Слайд 15
Эль Греко, или Доменико Теотокопули)
(1541–1614)
Грек с острова Крит, Эль
Греко учился, видимо, у местных иконописцев. После
1560 г. приехал в Венецию (о. Крит в то время находился в зависимости от
Венеции), где, возможно, обучался у Тициана. С 1570 г. работал в Риме, испытал
воздействие Микеланджело, Я. Бассано, Я.Тинторетто. Расцвет таланта Эль Греко
наступил в Испании, куда он переехал около 1577 г. и где, не получив признания
при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо.
В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в.,
в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются
грани между землей и небом, реальные образы получают утонченно-духовную
интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса",
1586-1588 гг., церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство", около 1590-1595
гг., Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые
пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и
предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного
пространства ("Мученичество Св.Маврикия", 1580-1582 гг., Эскориал). Одну из
главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на
обилии холодных тонов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих
или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для
портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью ("Главный
инквизитор Ниньо де Гевара", 1600-1601 гг., Метрополитен-музей) или
проникновенным драматизмом ("Портрет неизвестного рыцаря", 1578-1580 гг.,
Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистики нарастают в поздних картинах Эль
Греко ("Снятие Пятой печати", Метрополитен-музей; "Лаокоон", Национальная
галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614 гг.), острым трагическим
чувством пронизана его пейзажная композиция "Вид Толедо" (1610-1614 гг.,
Метрополитен-музей). Отмеченное напряженным стремлением к выражению
возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в
XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто только в начале XX в.