Танцы народов Поволжья. 2-Б класс

Содержание

Слайд 2

Танцы народов Поволжья Русский танец: хороводы, кадрили, виртуозные пляски, парные танцы.

Танцы народов Поволжья

Русский танец: хороводы, кадрили, виртуозные пляски, парные танцы. Например

в Самарской области славится кадриль «Самарка», построенная на фольклорном материале.
Марийские танцы сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец-лиричный, мужской-динамичен. Наиболее распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын Акпарса».
Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья. Танец или пляска ( по чувашски – «таша») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. 
Мордовские танцы представляют сюжеты или импровизации на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей.
Башкирские танцы. Самой популярной является пляска типа «Карми бейеу» (лицом к лицу) – импровизированное соревнование - перепляс исполнителей. Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным образом , на круговых мизансценах. Дополнительным аккомпанементом служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства. Танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Для того, чтобы хорошо знать танцевальную культуру своего или другого народа, нужно знать обычаи, культуру и искусство – то, что отражает танец. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
При этом, народности, проживающие в одном регионе, влияют друг на друга. Взаимосвязь культур прослеживается как в быту, так и в народном художественном творчестве, в частности – в танцах. Ярким примером тому может служить поволжский регион, где проживают как русские, так и удмурты, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши, татары, мордва.
На территории Поволжья проживает много разных народов и танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. Каждому народному танцу присущи свои национальные черты. Каждый народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием.

Слайд 3

Танцевальные элементы танцев народов Поволжья Многие танцевальные элементы возникли из подражания

Танцевальные элементы танцев народов Поволжья

Многие танцевальные элементы возникли из подражания

трудовому процессу. Как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад.

Элементы многих женских танцев народов Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец "Сновуха" (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях.
В башкирском танце "Прядение" показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок, в "Танце труда" изображались мытье, выжимание, сушение ниток; работа ткацкого станка.
В марийском танце "На тереблении льна" имитируется процесс выработки льна, в танце "Женский труд" девушки показывали, как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы русские, марийцы, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику.

Слайд 4

Многие мужские танцы также возникли на основе трудовой практики. В русском,

Многие мужские танцы также возникли на основе трудовой практики. В русском,

башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. Тот же процесс отражался в марийском танце «На сенокосе».

Многие женские танцы изображают приготовление пищи (башкирские «Кумысницы», «Бишбармак», калмыцкий «Танец с пиалами» и др.). В танце «Бишбармак» девушка показывает, как готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т. д.

Чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец «Веревочка» и татары.

Слайд 5

Общей чертой танцев народов Поволжья являются движения, изображающие действия воина. Героический


Общей чертой танцев народов Поволжья являются движения, изображающие действия

воина. Героический марийский танец "Сыны Акпарса" - это память народа о своих сынах и дочерях, борцах за свободу, независимость и счастье.
Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании Е. Пугачева. В этих танцах присутствуют элементы русского танца: присядка-разножка, приплясы, прыжки с поджатыми ногами.
Элементы стрельбы, состязания и единоборства присутствуют в калмыцких танцах "Джангариада", "Хадрис". В башкирском танце "Северные амуры" повествуется об участии башкирских воинов и русского офицера в Отечественной войне 1812 года. Здесь встречаются движения, общие для башкирского и русского танцев: маршевый шаг, отдавание чести, удары пятками в знак готовности исполнить приказ.
Слайд 6

В танцах народов Поволжья изображают повадки и целые сцены из жизни

В танцах народов Поволжья изображают повадки и целые сцены из

жизни животных и птиц. У калмыков это танцы "Туула-би" (танец зайца), "Тухин-би" (танец быка), "Тякин-би" (танец козла).
Мордовская пляска "Медведь" представляет собой подражание зверю - неуклюжее топание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. "Медведь" находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из девушек. Музыка танца воссоздает образ неуклюжего зверя простотой и ненавязчивостью ритмического и мелодического рисунка.
В начале XX века у восточных башкир были популярны пляски-пантомимы: "Кукушка", "Голубь". Пляска "Голубь" исполнялась сольно, как правило, пожилым мужчиной. Исполнитель подражал движениям, повадкам, воркованию голубя.
В русской хореографии танец "Лебедь", "Лебедушка", "Гуси-лебеди". В танце "Вдоль да по речке" воспевается уточка и се верный спутник селезень. Девушки-«уточки» заводят хоровод. В их танец вступают юноши-"селезни". Каждый из "селезней" старается привлечь внимание солистки-"уточки". Происходит ссора "селезней". Девушки разнимают ссорящихся. "Уточка"-солистка оказывает внимание самому скромному "селезню". В этом танце находим общие хореографические движения с башкирским и калмыцким танцами. В женском танце это многочисленные взмахи руками, как крыльями, в мужском -следующее движение: согнутые руки отводятся назад так, чтобы локти были позади туловища, а ладони выведены вперед, тыльной стороной вверх; грудь исполнителя при этом сильно выпячена.
На Волге бытует танец "Птичка", который исполняется одной или несколькими парами, танцующими обособленно. Для первой фигуры характерно своеобразное положение рук: правой рукой исполнители обнимают друг друга, а левой поддерживают локоть правой руки партнера. Во второй фигуре исполнители часто производят взмах руками, имитируя движения крыльев птиц.
Слайд 7

Башкирский танец Башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила

Башкирский танец

Башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила

его в изяществе. Башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся.
В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук. В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.
Мужской танец отличается от женского большой динамичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.
Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как "Ос таган"("Треножник"), "Ос мойош"("Три угла") и др.
Коллективные танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.
В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:
1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
2) в центре круга танцует пара;
3) в центре круга играет кураист;
4) в центре танцуют трое исполнителей.
Наиболее распространенный вид хоровода- это поочередная смена солистов внутри круга. Именно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.
Кроме того башкирские народные танцы разделяются на:
лирические
шуточные
трудовые
бытовые
охотничьи
военные танцы
Слайд 8

Потребность в танце возникла у башкир в связи с проведением свадебных

Потребность в танце возникла у башкир в связи с проведением

свадебных ритуалов (танцы невест, танец свекрови, танец «Сыбырткылау»), потребностями в проведении праздников, соперничеством (танец «Капма-каршы»), с тотемическим культом птиц (танцы «Кәкук» — «Кукушка», «Кара тауыҡ» — «Черная курица», «Аккош» — «Лебедь», «Кор уйыны» — «Глухариная игра»), с желанием вызвать хороший урожай, охотничьими и военными танцами, ведущими к успеху.
Интересны танцы, передающие образы птиц. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец "Кукушка","Лебедь" и др.).
Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачащихся сторон ("Йыуаса", "Киленсек" и др.). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми.
  В Башкирии популярны танцы-игры - "Черная курица", "Мать - гусыня", "Возьму птенца", "Лебедь". Игра "Лебедь" ("Аккош") - своего рода танцевально-драматический диалог. Ее участницы, выстроившись в линию, изображают птиц. Мать (Инэ кош), раскинув руки, защищает птенцов от нападения злого духа. "Девушки-птицы" держатся за талию друг друга. Вся линия мечется из стороны в сторону, прячась за спиной матери. Злой дух спрашивает: "Что у тебя за спиной?" ("Артындары ни генэ?"). Мать отвечает: "Белые птицы" ("Аппак, аппак кошкына"). Злой дух говорит: "Дай мне одну" ("Береу-кей ен бир мине"). Мать отвечает: "Ни за что не отдам" ("Ник бирэйем мин пине"). Часто девушки-башкирки, исполняя обрядовые хороводы, украшали деревья, произносили добрые пожелания: "Чтобы был хороший урожайный год, чтобы пищи хватало и людям, и птицам". После традиционного кормления птиц начинались девичьи пляски, песни, игры.
Башкирские танцы сопровождаются различными атрибутами (плеть, платками, веревками, шаль, украшением деревьев лоскутками, народными костюмами). Разнообразные одежды и такие атрибуты как платки, полотенца были символами благополучия, плодородия.
Слайд 9

ИЗВЕСТНЫЕ ТАНЦЫ: Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой

ИЗВЕСТНЫЕ ТАНЦЫ:
Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой конь),

Байыk (Мужское имя);
Свадебные: Килен бейеуе, Йыуаса, Сыбыртkылау;
Игровые: Kыззар бейеуе, Енгэйзэр бейеуе, Kарттар бейеуе;
Танцы соревнования: Kара-kаршы, Каршы бейеуе, Капма-kаршы, Короклау (Накинуть лассо), Килэнсек (Невестка), Азаkkы уйын (Последние игры);
Трио: Эс таfан (Треножник), Эс мэйэш (Три угла), Эс букэн (Три пня);
Женские танцы: Карfа бутkahы (Воронья каша), Кэкук сэйе (Кукушкин чай), Тунэрэк уйыны (Танцевать по кругу), Уткес (Проходить (через что-то)), Уткэрмеш (Пропускать (через что-то)), Аkkош (Лебедь), Сынрау торна (Звенящие журавли).