Символизм и модерн

Содержание

Слайд 2

Разные национальные варианты Более однородно, чем реализм Вневременные образы, переработанные фантазией

Разные национальные варианты
Более однородно, чем реализм
Вневременные образы, переработанные фантазией
Мифы, легенды, сказки

народов мира сплавлялись с реальностью
Настроение меланхолическое – усталость от жизни («декаданс» - упадок)
Слайд 3

Символизм Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и

Символизм

Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг.

и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Слайд 4

Возникновение Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским

Возникновение

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le

Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти.»
Слайд 5

Возникновение В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души —

Возникновение

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний,

неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.
Слайд 6

СИМВОЛИЗМ Основа творчества – образ-символ, иносказательное выражение скрытого смысла произведения. По

СИМВОЛИЗМ

Основа творчества – образ-символ, иносказательное выражение скрытого смысла произведения.
По своей сути

– индивидуалистическое, то есть неприятие буржуазной действительности.
Символистические образы стали воплощением гуманистических идеалов
Слайд 7

Доктрина Предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных,

Доктрина

Предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных

идей
Искусство – их интуитивное постижение сквозь внешние покровы
Поэзия – музыка стиха, подтекст поэтического слова, окруженный облаком смутных ассоциаций
ИЗО – очертания предметов, подчеркнутая асимметрия, замена реальных персонажей фантастическими, вымышленными.
Эти тенденции легли в основы модерна
Слайд 8

ИЗО искусство Формирование 1860-1880 гг В тоже время 1860-1870 – эклектика

ИЗО искусство

Формирование 1860-1880 гг
В тоже время 1860-1870 – эклектика
Француз Пюви

де Шаванн
Немецкие «неоидеалисты» - фон Маре, Фейербах, Хильдебрандт
Искали чистую вневременную красоту образов таинственного идеального мира
Слайд 9

Пюви де Шаванн Смерть и девушки Фейербах Цыганский танец

Пюви де Шаванн Смерть и девушки

Фейербах Цыганский танец

Слайд 10

СИМВОЛИСТЫ нач. 20 в. Открыто противопоставляли свое творчество реальному миру Моро,

СИМВОЛИСТЫ нач. 20 в.

Открыто противопоставляли свое творчество реальному миру
Моро, Редон –

Франция
Фон Штук, Клингер – Германия
Беклин – Швейцария
Мунк – Норвегия и т.д.
Полуфантастические композиции, проникнутые мистическим настроением
Гротескные образы-символы, страх перед уродством и бесчеловечностью буржуа
Слайд 11

Моро. Орфей Фон Штук. Саломея Мунк. Крик Беклин. Остров мертвых

Моро. Орфей

Фон Штук. Саломея

Мунк. Крик

Беклин. Остров мертвых

Слайд 12

Романтический символизм Внес романтическую символику в модерн Ее использовали для создания

Романтический символизм

Внес романтическую символику в модерн
Ее использовали для создания цельных художественных

ансамблей – «очаги красоты»
Гоген, Дени – Франция
Климт – Австрия
Чюрленис – Литва
Врубель, Борисов-Мусатов – «Мир искусства» Россия
Поиски худ языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл
Слайд 13

Дени. Не прикасайся ко мне Чюрленис. Сказка королей

Дени. Не прикасайся ко мне

Чюрленис. Сказка королей

Слайд 14

Борисов-Мусатов. Призраки Врубель. Царевна-лебедь

Борисов-Мусатов. Призраки

Врубель. Царевна-лебедь

Слайд 15

Символизм = Модерн Символизм предшествовал модерну, подпитывал его, но не всегда

Символизм = Модерн

Символизм предшествовал модерну, подпитывал его, но не всегда воплощался

в его формах
Стилистика модерна с ее плоскостностью, орнаментикой и изысканностью могла и не нести символическое содержание
Слайд 16

Густав Моро Символист и фантаст Но не художник модерна Тулуз –

Густав Моро
Символист и фантаст
Но не художник модерна

Тулуз – Лотрек (плакаты и

афиши)
Постимпрессионизм и модерн
Но не символист

Саломея

Мулен Руж

Слайд 17

Обобщая, можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения

Обобщая,

можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в

многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной речи, а также через её те или иные свойства. Основным содержанием символистского произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.
Слайд 18

(от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое

(от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль

(нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 19

Модерн и Модернизм НЕ ПУТАТЬ! «Модернизм» – направление в искусстве и

Модерн и Модернизм НЕ ПУТАТЬ!

«Модернизм» – направление в искусстве и литературе 20

века. Присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – «модерн»
В русской эстетике, «модерн» - художественный стиль, предшествующий модернизму
Слайд 20

В России – «Модерн» В Германии – «Югендстиль» (югендштиль) В Австрии

В России – «Модерн»
В Германии – «Югендстиль» (югендштиль)
В Австрии – «Сецессион»
Во

Франции – «Ар Нуво»
В Италии – «Либерти»
В США – «Тиффани»
В Англии – «Модерн Стаил»
В Испании – «Модернизмо»
Слайд 21

Черты стилистики модерна Яснее всего – в декоративных изделиях, украшениях, витражах.

Черты стилистики модерна

Яснее всего – в декоративных изделиях, украшениях, витражах. Мебели,

светильниках
Вкус к рафинированной изысканности – изогнутые, вьющиеся формы, сложные узоры, асимметрия, ажур
Отказ от традиционной фасадности здания, изысканные лестницы, решетки, балюстрады
Изощрения в области декора, «удар бича» Орта
Тяготение к синтезу искусств. Человек и архитектор, и скульптор, и график, и дизайнер, и декоратор
Возрождение инкрустации, расписного стекла, мозаики