Цвет. Основы цветоведения

Содержание

Слайд 2

Радуга Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Радуга

Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке:

Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан

Слайд 3

Основные цвета Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Основные цвета

Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Слайд 4

Составные цвета Составные цвета – цвета, получаемые путём смешивания основных цветов. ? ? ?

Составные цвета

Составные цвета – цвета, получаемые путём
смешивания основных цветов.

?

?

?

Слайд 5

Основные и составные цвета Для удобства все цвета размещают по кругу,

Основные и составные цвета

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая

голубой (смесь синего с белым).

Основной цвет

Основной цвет

Основной цвет

Слайд 6

Основные и составные цвета Для удобства все цвета размещают по кругу,

Основные и составные цвета

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая

голубой (смесь синего с белым).

Составной
цвет

Составной
цвет

Составной
цвет

Слайд 7

Цветовой круг Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением основных и составных цветов

Цветовой круг

Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением

основных и составных цветов
Слайд 8

В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы проведём

В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы проведём

в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый.
Это пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.
Слайд 9

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает

такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.
Слайд 10

Слайд 11

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет

главную роль
Слайд 12

Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определённое единство

Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих

определённое единство
Слайд 13

Основные характеристики цвета Светлота Цветовой тон Насыщенность цвета С. Ткачев. На

Основные характеристики цвета

Светлота

Цветовой тон

Насыщенность цвета

С. Ткачев.
На солнышке

В.Борисов-Мусатов. Весна

В. Борисов-Мусатов.

Водоем
Слайд 14

Родственные цвета М. Асламазян Праздничный натюрморт

Родственные цвета

М. Асламазян Праздничный натюрморт

Слайд 15

Порядок расположения цветов в цветовом круге

Порядок расположения цветов в цветовом круге

Слайд 16

Слайд 17

И. Остроухов. Золотая осень

И. Остроухов. Золотая осень

Слайд 18

К. Моне. Скалы в Бель-Иль.

К. Моне. Скалы в Бель-Иль.

Слайд 19

П. Сезан. Пейзаж Л Эстака

П. Сезан. Пейзаж Л Эстака

Слайд 20

А. Куинджи. Эльбрус

А. Куинджи. Эльбрус

Слайд 21

Клод Моне. Руанский собор 1.В свете восходящего солнца. 2.Утром. 3.Вечером 1 2 3

Клод Моне. Руанский собор
1.В свете восходящего солнца.
2.Утром.
3.Вечером

1

2

3

Слайд 22

Теплые цвета

Теплые цвета

Слайд 23

Холодные цвета

Холодные цвета

Слайд 24

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее

яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.
Гармонично и хорошо сочетаются любые пары основных цветов:
красный и синий
синий и жёлтый
жёлтый и красный
Это менее яркие пары, нежели дополнительные.
А вот пары дополнительных цветов:
оранжевый и фиолетовый
зелёный и фиолетовый
зелёный и оранжевый
Это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.
Слайд 25

Слайд 26

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же

гармоничные.
При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый!
Выделяются три группы цветов по сочетанию – родственные, родственно-контрастные и контрастные.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов:
жёлто-красные
красно-синие
сине-зелёные
зелёно-жёлтые
При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.
Слайд 27

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют

один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета – взаимо-дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:
жёлто-красные и красно-синие
красно-синие и сине-зелёные
сине-зелёные и зелёно-жёлтые
зелёно-жёлтые и жёлто-красные
Эти сочетания достаточно активны.
Слайд 28

контраст дополнительных цветов

контраст дополнительных цветов

Слайд 29

Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные - цвета, имеющие одно название,

Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.
Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную

светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Слайд 30

Полный цветовой круг Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета

Полный цветовой круг

Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета

Смешение хроматического

цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ

Смешение хроматического цвета с чёрным увеличивает его насыщенность

Слайд 31

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем

составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный).
Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).

Однотоновая гармония

Слайд 32

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд

(то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Слайд 33

гармония родственных цветов

гармония родственных цветов

Слайд 34

Все цвета можно разделить на две большие группы: Ахроматические (бесцветные) –

Все цвета можно разделить на две большие группы:
Ахроматические (бесцветные) – к которым

относятся белый, черный и все оттенки серого цвета. Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты (светло-серый, темно-серый и т. д.).
Слайд 35

Хроматические (спектральные) – все цвета и оттенки спектра: пурпуровый, карминно-красный, киноварно-красный,

Хроматические (спектральные) – все цвета и оттенки спектра: пурпуровый, карминно-красный, киноварно-красный, оранженый,

желтый, желто-зеленый, зеленый, голубо-зеленый, циано-голубой, ультрамариновый (синий), голубо-фиолетовый, пурпурно-фиолетовый. Хроматические цвета имеют три свойства: светлоту, цветовой тон, насыщенность.
Цветовой тон - одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков.
Слайд 36

Слайд 37

Насыщенность цвета - это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости

Насыщенность цвета - это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от

наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет - это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», а «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью).
Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные - в вышивке одежды.
Светлота - это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой - разные по светлоте тона одного синего . Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета - с белой краской
Теплые и холодные цвета. Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.
В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.
Слайд 38

Слайд 39

Теплые и насыщенные (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление

Теплые и насыщенные (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление

близости предмета.
Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности.
Поэтому их называют удаляющими, отступающими.
Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим - синий.
Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя.
Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие.
Слайд 40

Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они

Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они

расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
На светлом фоне все светлые тона цвета кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.
Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

цветовые растяжки по тону

цветовые растяжки по тону

Слайд 46

Слайд 47

Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается

Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается

гармоничным. Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.
Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?

Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее

удачным и почему?
Слайд 51

Светотень. Цвет и свет - понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря

Светотень. Цвет и свет - понятия, неотделимые друг от друга.
Благодаря свету

человек видит предметы, их форму и цвет.
Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться.
При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее.
При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.
Слайд 52

Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того,

Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того,

как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных степеней светотени:
блик - особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми. Вышиваем всегда белыми или очень светлыми серыми нитками;
светлая часть - часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон - часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть - часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
рефлекс - свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.
Слайд 53

Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы,

Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы,

птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее.
Слайд 54

Цвет в композиции. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в

Цвет в композиции.
Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости

от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким.
Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней – он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же – он бунтует словно в заточении.
Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Практическая работа Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы» Составить

Практическая работа

Составить гармонию
холодных пятен «В царстве Снежной королевы»

Составить гармонию
теплых

пятен «В Солнечном городе»
Слайд 61