) нравственным идеалом и нормой поведения является куртуазность. Иначе ее

называют еще великодушием, вежливостью, утонченностью и изысканностью. Великодушие как бы подразумевает все лучшие рыцарские качества (власть, отвагу, честь, щедрость), а также просвещенность, не говоря уже об имущественном и общественном положении.
Куртуазность противостоит неотесанности, алчности, скаредности, ненависти, мести, измене
Слайд 15

Куртуазность выражается в романтической любви и куртуазной дружбе не имеющими ничего

Куртуазность выражается в романтической любви и куртуазной дружбе не имеющими ничего

общего с психологией брака. Семья сосуществует с узаконенной неверностью и полигамией. Она предполагает верность возлюбленному, но сама является узаконенной неверностью. Ревность осмеивается, а перемена предмета любви случается часто. Важно не это. Любовь такого рода требует идеализации предмета поклонения, уважения и страха.