Средства выразительности картины Анкор, еще анкор!, П.А. Федотов

Содержание

Слайд 2

«Анкор, еще анкор!» П.А. Федотов

«Анкор, еще анкор!» П.А. Федотов

Слайд 3

«Анкор, еще анкор!» - последняя картина П. А. Федотова – была

«Анкор, еще анкор!» - последняя картина П. А. Федотова – была

написана в 1851-1852 гг. В ней в полной мере отразились чувства глубочайшей тоски и одиночества, которые ощущал художник в последний период своей жизни. Перед нами разворачивается сцена из жизни офицера, которого служба забросила в маленькую, затерянную в глуши деревушку. Здесь тоскливо и невыразимо скучно – нет ни общения, ни занятий, ни книг. Беспросветная жизнь в унылой провинции может довести человека до отчаяния, тоски, сумасшествия.
Слайд 4

«Анкор, еще анкор!» - кричит он собаке, мешая французские слова с

«Анкор, еще анкор!» - кричит он собаке, мешая французские слова с

русскими («анкор» означает «еще» по-французски). Пудель совсем измучался, снова и снова прыгая через протянутую палку. Энергия, заключенная в его движении,– уходит впустую, и нет в этом движении ни конца, ни цели.

Мы видим тесную солдатскую квартирку и офицера, растянувшегося на низкой лавке. Через маленькое окошко в комнату попадает холодный свет луны. Тускло горит свеча на столе. Лицо и фигура военного почти не различимы. Человек заставляет прыгать через палку собаку.

Слайд 5

А за окном долгая зимняя ночь. Кажется, что на много верст

А за окном долгая зимняя ночь.
Кажется, что на много верст

вокруг такая же бессмысленность, скука и зло. Предаваясь своему бестолковому занятию, убивает офицер час за часом. Так проходит его жизнь, лишенная смысла и цели.
Слайд 6

По тому же принципу построено живописное зрелище на полотне. Первому взгляду

По тому же принципу построено живописное зрелище на полотне. Первому взгляду

представляется нечто невнятное — колыхающееся дымно-душное марево; из него постепенно реконструируется элементарно-простейшее: свеча, стол, топчан, гитара, прислоненная к стене, лежащая фигура, тень пуделя и какое-то призрачное существо в дверном проеме в глубине слева. Люди и вещи превращены художником в живописные фантомы, какими они воспринимаются в зыбком промежутке между сном и явью, где кажущееся и действительное неотличимы друг от друга. Это двуликое, каверзное единство призрачного и действительного — одно из воплощений известной метафоры «жизнь есть сон».
Слайд 7

Он старался вложить в это своё последнее проникновенное полотно, в эту

Он старался вложить в это своё последнее проникновенное полотно, в эту

типичную жанровую сценку нечто большее, нечто потустороннее. И пудель здесь не случаен. Но вот Павел Федотов наносит кистью маски по холсту, и пар исходит от его дыхания в промёрзшей мастерской, и он создаёт вполне зримый образ того загробного мира, который будет парадоксально представлен в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Два мира одновременно существуют в этой картине. В одном яркость цвета и света, строгая гармония рациональной выстроенности. Это пришло из картины Брюллова «Последний день Помпеи», где также торжествует ярко-красный колорит пламени и синюшный, мёртвенный, цвет трупов.
Слайд 8

Брюллов подсказывал Федотову использовать именно эти цвета, чтобы создать ощущение контраста

Брюллов подсказывал Федотову использовать именно эти цвета, чтобы создать ощущение контраста

между жарко протопленной и согретой избой и вида за окном, где находится такой же домишко с точно такими же красными окнами. Замкнутость пространства комнаты, таким образом, сливается с замкнутым пейзажем за окном. А переданный контрастный колорит красного и синего из апокалипсиса «Последнего дня Помпеи» наводит на мысль о всеобщем царстве смерти.
Ошибочно считать, будто в картине господствует застой и недвижимость. Движение здесь запечатлено сильное, но бесцельное. Это круговорот, навсегда заключённый в четырёх стенах. Пудель прыгает как заведённый под команду хозяина: «Анкор, ещё Анкор!». Это бессмысленное движение бесконечно, как у Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»; оно подобно вихрю стенающих душ в аду у Данте. Вот такая получается тесная, закоптелая комнатка вместо бесконечности потустороннего мира.
Слайд 9

Художник создаёт эту атмосферу с помощью тёмных, мрачных, огненных оттенков краски.

Художник создаёт эту атмосферу с помощью тёмных, мрачных, огненных оттенков

краски. Картина «Анкор, еще анкор!» отличается необычным для творчества Федотова драматическим пафосом. Это повествование о душевной опустошенности человека, обреченного на бессмысленное существование, разуверившегося в ценности своей жизни.

Картина заставляет нас задуматься – в ней не хватает столь характерных для других произведений Федотова прорисованности деталей. Но внимание к мелочам присутствует – мы видим флягу на крючке, глиняный умывальник, кружку и складное зеркальце на столе.

Слайд 10

В изображенной сцене, как и в событии, вынесенном за пределы этой

В изображенной сцене, как и в событии, вынесенном за пределы этой

сцены, не осталось ничего от прежнего сатирического подхода к явлениям действительности. Ситуация, запечатленная художником, скорее настраивает на трагический лад, создавая впечатление безысходности и как бы суля предстоящую трагедию.
Своим отчаяньем и бессилием что-либо изменить оба героя вызывают жалость и презрение. Это чувство усиливается благодаря окружающей обстановке: тусклый вечер за окном, тлеющая свеча, гитара, которая является одновременно единственным развлечением, едва ли не главным собеседником и товарищем.
Слайд 11

Вывод Использовал коричневато огненную гамму в контрасте с холодными синеватыми оттенками.

Вывод

Использовал коричневато огненную гамму
в контрасте с холодными синеватыми оттенками.
Создал сложный

поэтический образ.
В картине в полной мере отразились чувства глубочайшей тоски и одиночества.
Несмотря на то, что в картине художник не уделил большого внимания скрупулезной прорисовке деталей, передал в ней два мира.
По отличии от других работ Федотова, картина создает ощущение пустоты, беспросветности, ноющей тревоги, оставляющей в душе неприятный скребущий след и драматический пафос необычным для творчества Федотова.
Слайд 12

Источники Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до

Источники

Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала

третьего тысячелетия : учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. М., 1969.
http://www.detskiysad.ru/art/kartina172.html
https://opisanie-kartin.ru/fedotov-pavel/ankor-esshe-ankor/